Церковь Кин-дза-дза

Игорь Булышов
Как-то я просмотрел ещё раз фильм «Кин-дза-дза!», и у меня возникло много ассоциаций с современной церковью. Поделюсь своими аналогиями; может, для кого-нибудь это окажется интересным и назидательным.

1. Пустыня, всюду песок, редкие неказистые жилые укрытия. (В духовной жизни засуха, верующие малочисленны и разделены на изолированные сообщества.)

2. Морей и рек нет, из них сделали топливо. (Водительство Святого Духа отвергнуто, церковь живёт по своему уставу и традициям.)

3. Вода – редкость, добываемая с трудом и дорого стоящая. (Действия Святого Духа проявляются редко, верующим приходится пробиваться через безжизненные формы служений и привычные ритуалы.)

4. Еда – пластиковая каша. (Духовная пища состоит не из Слова Божьего, а из церковных доктрин и измышлений служителей.)

5. Песни примитивные: «Ку! Ку! Ку!», «Ыыыыыыы!..», «Ы-ку-ы-ку-ы-ку-ы!» Самый популярный хит состоит из одного куплета, повторяемого множество раз:
  Мама, мама, что я буду делать?
  Мама, мама, как я буду жить?
  У меня нет тёплого пальтишки,
  У меня нет тёплого белья.
Неумелые певцы сами сознают скудные достоинства этой песенки, но всё равно постоянно поют её: «Народу нравится!»
(Тут и объяснять нечего – наверно, все слышали подобные псалмы: бессодержательные, заунывные или примитивные повторялки. А верующие всё равно их поют – слова-то о Боге, чего ещё надо?)

6. В обществе установлена иерархия:
– верховный правитель ПЖ (пастор)
– надзиратели эйцелопы (служители)
– привилегированные чатлане (члены церкви, приближённые к служителям, поддерживающие местные порядки)
– бесправные пацаки (прочие прихожане)

7. Чатлане ничем не отличаются от пацаков, только почему-то прибор-анализатор показывает на пацаков зелёную лампочку, а на чатлан – оранжевую. (Лицеприятное отношение служителей к тем, кто им послушен и со всем согласен.)

8. Эйцелопы отбирают у всех часть денег. (Проповедь десятины, прямое или скрытое принуждение к даяниям.)

9. Имеется своя система наказаний:
– транклюкирование (отлучение)
– пожизненный эцих с гвоздями (замечание)
– пожизненный эцих без гвоздей (различные ограничения)
– удар по голове от эйцелопа (увещание служителя – примерно в таком же духе)

10. Своеобразные ценности и цели:
– спички (участие в служении)
– жёлтые штаны (лидер служения)
– малиновые штаны (церковная должность)
– бассейн ПЖ (пасторство)

11. Дискриминационные порядки и обычаи:
– пацаки должны носить в носу колокольчик (переносят пренебрежительное отношение к ним)
– все должны приседать перед вышестоящими, особенно перед обладателями цветных штанов (выказывать почтение, уступать, «смиряться»)
– пацаки должны выступать в клетках, а в некоторых случаях ещё и на коленях (не выходить за рамки церковных традиций, всё делать как им указывают)
– ПЖ часто издаёт новые приказы типа надеть всем пацакам намордники (пастор придумывает для «неудобных» прихожан особые запреты типа не высказывать личные убеждения, не обличать ошибки служителей, не принимать причастие и др.)

12. Пришельцев с других планет, где нет таких порядков и ещё есть водоёмы «и хорошие люди», здесь считают дикарями. (Христиан из более свободных и живых церквей считают неполноценными, заблуждающимися, пребывающими в грехе или отступниками.)

13. Диалог одного из местных обитателей с пришельцами:
– Какой дурак на Плюке правду думает? Абсурд!
– Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите.
(Верующие опасаются исповедовать свои взгляды и мнения, не угодные церковному руководству, поэтому и продолжают подвергаться дискриминации и духовному гнёту, которым не решаются противоборствовать.)

14. На могущественной планете Альфа, где прекрасная природа и жители ходят в белых одеждах, обитателей Плюка считают порочными людьми и в случае поимки делают из них кактусы. (В Небесном Царстве верующие с подобным образом мыслей и жизни не будут похвалены и не займут почётное положение)

15. Рассмотрим, как вели себя попавшие в это общество нормальные люди, когда окружающие объясняли им местные правила и обычаи (см. фото).

– Цак! (Протягивает колокольчик для носа) Цак!..
– Ладно, уговорил.

– Пацаки перед чатланами должны делать вот так! (Хлопает себя по щекам и приседает)
– Ладно, скрипач, поиграем в эти игры.

– Сказано пацакам в клетке выступать, значит надо в клетке… Залезайте, он нас расплавит!
– Ладно, зайдём, скрипач, раз так просит.

– Пацаки! А вы почему тут стоя выступаете? Стоя можно только там. А здесь только на коленях... Давай, не безобразничай.
(Молча опускаются на колени)
– Владимир Николаевич, я больше не могу.
– Спокойно, скрипач.

– Пацаки, почему не в намордниках? Приказ господина ПЖ всем пацакам надеть намордники и радоваться. А ты почему не радуешься?.. Надевай!
(Бьёт эйцелопа в пах, потом по загривку)
– Встать! Открой рот! Скрипач, кляп!.. Кратчайшим путём в эцих – марш! ... А ну, быстро, все в корыто! И сидеть так сутки!

Как видно, поначалу пришельцы относились к нелепым для них порядкам довольно покладисто, как к чему-то не вполне серьёзному. Потом новые требования начали уничижать их достоинство, и они покорялись лишь под угрозой оружия. Наконец последнее притеснение оказалось таким откровенно издевательским и превращающим людей в скотов, что их смирению и терпению пришёл предел и они восстали против произвола властей и начали поступать по своим убеждениям.
(Здравомыслящие христиане могут повиноваться служителям лишь до определённой границы, перейти которую означает нарушить волю Бога и оказаться в духовном рабстве у людей. Поэтому может наступить момент, когда они отказываются слушаться служителей и действуют по голосу совести и Слову Божьему.)

16. В заключение отмечу, что пришельцы относились к своим местным товарищам с добром, несмотря на все их обманы, воровство и корыстолюбие: помогали им, выручали из бед, ходатайствовали за них перед властями Альфы, даже звали их на свою планету, где нет такого угнетения и нужды. Но те не мыслили себе жизни с другими правилами и не хотели оставить свои карьеристские стремления. Хотя общение с пришельцами всё же что-то изменило в их душах, сделало их способными даже на жертвенный поступок, и расставаться им было жаль.
(Живущие по истине христиане любят всех своих собратьев, даже в чём-то уклонившихся от здравого учения, прощают им обиды, готовы прийти на помощь, молятся за них и желают им лучшей доли. И те невольно проникаются ответной симпатией и могут понять нечто ранее не сознаваемое ими, стать более терпимыми и братолюбивыми.)

Я не призываю христиан «улетать на другую планету», то есть покидать свою церковь в поисках «более правильной». Лучше постарайтесь помочь своей церкви избавиться от недостатков, которые вы в ней видите. Будьте для окружающих примером послушания истине, здравомыслия и любви и не оставайтесь равнодушными к несправедливости и неправде. Да поможет Бог всем Своим детям, желающим жить благочестиво и творить Его волю. Аминь.