В штате

Александр Черенков
Посвящается Стацинскому Виталию Казимировичу (1928-2010 гг.) и Соболеву Петру Александровичу (1918-1972 гг.).

............

Рисую в центральной периодике, где дают работу. Одновременно с этим завершаю диссертацию под названием «Интерьер космического корабля, как система оптимальной деятельности космонавта».  Руководитель Зинченко В.П. (Декан факультета психологии МГУ, доктор психологических наук и пр). Пора уже  реферат писать и думать, где защищаться, хотя о чём думать – конечно, факультет психологии МГУ.
 
Однако оказывается, что факультет не ведёт совместных секретных работ с нашим министерством.  Требуется специальное разрешение министра МОМ тов. Афанасьева С.А. для защиты в МГУ. Отправил письмо уважаемому министру и получил резолюцию: ОТКАЗАТЬ.

Расстроился, конечно, сколько времени убито, сколько бумаги исписано, но делать нечего…

По-прежнему сотрудничаю во всяких журналах и в «ЛитРоссии». Естественно, попутно знакомлюсь с художниками, если кто к этому расположен.  Вот возьми, да и расскажи эту историю одному коллеге в буфете. У кого чего болит, тот о том и говорит. Художник был значительно старше, но вроде меня рисовал в еженедельнике. Это был Стацинский Виталий Казимирович (один из основателей и Главный художник  «Весёлых картинок», в будущем -  Главный художник «Колобка»).

Он мне и говорит:

- Наплевать! Тебя же из аспирантуры никто не гонит. Возьмешь другую тему и покинешь свой п/я, если им такие специалисты не нужны, и они за тебя заступиться не могут.

Я в свою очередь:
 
- Да у меня там секретные печатные работы в сборниках.

- Напишешь новые в открытых источниках.

- И куда же я пойду?

- Ты ж печатаешься много, любая контора тебя с удовольствием в штат возьмет. Молодой, перспективный.

- Это одни слова…

- Почему слова?  И дело будет.  В «Спутник» пойдешь, ежемесячный дайджест советской прессы.

- Это АПН что ли? То, что на Пушкинской?

- Ну да, «гадюшничек» на Пушкинской. Но ты будешь в Подколокольном сидеть, если возьмут.

- Рискнёшь?

- А чего ж не рискнуть, коль так сложилось.

- Не дрейфь, возьмут. Я тебя с одним хорошим мужиком познакомлю Соболев Пётр Александрович…  Он там -  ответственный секретарь. Однако этим всё не ограничивается – личность очень известная в журналистских и спортивных кругах вплоть до ЦК партии.

- Ну, брать-то  будет главный редактор.

- А у них сейчас главного нет. У них - И.О. Конечно, тоже не хухры-мухры (полковник – сам понимаешь откуда) Личак Н.К. Он тебя обязательно возьмёт, если Соболев скажет.  Если ты ему глянешься, то всё будет нормально. Не дрогнешь?

На что отвечаю, перефразируя известную строчку:

- Художникам нечего терять, кроме работы.

Виталий засмеялся и говорит:

- Если без шуток, то я с ним созваниваюсь и сообщаю тебе. Возьми картинки на показ.

Звонит на следующий день:

- Встреча назначена на два часа.

Картинки я с вечера собрал, и из почтового ящика выскочить – не такая уж и  проблема. У меня «свободный проход» (заработал пропуск на свободный «вход и выход» в любое время на территорию п/я). Помчался отпрашиваться у начальства.
 
Не помню, что начальству наговорил. Лечу в Подколокольный переулок…       Встретились. Виталий меня представил.  Показал свои картинки.
Вижу, вроде бы глянулся.  Дали анкеты заполнить.  Пётр Александрович посмотрел бумажки и говорит:

- Представлю Вашу кандидатуру коллегии АПН.  Через неделю-полторы и ответа можно ждать.  Давайте телефон, я вас извещу.
 
Через указанное время звонит мне Пётр Александрович и сообщает:

- Коллегия АПН утвердила вашу кандидатуру на должность руководителя отдела иллюстраций под названием «Художник журнала «Спутник».

Естественно, благодарю и спрашиваю:

- А переводом можно?

- А почему же нет? Говорите адрес и ждите.

Не помню, сколько дней прошло. Вдруг высокое начальство п/я меня к себе вызывает и говорит:

- Мы на Вас виды имели. Зачем же, товарищ инженер, нас оставляете?... Запрос пришел из ЦК КПСС о переводе Вас в издательство «АГЕНТСТВО ПЕЧАТИ НОВОСТИ» в редакцию ежемесячного дайджеста советской прессы «Спутник».
 
С этого и началась моя штатная деятельность в органах  центральной  печати Советского Союза. Первым был упомянутый «Спутник».

На первых порах, кроме Соболева  Петра Александровича мне, конечно, здорово помогли Берта Бреслер – наш технический редактор и Юра Трофимов – журналист отдела науки.

К сожалению, недолго у меня были прикрыты тылы. Пётр Александрович через полгода умер. А ещё через полгода меня съели…

Вернулся из Финляндии Третьяков Владислав Владимирович (десятью годами позже у меня в «Советской женщине» делал макет немецкого издания), который был  художником в представительстве. Его давно знали в АПН. Решили трудоустроить коллегу.
 
А как это сделать? – Да  очень просто. Учредили в нашем отделе иллюстраций новую должность – главного художника и начальника отдела. А старую должность (мою) сократить. Юноше предложить место старшего художественного редактора с потерей в зарплате рублей в пятьсот. О чем состоялась «приятная беседа» с И.О. главного редактора. Надо сказать, что такого рода содержательные беседы с руководителем происходили несколько раз.

Для примера, в самом начале моей деятельности в журнале (ещё месяца не работал). Встретились в корридоре, поздоровались.
 
- Вы знаете свои права, как начальник отдела?

Терпеливо слушаю, что будет дальше.

- Мы будем премию распределять. Вы можете лишить премии всех подчинённых, или кого-нибудь, также назначить премию всем, или кому-нибудь повышенную.
Ваше мнение?

- Премию - всем, а Альбине Михайлове - повышенную (женщина - резкая на язык, но работник замечательный).

-Да Вы что? Она третьего дня со мной не поздоровалась при встрече.

- А если я с Вами завтра в спешке в коридоре не поздороваюсь, то Вы и меня премии лишите?

- Я буду против!

- Тогда, в свою очередь, на редколлегии попрошу записать особое мнение.
На этом и разбежались.

Теперь продолжим описание заключительной беседы с начальством.
Николай Кириллович (Третьяков был его приятель) сказал:

-  Да какая Вам разница? Ну, денег чуть меньше, но и ответственности тоже.

-  Вроде и не против был бы, если бы зарплата та же. Однако, уважаемый Николай Кириллович,  -  говорю, -  от моей зарплаты  это "чуть"  -  весьма существенно, а вот, если от Вашей зарплаты отнять эти пятьсот, то действительно -  незаметно.

Бывший полковник (а может и не бывший) вытаращил на меня глаза.

-  Я что-то не по-русски  сказал? – спрашиваю.

- Ну, тогда мы вас сократим.

- Что ж, хотя бы свою зарплату в полном объёме получу,  да ещё и компенсацию за два месяца.

На том наша беседа и закончилась…

6 февраля 2017 г. 

***********************************