Катю Пархомеко, единственную девочку в многодетной семье, узнала сразу. Как можно забыть большие голубые глазки, которые однажды я увидела, наполненными слезами. Случилось это после классного часа, на котором я поставила Катю в пример другим, как ответственную, старательную девочку. Из кабинета вышла Катя вместе с другими, но вскоре вернулась.
Я проверяла тетради. Она подошла к учительскому столу. Взглянув на неё, я увидала глазки, уже в описанном мною выше состоянии :
- Катюша, что случилось? Кто тебя обидел?- Спросила я.
Тишина. И вдруг из её глазок полились слёзки. Я протянула руки, чтобы обнять и успокоить её. Она прижалась ко мне и тихо прошептала:
- Мне стыдно. Вы хвалите меня, а я могу Вас подвести. Боюсь, что все будут смеяться надо мной и считать подлизой. –
- Почему ты так думаешь? Ребята у нас хорошие. Мы любим тебя. -
- Нина Фёдоровна, я так устала быть хорошисткой, подниматься в половине пятого, чтобы вызубрить устные предметы. Ночью я успеваю выполнить только письменные задания. Всегда боюсь опоздать на первый урок, так как живу далеко от школы. –
- А почему ты не делаешь уроки днём?-
- Я сначала помогаю маме по дому. Я же старшая в семье. –
Через некоторое время она успокоилась и отвечая на мои вопросы рассказала о жизни их семьи. Родители - заботливые, работящие, но пять младших братьев, последним двум близнецам не было и годика, забирают у мамы много сил. Старший из братьев младше Кати на 3 года.
Папа работал с утра до поздней ночи: положенное время на основной работе, а по возвращению, работает на огороде, заготавливает дрова, рубит их. Старшие из братья таскали их под навес. Там, по примеру отца, старший из них складывает дрова в нужном порядке.
Катя с мамой, присматривая за младшими, готовили ужин, убирали и выполняли другие женские работы по подержание порядка в доме. Я понимала, что в 13 лет уже не знает она, что помимо дел бывает отдых. То, что было совсем в её раннем детстве, уже забыто. Мне хотелось помочь девочке. НО как?
Катюшу я проводила до железнодорожного перехода. По пути назад у меня вырисовался план, как ей помочь.
Мой муж работал на бетонном заводе. Жильё семьи Кати находилось близко к этому заводу. Было две смены: первая с 7 часов до 17 часов, вторая с 17 часов до 3 часов ночи (утра).
Родители Кати разрешили ей задерживаться у нас, чтобы выполнять письменные задания. После уроков мы с Катей шли к нам, она выполняла домашние письменные задания, иногда выучивала и устные.
В 17 часов, мы с Катей забирали моих девочек из детского сада, который был в десяти минутах ходьбы. Мы прогуливались, в ожидании папы минут 15 -20. Всей семьёй отвозили Катю домой.
Таким был график, когда муж работал в первую смену. В 16ч 30 мин.перед началом своей второй смены отвозил он Катю домой, Успевал к смене.
Время, затраченное на дорогу в школу и обратно, уменьшилось на 1,5 часа. Теперь по возвращению домой Катя успевала: помочь маме, а вечером выучить устные предметы. Иногда мама позволяла ей остаться у нас ночевать. Для неё это было праздником. Так бывало только, если выходной мужа был в субботу.
В этот день дочери в детский сад не ходили. Я уходила в 7 часов 30 мин., оставив девочкам завтрак на столе. Они просыпались, тихонечко шли на кухню, завтракали и отправлялись во двор, чтобы не разбудить папу. Так было, когда папа был после второй смены.
У меня в субботу было 4 первых урока, я отпрашивала Катю с последних дух уроков труда и мы шли к нам. Собрав всё нужное для похода, муж с девочками отправлялись в лес. Мы с Катей оставались дома.
В лесу мы появлялись с Катей через два с половиной часа. За это время мы успевали сделать свои дела: Катя выполняла письменные задания, а я стирала рабочие вещи мужа и детские вещи дочерей. Сделав это , мы отправлялись в лес. Шли мы всего 20 мин.
На «столе», организованном прямо на зелёной травке, покрытой специальной для таких вылазок скатертью, была печёная картошка и всё заранее приготовленное мною. Потрудились над оформлением « стола» папа с дочками. В ожидании нас девочки бегали по полянке радостные и счастливые. Папа же под музыку, льющуюся, из спидолы, облокотившись на правую руку, движением левой руки, приглашал нас к столу. Всем нам было хорошо.
Сегодня же у Кати глаза грустные. Одноклассники пытаются её развеселить. Во всех играх Катя принимает участие, танцует, но глаза грустные. Глаза – зеркало души. Они показывают, что в душе у неё, мало радости, а может, там радости совсем нет. А может она просто вспоминает о своём трудном, но счастливом детстве? Дай Бог, чтобы так было.
Она со мной не поделилась ни радостями, ни печалями. Я и не спрашивала, не лезла ей в душу. Когда же она уходила, я пригласила её в гости. Глаза Кати засеяли , она сказала, что обязательно придёт. Она обещала прийти, значит придет. Мы с ней поговорим о многом и обязательно о хорошем. Ведь ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА.