Авторучка. Иерарх. 19

Ермолаев Валерий
  Авторучка

   Роман
(Из лихих 90-х и 0-х)               

Глава 19

 Иерарх

Осторожно приоткрыв дверь Телок увидел священника преклонных лет в черной рясе и шапочке.
-Бог в помощь и здравствуйте, могу я видеть Теленкова Анатолия Анатольевича?
-Да, это я, - ответил крайне озадаченный Телок при виде такого гостя.
-Не удивляйтесь, но я вас давно ищу. Но вы то за границей, то за городом. В офисе , в Москве редко бываете. Да и мне приходится ездить по миру. Вот на всякий случай заглянул к вам на дачу, вдруг думаю , на мое счастье вас здесь застану. Слава Богу, застал.
-Проходите, пожалуйста, не разговаривать же нам на пороге, - пригласил удивительного гостя к себе ничего не понимающий Телок.
Его не так удивила  растяжка, как визит черного монаха. Он провел его к столу, где его встретила не менее пораженная Кэт.
-Здравствуйте, - смело протянула руку Кэт священнику, - меня зовут Катя.
-Очень приятно, - поздоровался без всякого жеманства гость, - а меня владыко Василий. Живу сейчас в Троице-Сергиевой Лавре на полном иждивение Духовной Академии. Приехал  из Сан-Франциско читать в Академии внеклассные лекции.
-Садитесь, садитесь, владыко, - вежливо предложил Телок старику стул. Только теперь он заметил что Василию было лет девяносто.
-Да я не надолго, там, за калиткой меня ждут…
-Вина, соку, фруктов?-предложила Кэт, - угощайтесь, святой отец.
-Если нальете стаканчик воды, то я буду вам благодарен.
-Вода у нас хорошая, родниковая, - сказал Телок , наливая отцу Василию стакан, - итак, я вас слушаю.
-Видите ли, я приехал в Духовной академии прочитать курс лекций по богословию Великих капподокийцев, в связи с апологетикой XXI века, - начал витиевато объяснять священник.
-А кто такие капподокийцы? И что такое апологетика? - неожиданно прервала отца Василия неробкая Кэт.
-Апологетика, - терпеливо разъяснил богослов, - происходит от греческого «апология»-защита, оправдание, ответ на нападки. У нас, в церковных школах, эта наука испокон веков понимается как обоснованная защита веры и Православия от нападок. Меня интересуют космология и богословие. Основоположниками же капподокийского богословия являются святые Василий Великий, Григорий Нисский, и Григорий Богослов. Они жили в IV веке…
-Для меня это слишком сложно и непонятно, - сказала Кэт, - я в Бога верую, но историей религии не интересовалась.
-Надо чаще ходить в церковь, - посоветовал владыко Василий. –Но, я не за тем пришел , чтобы читать лекцию, у меня есть вопрос и просьба к Анатолию Анатольевичу.
-Я слушаю вас внимательно, - сказал Телок.
-Скажите, Анатолий Анатольевич, вы знали такого человека, который вам представился, как Василий Иванович Темный?
-Темный? Темный… да припоминаю…такой щупленький, маленький, с длинным носом и черными глазками… он у меня просил разъяснения по древней книге в кожаном переплете. Но он, кажется погиб. Его машина сбила…,-припомнил прошлое Телок, - да…да… я тогда преподавал философию в колледже, где мы с вашим Темным и встретились. Точно. Его сбила машина на улице Дмитрия Ульянова. Но этот Василий Темный был очень возбужден при встрече со мной, почти невменяем.
-А книга, которую он вам показывал? Он с собой унес? - взволнованно спросил священник.
-Книгу он отдал мне. Я повторяю, он просил меня сделать по книге одно разъяснение и оставил ее на денек, но в связи со смертью, естественно забрать у меня не смог.
-Значит книга у вас? - уточнил владыко.
-Конечно у меня, но не здесь, а на московской квартире.
-Слава Богу, что вы сохранили книгу!
-Если меня не обокрали, как это часто водится в Москве, то книга в целости и сохранности.
-Слава Богу, слава Богу, - запричитал отец Василий.
-Да вы поясните, в чем собственно дело, - сказал Телок, - мне книга не нужна, а держал я ее у себя, потому что не кому было отдать. Никаких наказов Темный мне не давал. Все произошло так неожиданно.
-Господь с вами, - воодушевленно воскликнул отец Василий, - я рад, что книга обнаружилась, это самое главное.
-А что, очень ценная книга? - спросила Катя.
-Не ценная, а бесценная! - воскликнул богослов.
-Что в ней, знания веков собраны? - продолжала не униматься настырная Катя.
-В этой книге на древнегреческом и иврите собраны сведения по космическим знаниям. То, что видели апостол Павел, Иоанн, а затем капподокийцы, записано в этой книге.
-А как вы узнали о книге? - спросил Телок.
-Дело в том, что перед приходом к вам, как я понимаю теперь, Василий Иванович  Темный  пытался что-то прояснить среди нашего духовенства. Он посещал Оптину Пустынь, а потом Троице-Сергиеву Лавру. Там, в Духовной академии я и видел эту книгу. Поскольку Василий Иванович плохо знал древние языки я помог ему в чтении. И скажу вам, это удивительная книга, восходящая ко времени капподокийцев.
-Что же вызвало удивление у вас? - спросила Кэт.
-Там собраны бесценные научные сведения из современной космологии, физики, теории эволюции…
-Это как? - удивилась Кэт,-вы говорите современные сведения и тут же утверждаете, что это рукописи IV века? Как это понять?
-Вот такая загадка! - воскликнул владыка Василий, - основные идеи капподокийцев совпадают с идеями Стивена Хокинга,  ученого-космолога,  разработавшего современную теорию распада вселенной.
-Я слышал об этой теории, ее называют теорией большого взрыва или удара. Звезды во Вселенной разбегаются в разные стороны, астрономы сделали такой вывод из смещения спектра в красную область. Но причем здесь ваша апологетика?
-Понимаете, - сказал ученый богослов, - на Земле , в Космосе нет столь желанной нам гармонии. Борьба, катаклизмы, несчастья, страдания сопутствуют человеку. А главное –человек смертен! А чтобы жить, он должен истреблять растения и животных. Но на нашей планете помимо разрушения идет процесс созидания.
-Здесь нет ничего нового, - хмыкнула Кэт,- круговорот в природе, законы сохранения и превращения энергии...
-Не совсем так,  возразил священник, -мы познали две стороны мира, в котором живем: хаотическую, паразитическую разрушительную область князя мира сего и гармоническую, творческую область Промысла Творца, не оставившего Своего творения, - в развитии и созидании мира и жизни, в космической и биологической эволюции всего.
-Это тема отдельного разговора, - сказал Телок, -но вы хотите получить книгу?
-Да, она мне очень нужна, я вам заплачу за нее.
-Я не бедный человек, и мне книга не нужна. Вопросов нет, я завезу вам ее в академию.
-Большое спасибо, вы меня очень порадовали. Дай Бог вам и вашей супруге счастья и здоровья!
-Спасибо, - одновременно ответили Телок и Кэт.
Позвольте откланяться и храни вас Бог.
Отец Василий встал и пошел к выходу.
Телок и Кэт проводили его до калитки, где его ждала «Волга» с шофером.
-Еще раз до свиданья, -попрощался священник.
Машина уехала.
-Я тоже пойду, - почему-то грустно сказала Кэт, - до встречи Анатоль, будьте осторожнее, слишком много врагов на вас нападает.