Закон синусоида Глава 2 ВПТО Часть 16-8 Украина

Дудко 3
МАВЗОЛЕЙ  НИКОЛАЯ  ПИРОГОВА

Николай Иванович Пирогов является признанным ученым-анатомистом с мировым именем. Основал военно-полевую медицину, разработал множество методов лечения, как сейчас бы сказали – инноваций. Создатель первой в России хирургической клиники. Пирогов – участник Крымской войны и обороны Севастополя. К концу своей жизни Пироговым был разработан уникальный способ бальзамирования тел, с помощью которого и был забальзамирован после смерти.
Тело Николая Ивановича Пирогова покоится в церкви-мавзолее под Винницей (Украина). Именем Пирогова назван Российский национальный исследовательский медицинский университет.

Уже 133 года  хранится тело великого ученого Николая Пирогова в семейном склепе под Винницей. Местные жители называют его своим мавзолеем. Дело в том что покойный после смерти был забальзамирован по собственному рецепту, и с тех пор его тело не подверглось разложению или тлению. В отличие от праха вождя мирового пролетариата, за Пироговым вообще никто не ухаживал в течение многих лет что не помешало ему сохраниться в целости и сохранности.

Пирогов родился в Москве в 1810 году. В 14 лет ему удалось поступить в Медицинский университет. Тогда же, Пирогову удалось устроиться на должность прозектора в анатомическом театре. Наверное, здесь будущий ученый впервые столкнулся с тайнами и загадками человеческого тела. Видя как все в этом мире тленно, студентом видимо овладела мечта когда-нибудь добиться если не бессмертия, то хотя бы первого шага на пути к нему.

Закончив университет одним из первых по успеваемости. Пирогов направился для подготовки к профессорской деятельности в Юрьевский университет в городе Тарту. В то время этот университет считался лучшим в России. Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в двадцать шесть лет стал профессором хирургии.

Затем ученый работал в Тарту, где защитил докторскую диссертацию, наделавшую много шума в медицинском мире. Он объяснил, расположение человеческой аорты, что было очень важно для того времени, так как операции на брюшной полости считались в те времена невозможными. Достаточно вспомнить смертельное ранение Пушкина на дуэли.

Затем был Берлин, где Пирогов обучался премудростям хирургического мастерства, а потом возвращение на родину. По дороге домой, ученый заболел, и вынужден был длительное время провести в Риге. Однако, едва поднявшись с постели, он начал проводить пластические операции. Он начал с ринопластики: безносому цирюльнику выкроил новый нос. Потом он вспоминал, что это был лучший нос из всех изготовленных им в жизни. Для того времени Пирогов считался лучшим пластическим хирургом.


Проходя годы. Пирогов создает науку – хирургическая анатомия. Благодаря открытиям ученого впервые были созданы анатомические атласы.

В личной жизни, как и все великие Пирогов показал себя деспотом - попросту запер жену в четырех стенах нанятой и, по советам знакомых, обставленной квартиры. В театр не возил, потому что допоздна пропадал в театре анатомическом, на балы с ней не ездил, потому что балы - безделье, отбирал у нее романы и подсовывал ей взамен ученые журналы. Пирогов ревниво отстранял жену от подруг, потому что она должна была всецело принадлежать ему, также - как он всецело принадлежит науке. А женщине, наверно, было слишком много и слишком мало одного великого Пирогова.
Екатерина Дмитриевна умерла на четвертом году супружества, оставив Пирогову двух сыновей: второй стоил ей жизни.

Впоследствии Пирогов женится еще раз на баронессе, Бисторм.

Как-то раз, проходя по рынку. Пирогов увидел, как мясники распиливают на части коровьи туши. Ученый обратил внимание на то, что на срезе хорошо видно расположение внутренних органов. Через некоторое время он испробовал этот способ в анатомическом театре, распиливая специальной пилой замороженные трупы. Сам Пирогов это называл "ледяной анатомией".

Так родилась новая медицинская дисциплина - топографическая анатомия.

С помощью изготовленных подобным образом распилов Пирогов составил первый анатомический атлас, ставший незаменимым руководством для врачей-хирургов. Теперь они получили возможность оперировать, нанося минимальные травмы больному. Этот атлас и предложенная Пироговым методика - стали основой всего последующего развития оперативной хирургии.

Имение под Винницей Николай Иванович Пирогов купил в конце своей жизни дом с участком земли. Тогда здесь было село Вишня, позднее переименованное в Пирогово. Пожилой врач в эти годы занимался, в основном, административной и педагогической работой – открывал, например, воскресные школы. Но и медицины не оставил. К этому времени Пирогов стал убежденным христианином, а его профессиональное мастерство достигло своей вершины. В своем имении он открыл бесплатную больницу и насадил различные лекарственные растения для ее нужд. В этом раю, засаженном липами и пронизанном запахом тысячи трав, лечение давало стопроцентный результат, потому что здесь не было различных госпитальных зараз и ворующих интендантов.

Незадолго до смерти (23 ноября, а по ст. стилю 5 декабря 1881 г.) он получил монографию известного петербургского хирурга, бальзамировщика и анатомолога, уроженца Винницы Д. Выводцева «Бальзамирование и способы сохранения анатомических препаратов...». В ней автор описал найденный им способ бальзамирования жидкостью, в состав которой в определенных пропорциях входил: спирт, тимол, глицерин и дистиллированная вода. Этот состав заглушал микробную среду и сохранял объемы тела.

Подтверждением этого было бальзамирование в Санкт-Петербурге тел послов США и Китая для перевозки на родину. Пирогов, как свидетельствуют записки его жены, очень внимательно ознакомился с работой. Возможно, он и поделился с ней впечатлением от прочитанного. Стремясь осуществить идею по сохранению тела мужа, Александра Антоновна еще при его жизни в Вене заказала специальный гроб, получила согласие от Святейшего Синода, чтобы не придавать тело земле, как велит христианский обычай, и обращается с письмом к Давиду Выводцеву с просьбой забальзамировать тело своего учителя. Он дал согласие, и после смерти Николая Ивановича прибыл в усадьбу, где на 4-й день в присутствии священника и фельдшера забальзамировал тело.

После бальзамирования Выводцев вырезал часть опухоли. Она была гистологически исследована в Киеве профессором Ивановским, который дал заключение: «Характерный роговой рак». При бальзамировании (в отличие от Ленина) Выводцев оставил в неприкосновенности мозг и внутренние органы, выпустил кровь и под давлением заполнил большие и малые артерии покойного бальзамирующим раствором. Через несколько дней тело было перенесено в сельскую церковь.

Встал вопрос, где постоянно сохранять тело? Выход нашла вдова. В это время недалеко от дома закладывалось новое кладбище. У сельской общины за 200 рублей серебром, она покупает участок земли под семейный склеп, огораживает его кирпичным забором, и строители начинают возведение склепа. На строительство склепа и доставку специального гроба из Вены ушло почти два месяца.

Только 24 января 1882 года в 12 часов дня состоялись официальные похороны. Погода была пасмурной, мороз сопровождался пронзительным ветром, но, несмотря на это на сельском кладбище, собралась медицинская и педагогическая общественность Винничане, чтобы проводить в последний путь великого доктора и педагога. Открытый черный гроб устанавливают на постаменте. Пирогов в темном мундире тайного советника министерства народного образования Российской империи. Это звание приравнивалось к званию генерал.

Если бы не было проведено капитальное ребальзамирование в Москве, то, как утверждает профессор Винницкого медуниверситета им. Н. И. Пирогова - П. Шапоренко, ответственный секретарь координационного Совета ученых-анатомов стран СНГ, — тело великого ученого было бы похоронено.

 Ребальзамирование в 1994 и 2000 годах проводилось в Виннице московскими специалистами из Центра биологических структур. В Виннице оборудована специальная лаборатория, оснащенная необходимой аппаратурой. За сохранностью тела выдающегося ученого наблюдает специальная областная комиссия, возглавляемая ректором Винницкого медицинского университета имени Н. Пирогова профессором Василием Морозом.

За 133 был отмечен один случай вандализма. В конце 20-х годов в склепе побывали грабители, которые повредили стеклянную крышку гроба, выкрали шпагу Пирогова и нательный крест.

 В годы гражданской войны, революции, голодоморов - ни «белые», ни «красные» не подняли руку на светило медицины. В период Великой Отечественной войны тело Н. Пирогова находилось в склепе, и нацисты его не тронули.

http://fishki.net/




ЗАКОН  СИНУСОИДЫ

ГЛАВА 2  ВПТО

ЧАСТЬ 16-8     УКРАИНА

                КОМАНДИРОАКА  НА  УКРАИНУ

   
 Я давно собирался поехать на Украину - поднабраться опыта и перенять, взять всё лучшее...
 
  С чьей-то подачи (я думаю Полякова) нас четверых: Буланова и ещё двух замов Управлений и меня, Босенко направил на Украину, в Киев -  познакомиться с организацией дела по АСУ и применить кое-что у себя в России.

 Причём, по телефону с Председателем УкрСХТ это было согласовано и договорено о нашем приезде. По рекомендации Босенко нас приняли довольно хорошо и была обещана во всём помощь.
 
 В Киеве нас встретили и разместили в спец домике - (личной гостинице) расположенном на первой улице от вокзала – справа от спуска.
   
 Мы побывали в Украинском ПТО АСУ, где нас ознакомили с хорошо работающей диспетчерской службой, показали зал проведения совещания одновременно со всеми 25 областными объединениями, что вызвало восторг у нас, но наши российские 75 объединений так связать на тот момент мы не смогли бы. Именно о такой диспетчерской службе мечтал Босенко Н. В.  .

 Мы побывали в Виннице, потом в Днепропетровске, где у одного из нас работал главным инженером на элеваторе или в хлебнопекарной промышленности сокурсник, который принял нас отлично. А местные ребята также хорошо нас приняли, организовав ужин, в пойме Днепра,  и даже угостили нас жареными рябчиками, которых лично я пробовал впервые.
 
 В гостинице произошёл забавный случай.

 Когда мы завтракали, я по обыкновению с бутылки, вынутой из холодильника буфета (со слезой), стал отклеивать понравившуюся мне этикетку. Только я успел это сделать, как к нам подскочила буфетчица, выхватила бутылку (уже пустую), и швырнула её в окно с 8 этажа, да ещё - ругалась.

 Мы, конечно, изумились. А потом, когда мы были у главного инженера хлебозавода - он рассказал, что в городе накануне работали следователи по афёрам в ресторанном деле, и, в первую очередь, по делу по пустым винно-водочным бутылкам. Дело было налажено так, что ресторанные бутылки имели на этикетке штамп ресторана, а их содержимое продавалось клиентам по ресторанным (повышенным на 50%) ценам, а других бутылок без штампов, на столах  не должно было быть. Тогда в буфетах гостиниц кто-то стал закупать в приёмных пунктах посуду по повышенной цене (не 20 коп!), на которой стоял штамп ресторана. А потом в эти бутылки заливали магазинную водку, купленную в обычном магазине, по обычным ценам.

 А, может быть,  в бутылки с дорогим спиртным заливали более дешёвые напитки, самогон или подпольную водку. Навар был довольно большим. Буфетчица, которая вырвала у меня бутылку, увидев, что я отрываю этикетку, могла подумать, что мы её проверяем...

 Только этого и опасалась буфетчица, тем более от незнакомых посетителей из Москвы!
   
 Наш «хозяин» много рассказывал о своей работе, о взаимоотношениях с партийной властью. В частности, его не пускал на защиту диссертации 1-ый секретарь обкома: "Сначала я, а потом ты. Что поперед батьки лезешь?!" Это был, кажется, Бойко, впоследствии второй секретарь ЦК Украины.

 Нас возили в Винницу. Я помню, что нам показывали бункер Гитлера, где у него был штаб на восточном фронте. Сам бункер был взорван. Снаружи, невдалеке от входа был построен небольшой бассейн, метров 12 в длину и 3-4 в ширину. Половина бассейна имела глубину 1,5 метра, а половина более двух (я ещё удивлялся малым масштабам бассейна). Строили этот подземный бункер для ставки русские военнопленные, впоследствии все там и погибшие. Бункер не восстановлен, и восстанавливать его не собирались!

 Нам показали в городе дом с палисадником известного хирурга Пирогова, которого после смерти забальзамировали по его методике и поместили в специально построенном для него – склепе. Вместо верхней крышки гроба - стекло, и можно подойти и увидеть почти живого Пирогова.
Причём на воротах небольшая неказистая мемориальная доска. Музея тогда, кажется, ещё не было. Народа тоже. Мавзолей представлял собой простой небольшой  дом, в который можно было запросто войти и посмотреть на настоящее чудо - ведь прошло несколько десятков лет, а тело Пирогова прекрасно сохранилось без посторонней помощи.

 Мы вернулись и обо всём доложили Полякову. Мне кажется, что на этот раз, ничего «плохого» обо мне мои спутники не доложили, тем более, что у нас сложилась тёплая компания без внутренних противоречий.


-----------------------------------------------------

           ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ …