Лица Победителей

Людмила Кошиль
    Спустя годы после того, как не стало отца, накануне 9 мая я рассматриваю его военный архив и мысленно прохожу вместе с ним фронтовые дороги. Открываю  его красноармейскую книжку: «Ф. И.О.  Жильцов Алексей Михайлович,  звание и должность: рядовой, старший разведчик, национальность: русский, год рождения: 25. 03. 1923 г. Время призыва в армию: 3.05.1942 г. Ларьякским  РВК Тюменской обл. Специальность до призыва: колхозник».
   «Всех призывников собрали в Нижневартовске, повезли  в Сургутский военкомат, а из Сургута  отправили в Омск. В Омске нас определили в артиллерийское училище. Затем после учёбы вместе  с другими сибиряками я  был направлен  в г. Кунцево под Москвой,  в 459-й  артполк. С этим полком  я и закончил войну».  Так написал  мой отец для Нижневартовского городского музея в  воспоминаниях  о начале своих фронтовых дорог.  Перелистываю страницу, читаю следующую запись: «Сталинградский фронт, 15.08. 1942 г.»  Вдумываюсь в эту дату: в мае их призвали, а в августе необстреляных  пацанов Сибирской дивизии бросили  как основную ударную силу  против вражеской мощи, волной прокатившейся через всю Европу до самых берегов Волги. Возвращаюсь  к воспоминаниям  отца: «В августе 1942 г. нас привезли под Сталинград. Здесь бойцов посадили на старые «полуторки» и отвели наш полк правее Сталинграда. Тут и началось!  Пошли атака за атакой. Силы оказались неравными, и мы едва не были разгромлены».
   Хорошо помню, как отец рассказывал мне о том сражении. Солдаты ушли из окопов и  «зарылись» в высокий берег реки, как стрижи, благодаря чему они   уцелели во время артиллерийского обстрела.  А траншеи и окопы  сравняло с землёй, как будто их и не было. «Немецкая разведка работала точно,  -  объяснил мне отец. -  Но и мы, как видишь, не оплошали: сибиряков выручила охотничья смекалка».  А потом  бойцы  вылезли из своих «нор» и с криками «Ура!» бросились в атаку. Пленные немцы рассказывали  потом, что были страшно удивлены: откуда взялись солдаты?  И завязался жестокий бой. Вода в Волге кипела  от разрыва снарядов .Стояла сильная жара, хотелось пить.Подползёшь к реке с котелком воды набрать, а там кровь и трупы.   В этих боях отец  был ранен  осколком снаряда в ногу.  После лечения он вернулся в свой полк.  В архивных материалах  говорится  о том, что среди участников сталинградской битвы 1923-1925 гг. рождения  лишь  около 3% солдат осталось в живых. Такова была  цена победы в Сталинградской битве. Это был успех сражения, после которого указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года была утверждена  награда «За оборону Сталинграда». Эту медаль получил и мой отец.
   А дальше сибиряки пошли на Запад. Об этом повествует следующая  запись в красноармейской книжке Алексея Жильцова, моего отца. Здесь указаны несколько фронтов, через которые он прошёл:  «Южный ,4-ый Украинский, 2- ой  Украинский фронт». В своих записях для музея  отец  рассказывает о событиях, происходивших на этих фронтах:  «Случилось так, что меня  контузило под  Ростовом- на-Дону. Там  бомбили аэропорт, который охраняла наша часть. Две недели я пролежал в военном госпитале, а когда пошёл на поправку, приехал за мной наш  майор Михайлюк и забрал меня обратно в  часть. В следующих  боях, которые происходили  в Румынии,  при Ясно- Кишиневском  прорыве  мне удалось сбить самолёт  из пулемёта, за что я получил орден Красной Звезды». 
   Рассматриваю снимки, которым уже более 70 лет. Фотографии, запечатлевшие фронтовую жизнь разведки, отлично сохранились.  Вот очень редкий снимок : разведгруппа вернулась из-за линии фронта, она взяла «языка». Немец в накинутом на плечи офицерском  мундире стоит с завязанными назад руками.  Рядом усталые, но довольные и совсем молодые лица солдат разведгруппы.  А вот ещё  снимки русских бойцов на фоне замка,  но это уже в Австрии. Останавливаю внимание на очень забавной фотографии. На ней изображён  мой отец, держащий  на руках двух чёрных поросят.  В Сибири в то время  таких пород не выращивали  и никогда не видели. Отец рассказывал, что отправил это фото в деревню Мегион и  удивил этой диковинкой своих земляков.  И ещё  много в архиве отца  фотографий его фронтовых друзей. Кроме снимков,  достаю благодарность, выданную  Жильцову Алексею Михайловичу  «за отличные боевые действия, проявленные при овладении крупным промышленным центром Чехословакии  городом Брно  29 апреля 1945 года». 
День Победы  мой отец встретил под  Прагой. То время также запечатлено на архивных снимках. Прямо на лужайке накрыты наспех сколоченные столы, за которыми  сидят красноармейцы. С фотографии  смотрят на меня   счастливые и прекрасные лица победителей… Конец войне. Скоро домой!

Награды Жильцова Алексея Михайловича:

Орден Красной Звезды
Медаль «За  Победу над Германией» 
Медаль «За Боевые заслуги»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль  «За освобождение Праги»
БЛАГОДАРНОСТЬ .Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 26 апреля 1945 года №345 за отличные боевые действия,проявленные при овладении крупным промышленным центром Чехословакии городом БРНО(БРЮН)-важным узлом дорог и мощным опорным пунктом обороны немцев, всему личному составу нашего соединения, в том числе и ВАМ, принимавшему участие в боях,объявлена БЛАГОДАРНОСТЬ.