Кругобайкалка

Ольга Копцева-Лихонина
А всё начиналось так весело. Огромная толпа тусовалась на чьей-то даче. Уже не помню, кто меня пригласил, но компания была малознакомая и прикольная. Пиво и водка лились рекой, шашлыки не исчезали с мангала, даже надоедливые комары были не в состоянии испортить нашего веселья.
Я уже была хорошо навеселе, когда мы с едва знакомой мне Катей (шикарной красоткой), оказались сидящими под навесом в плетёных креслах в компании троих парней (сразу выкиньте из головы пошлые мысли, ничего подобного не было). Мы курили и болтали, потягивая пиво. Я с восторгом рассказывала о Кругобайкальской железной дороге, построенной руками каторжников. Я хвасталась, что была там в прошлом году и дорога настолько лёгкая, что заблудиться невозможно. Слово за слово, решили, что раз я знаю дорогу, то пойдём туда послезавтра. Мы были здорово пьяны и я посчитала это шуткой. Но нет, утром выпив по баночке пива, для поправки организма, быстро составили список необходимого и вечером уже паковали рюкзаки на Катиной съёмной квартире. Это было чистой авантюрой отправляться в поход с моло знакомыми людьми, но я отправилась.
ДЕНЬ 1.
Дождь с утра лил, не переставая, словно отговаривая нас от безумной затеи, но, увидев решимость в глазах моих новых приятелей, я поняла: мы едем.
С трудом втиснувшись с рюкзаками в переполненный спешащими на работу людьми автобус, мы прибыли на вокзал.
"Объявляется посадка на пригородный электропоезд, следующий по маршруту Ангарск-Слюдянка," - донеслось из динамиков.
-Это наш, - я закинула рюкзак на плечи, - идём.
Почти пять часов во вполне комфортной электричке и вот мы стоим среди мокрых деревьев.
-Куда теперь? - оглядываясь спросил Игорь, невысокий и плотный парень, позже я узнала, что он борец по дзю-до в среднем весе.
Его вопрос был понятен: кроме железнодорожных путей и платформы с указателем "Тёмная падь", никаких признаков цивилизации не было, вокруг шумел лес.
-Туда, - я указала на тропинку среди кустов.
Мокрые деревья быстро завершили то, что начал дождь. К Байкалу мы вышли мокрые и покрытые толстым слоем грязи (падений на скользком от дождя спуске не избежал никто).
-Надо было водки взять, - поёжился Андрей, очень красивый парень, но мне он почему-то напоминал киношного злодея.
-Не догадались, - согласился Артём, симпатичный, но обычный парень.
-Фи, какие же вы мужики после этого, - загадочно хихикнула Катя: без макияжа и модной одежды она была похожа на мальчика-подростка.
-Нам нужен привал, - Игорь оглядывался вокруг.
-Да,-согласилась я, только не здесь.
Мы двинулись по шпалам. Несмотря на дождь и мокрую одежду, путешествие захватило нас и мы, смеясь, фотались, предвкушая рассказ о нашем походе дома. На 143-м километре мы обнаружили подходящее место стоянки. Дождь стих.
-Сегодня, наверное, никуда не пойдём,- Артём задумчиво смотрел на то, как волны Байкала разбиваются о прибрежные валуны.
-А куда нам торопиться, - пожала плечами я, чувствуя спокойствие и умиротворение, как всегда со мной бывало на берегу Байкала, - Весь путь занимает где-то дней пять, если идти не напрягаясь.
Лагерь разбили быстро, костёр развели прям-таки "пионерский".
-Сейчас я посрамлю мужиков, - исчезла в палатке Катя, когда мы сели обедать или, скорее, ужинать.
Вернулась она с "полторашкой"
-Катька, ты гений! - Игорь схватил и закружил её, едва не сбив наш "стол".
Мы выпили немного, только чтобы снять противную дрожь, вызванную сырой погодой и мокрой одеждой.
 Вечерело. Чайки с криком носились над берегом.
-Хорошо то как, - Андрей, разомлевший от тепла и сытости, прислонился спиной к камню и тут же отпрянул, - Что за звук?
-Где?
Мы прислушались: сквозь крики чаек можно было различить едва слышное позвякивание, словно звенели звенья цепи.
-Здесь звуки далеко разносятся, - пояснила я и, словно подтверждая мои слова, до нас донёсся шум проходящего поезда, - Поду-ка я спать, - я зевнула и забралась в палатку.
ДЕНЬ 2
Всю ночь я спала как убитая, но утром Катя жаловалась, что слышала звук, похожий на звон цепей и удары молотком по камню. Парни посмеялись и, позавтракав, мы двинулись в путь. День обещал быть жарким.
Мы бодро двигались по шпалам, любуясь окружающим пейзажем. Красота! Маленькие ручьи и речушки пересекали наш путь, одни свободно стекали по склону, в русле других сделано что-то вроде ступеней. Мимо нас проехал паровоз, погудев в знак приветствия.
Так мы прошагали десять километров и остановились на обед.
-Удачная идея с этим походом, - Андрей развалился на траве.
-Ага, - согласился Игорь, - Катюху, вон, с непривычки, сморило.
Катя, спрятав лицо от солнца под бейсболкой, спала, облокотившись на рюкзак.
-Хотелось бы знать, что это за звук, - Андрей задумчиво жевал травинку.
Мы невольно прислушались. Звук стал отчётливей. Можно было различить звон цепей, звук удара металла о камень и какие-то глухие удары.
-Может, акустика тоннелей, - Артём кивнул на вход в тоннель, недалеко от которого мы расположились.
-Не похоже,- Андрей налил себе ещё чаю, - Я тут, пока мы шли, прислушивался. Пока мы были одни, звук словно нарастал, но стоило появиться туристам, как он совсем пропадал. Лида, ты же была здесь. Раньше такое было?
-Нет, - я пожала плечами, - А, может, мы просто внимания не обратили. Звук и звук. Дома ведь тоже не замечаешь, как работают бытовые приборы. Будите Катю и давайте выдвигаться.
После сна Катя была какой-то грустной и в тоннели заходила с опаской.
-Клаустрофобия? - спросила я, хотя вчера за ней подобного не заметила.
-Нет, просто предчувствие нехорошее. Кажется, нас ожидает что-то.
-В тоннелях?
-Я не знаю, это просто ерунда, - свернула тему Катя.
Но слова Андрея не давали мне покоя и я невольно стала прислушиваться. Действительно, при появлении других туристов, звук вдруг исчезал и появлялся, едва другая группа отходила на приличное расстояние.
У меня возникло чувство, словно две реальности накладываются одна на другую в одной точке и эта точка - мы. Бред! Больше фантастику не читаю, перехожу на комиксы.
Вечером мы разбили лагерь на берегу Байкала. Берег был с песчаной отмелью и я с удовольствием бродила в холодной воде, чувствуя, как уходит дневная усталость.
-Кажется, нам надо возвращаться, - сказал Артём, прижимая к себе Катю, которая совсем "расклеилась".
-Смысла нет, - я обулась и достала карту, - мы прошли чуть больше половины пути.
-Что-то странное происходит вокруг нас, - возразил Артём, - и это что-то мне не нравится.
-Лида права, - Андрей прогуливался по берегу, пуская по воде "блинчики", - Назад или вперёд, принципиальной разницы нет. Мы слишком далеко от цивилизации.
-А если выйти к железной дороге? - Артём кивнул в сторону, откуда доносился звук проходящих поездов.
-Не стоит. Без компаса по бездорожью далеко не уйдёшь, да и зверьё там водится. Двое раз попробовали, так только одного, случайно, нашли местные, а второй сгинул.
-А зачем пробовали? - Игорь подсел к костру и снял кроссовки.
-Адреналина захотели. Решили попробовать себя.
-Да, выбор интересный, - протянул Андрей и тоже подсел к костру, - полный опасностей путь или звук, который нам ничем не угрожает.
-Пока не угрожает, - Артём начал злиться.
-Может, вы меня послушаете, - я поняла, что если не вмешаюсь, то ссоры между ними не избежать
-Если только дельное скажешь, - зло буркнул Артём.
-Скажу. Два раза в неделю здесь ходит паровозик. Местные называют его "матаня" Это маленький паровозик с продуктовой лавкой и парой пассажирских вагончиков. Один раз он идёт в сторону "Слюдянки", другой раз в "Порт-Байкал". К сожалению, я не знаю его расписания, но это можно узнать в ближайшей деревне.
-И в какую сторону ближе деревня? - Андрей кивнул на карту.
-Придётся двигаться вперёд.
Ночь изменений не принесла. Звуки становились всё отчётливей.
ДЕНЬ 3.
-Знать бы откуда идёт этот звук, - вздохнул Артём за завтраком.
-Из ниоткуда, - ответил Андрей, - такое впечатление, что он "проступает" вокруг нас.
-Я сейчас себя героиней фильма ужасов почувствую, - съязвила я для поднятия собственного настроения, но на меня не обратили внимания.
Мы двинулись в путь. Настроение было мрачное, хотя никаких видимых причин для этого не было. Возможно, мы сами себя "накрутили".
Мы до обеда прождали на деревенском перроне в толпе покупателей "матаню", но она не пришла. Местные стали расходиться, пояснив, что паровоз старый и часто ломается и теперь неделю, а то и две, его можно не ждать.
-Идти надо, - буркнул Игорь, - не ждать же, когда паровоз починят. Верно? - он посмотрел на меня.
-Верно, - согласилась я.
Это настигло нос в одном из s-образных тоннеле Внезапно колея железной дороги исчезла, воздух наполнился звоном цепей, ударами кирки о камень, проклятьями и стонами, и мы......увидели призрачные измождённые фигуры в ветхой одежде, закованные в цепи, они киркой долбили стены тоннеля.
Похоже, они нас видели тоже. Они тянули к нам руки, цеплялись за одежду и лица их были злые.
-Бежим, - Андрей толкнул меня в спину, поскольку я шла перед ним, и побежал, показывая пример.
Мы рванули с места, выскочили из тоннеля, пересекли мост и тут Катя с визгом остановилась у входа в следующий тоннель.
-Вперёд, - Андрей тащил её почти силой.
-Артём! Они схватили Артёма!  -Катя вырывалась и хотела бежать назад.
-Дура! – хороший пинок придал ей ускорение и второй тоннель мы проскочили среди призрачных, но таких материальных фигур, они были везде.
-Вниз, - скомандовал Андрей, толкая перед собой Катю.
Мы почти скатились с обрыва и, сидя на берегу, смотрели вверх на призрачных рабочих, укладывающих призрачные шпалы.
-Что это за хрень? - кивнул вверх Игорь.
-Каторжники, - мрачно ответила я, - Вся Кругобайкалка построена каторжниками. Строительство подгоняли, каторжники гибли сотнями и на смену им привозили новых.
-Ну, это-то понятно. Только почему их призраки гуляют средь бела дня и почему напали на нас?
-А я знаю? - разозлилась я, - Я обещала дорогу показать, вот и показываю.
Катя, сжавшись в комочек возле молодой берёзки, жалобно скулила. Рюкзак за плечами ей мешал, но она словно не замечала этого.
-Кать, соберись с духом, - пробормотала я, стягивая с неё рюкзак, - нам надо спастись.
-Нас с Артёмом на даче познакомили, - Катя всхлипнула, - и мы понравились друг другу, -слёзы полились потоком и я оставила её наедине с горем.
-Почему-то вниз они за нами не спускаются, - Андрей, запрокинув голову, наблюдал за ними.
-Может, к дороге привязаны, - предположил Игорь.
-Надо было использовать план Артёма, - вздохнула я, -л учше заблудиться среди диких зверей, чем такое.
-Теперь поздно, - Игорь кивнул на скальный массив, тянувшийся с другой стороны дороги.
-Надо идти берегом, избегая выходить на "железку",-предложил Андрей, - Может, прорвёмся.
И мы пошли, продираясь сквозь кусты. В одном месте нас перевезли рыбаки, посмотрев на нас, как на психов.
-А дальше что? - спросила я.
Широкое устье реки преграждало нам путь, проход был только по ЖД мосту, полному призраков, с другой стороны дороги тянулись скалы.
И вдруг призраки исчезли. Из тоннеля вышли два парня, весело смеясь и фотографируясь, они стали спускаться вниз.
Близился вечер. Мы поставили единственную палатку (вторая пропала вместе с Артёмом).
-Когда появились эти парни, все призраки пропали, - сказал Андрей, сидя у костра.
-И что? - помощи от Кати ждать не приходилось и я кашеварила в одиночку.
-Их надо пригласить к нам, - Андрей достал Катину "полторашку", там оставалось больше литра спирта, мы пили только в первый вечер, а потом забыли про неё.
-Так пригласи, - пожала плечами я и вывалила тушёнку в котелок.
-Лида, ты среди нас единственная адекватная женщина. Я думаю, будет лучше, если их пригласишь ты.
Я посмотрела на него, прикидывая, чем бы потяжелее в него запустить, но потом передумала:
-Ладно, сервируйте "поляну", я пошла.
На леди я не тянула: грязный комбинезон и бейсболка плюс полное отсутствие косметики, но парни при моём приближении оживились.
-Привет, -я подсела к их костру.
Завязался разговор. Я узнала, что их зовут Ян и Егор, они братья, живут в Москве и приехали на Байкал попутешествовать. Я в ответ рассказала, что мы сибиряки, что у подруги недавно погиб жених (почти не соврала) и мы с друзьями вытащили её на Байкал развеяться и сменить обстановку. Слово за слово, парни потихоньку перекочевали к нашему костру и началась пирушка. Наш спирт и самогон, купленный братьями в какой-то деревушке. Напряжение тяжёлого дня отступало, звук и призраки исчезли, даже Катя немного оттаяла.
ДЕНЬ 4.
Утро было ужасным. Мало того, что мой не привыкший к таким дозам алкоголя организм, протестовал даже против простейших движений, так ещё снова появился звук. Не сильный, но медленно нарастающий. Я выползла из палатки и совершила утренние процедуры за валуном.
-Ты им ничего лишнего не говорила? - Андрей ждал меня возле камня, за которым я плескалась.
-Ты о чём?
Андрей кивнул в сторону костра. Ян и Егор, слегка помятые "после вчерашнего", недоумённо озирались, похоже, теперь и они слышали звук.
-Значит, ты ошибся и мы их затянули с собой.
-Куда затянули?
-Не знаю, - я зачерпнула ладошкой воды и жадно выпила,- Не знаю, в проклятье, или в прошлое, или не знаю ещё куда. Ты у нас самый умный, вот и придумай версию.
Идти сегодня мы были не в состоянии. После завтрака я разложила спальник на солцепёке и легла загорать.
ДЕНЬ 5.
-Братьям, пока, ничего не говори, - отвёл меня в сторону Андрей, - Каторжники не сразу появляются, может, повезёт и удастся проскочить.
Я кивнула, глядя на затянутый тучами горизонт. На душе было хмуро и пасмурно.
Нам не повезло. Ближе к вечеру, в очередном тоннеле это вновь случилось. Мы потеряли Яна и Игоря, а Катя лишилась рюкзака. Она бы и жизни лишилась, но молодой каторжник с разбитой губой и заплывшим глазом почти выкинул её из тоннеля. Между каторжанами завязалась свалка и я проскочила, смутно гадая, на кого похож Катин спаситель.
-Это Артём, он теперь среди них, - рыдала на берегу Катя, - надо его спасать. Он меня спас.
-А теперь рассказывай, во что вы нас втянули, - Егор прижал Андрея к стволу сосны.
Андрей рассказал. Вспыхнувшая драка была какой-то вялой и прекратилась сама собой. Не драка, а так, вяло эмоции выпустили. Я оставила их разбираться между собой и подошла к Кате.
-Ты как?-
Она уткнулась в моё плечо и разрыдалась. Я дала ей возможность вволю поплакать, понимая, что служу всего лишь жилеткой.
-Да, вляпались,- я отошла от зареванной Катюхи и присела на камень, Андрей и Егор, похоже, заключили мировое соглашение и занимались костром, -Так не бывает.
-Как она? - Андрей кивнул в сторону Кати.
 -Держится. Неужели, тот каторжник и правда Артём? Или Кате показалось.
-Не показалось, правда. Побитый и оборванный, но Артём. Его, похоже, затянуло в прошлое и с этим ничего не поделать. Ян и Игорь, наверное, тоже там.
-Бред!-взорвался Егор, - Вы себя со стороны послушайте!
-Придумай другую версию, - Андрей кивнул на призрачные фигуры вверху.
Я изучала карту. Скальный массив с другой стороны дороги расступился, образуя распадок.
-Думаешь через лес? - Андрей следил за моими действиями.
-Опасно. Компаса нет, подробной карты нет. Та железная дорога, по которой мы приехали, здесь проходит далеко. Остался последний тоннель, а там и Порт-Байкал недалеко. Там люди и безопасность.
-Уверена?
-Нет. Понимаешь, может это и глупо, но здесь опасность уже известная и не так пугает. Неизвестно, что ждёт нас в лесу и выберемся ли мы вообще. Впрочем, пусть решает большинство.
Егор поддержал меня, а от Кати было мало толку. Удивительно, но все трагические события не лишили меня ни сна, ни аппетита.
ДЕНЬ 6.
Хмуро моросил дождик. словно подчёркивая уныние и безнадёжность нашей затеи. Я безжалостно выкидывала из рюкзака всё, без чего могла обойтись.
-Зачем? Лучше бросить всё и выбираться налегке, - посоветовал Егор.
-Не знаю, может и так, но я предпочту иметь при себе минимум для выживания.
-Как знаешь.
Какое-то время, пока было возможно, мы шли берегом.
-Последний тоннель, - вздохнул Андрей, - прорываемся и мы спасены.
Прорвались только мы с Катей.
-Надо всем рассказать, - рыдала Катя, когда мы сидели на пирсе в ожидании парома.
Я оставила её рыдать и прогулялась до местного магазинчика. Вернулась я с пивом и копчёным омулем.
-Держи, - я протянула ей банку, - Лично я тебе болтать не советую, в психушке окажешься.
-Но ведь и другие могут погибнуть, - Катя отхлебнула из банки, - Надо же людей предупредить.
-Тут толпы туристов ходят и ни с кем ничего не случается. Лично я буду утверждать, что я никого из вас не видела после той вечеринки на даче.
Катя обожгла меня взглядом и отошла в сторону. Я заметила, как она разговаривала с местным рыбаком, потом села к нему в лодку и моторка взяла курс на Листвянку.
На пароме я открыла вторую банку и грустно смотрела вслед удалявшемуся берегу.
ЭПИЛОГ.
Больше мы с Катей не виделись. От каких-то дальних знакомых я узнала, что Катя лечится в пограничном отделении психушки, вскольз услышала об исчезновении ребят. А в конце лета я поступила, как классическая героиня ужастика, которая идёт в лес, полный маньяков или в подвал, полный приведений. Короче, я взяла на работе дни без содержания и отправилась с туристической группой на Кругобайкалку. Я благополучно прошла весь маршрут и ничего со мной не случилось. Остаётся только гадать: "Что это было?"
КОНЕЦ