Встреча. 4. Я так устала быть хорошисткой

Нина Климович 3
Катю Пархомеко, единственную девочку  в  многодетной семье, узнала сразу.   Как можно забыть большие голубые глазки, которые однажды я увидела,  наполненными слезами. Случилось это после   классного часа, на котором  я поставила Катю в пример другим, как ответственную, старательную девочку.   Из  кабинета вышла Катя вместе с другими, но вскоре вернулась.

Я  проверяла тетради. Она подошла к учительскому столу. Взглянув на неё, я увидала глазки, уже в описанном мною выше  состоянии :
- Катюша, что случилось? Кто  тебя обидел?-   Спросила я.
 Тишина. И вдруг из её глазок полились слёзки. Я протянула руки, чтобы обнять и успокоить её. Она прижалась ко мне и тихо прошептала:
- Мне стыдно. Вы хвалите меня, а я могу Вас подвести. Боюсь, что все будут смеяться надо мной и считать подлизой. –
-  Почему ты так думаешь? Ребята у нас хорошие. Мы любим тебя. -
- Нина  Фёдоровна, я так устала быть хорошисткой, подниматься в половине пятого, чтобы вызубрить устные предметы. Ночью я успеваю выполнить только письменные задания.  Всегда боюсь опоздать на первый урок, так как живу далеко от школы.    –
- А  почему ты не делаешь уроки днём?-
- Я сначала помогаю маме по дому. Я же старшая в семье. –

Через некоторое время она успокоилась и отвечая на мои вопросы  рассказала о  жизни их семьи.  Родители  -   заботливые, работящие, но пять младших братьев, последним двум близнецам не было и годика, забирают у мамы много сил. Старший из братьев  младше Кати на 3 года.
Папа работал с утра до поздней ночи: положенное время на основной  работе, а по возвращению, работает на огороде, заготавливает дрова, рубит их. Старшие из братья таскали их под навес.  Там, по примеру отца, старший из них складывает дрова в нужном порядке.
Катя с мамой, присматривая за младшими, готовили ужин, убирали и выполняли другие женские работы по подержание порядка в доме.   Я понимала, что  в 13 лет уже не знает она, что помимо дел  бывает отдых. То, что было совсем в её раннем детстве,  уже забыто. Мне хотелось помочь девочке. НО как?

 Катюшу я проводила до железнодорожного перехода. По пути  назад у меня вырисовался план, как ей   помочь.
 Мой муж  работал на бетонном заводе. Жильё семьи  Кати находилось  близко к  этому заводу. Было две смены: первая с 7 часов до 17 часов,  вторая с 17 часов до 3 часов ночи (утра). 
 Родители Кати разрешили  ей задерживаться у нас, чтобы выполнять письменные задания. После уроков мы   с Катей шли к нам, она выполняла домашние письменные задания, иногда выучивала и устные.
 В 17 часов, мы с Катей забирали моих девочек из детского сада, который был в десяти минутах ходьбы.  Мы  прогуливались, в ожидании папы минут 15 -20.  Всей семьёй отвозили Катю домой.   
 Таким был график, когда муж работал в первую смену. В 16ч 30 мин.перед началом  своей второй смены отвозил он Катю  домой, Успевал к смене.
Время, затраченное  на дорогу в школу и обратно, уменьшилось на 1,5 часа.  Теперь по возвращению домой Катя успевала: помочь маме, а вечером  выучить устные предметы.   Иногда мама позволяла ей остаться у нас ночевать. Для неё это было праздником. Так бывало только, если выходной мужа был в субботу.
 В этот день дочери в детский сад не ходили.  Я уходила в 7 часов 30 мин., оставив девочкам завтрак на столе.  Они просыпались, тихонечко шли на кухню, завтракали и отправлялись во двор, чтобы не разбудить папу.  Так было, когда папа был после второй смены.
У меня в субботу было 4 первых урока, я отпрашивала Катю с последних дух уроков труда и мы шли к нам. Собрав всё нужное для похода, муж с девочками отправлялись в лес.  Мы с Катей оставались дома.
В лесу мы появлялись с Катей    через два с половиной часа.  За это время мы успевали сделать свои дела: Катя выполняла письменные задания, а я стирала рабочие вещи мужа и детские вещи дочерей. Сделав это , мы отправлялись в лес.  Шли мы всего 20 мин. 
На «столе», организованном прямо на зелёной травке, покрытой  специальной  для таких вылазок скатертью, была печёная картошка и всё заранее приготовленное мною.  Потрудились над оформлением « стола» папа с дочками.  В ожидании нас  девочки бегали по полянке радостные и счастливые. Папа же под музыку, льющуюся, из спидолы, облокотившись на правую  руку,  движением левой руки, приглашал нас  к столу.  Всем нам было хорошо.
  Сегодня же у Кати глаза грустные. Одноклассники пытаются её развеселить.  Во всех играх Катя принимает участие, танцует, но глаза грустные. Глаза – зеркало души. Они показывают, что  в душе у неё, мало радости, а может,   там радости  совсем нет.  А может  она просто вспоминает о своём трудном, но счастливом детстве? Дай Бог, чтобы так было.
Она  со мной не поделилась ни радостями, ни печалями. Я  и не спрашивала, не лезла ей в душу. Когда же она уходила, я пригласила её в гости. Глаза Кати засеяли , она сказала, что  обязательно придёт.  Она обещала прийти, значит придет. Мы с ней поговорим о многом и обязательно о хорошем. Ведь  ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА.