Об огнях-пожарищах. Из воспоминаний Цветкова Я. Я

Татьяна Тупик
На фото командир отдельного саперного взвода младший лейтенант Цветков Яков Яковлевич


На участке фронта шли бои местного значения.
С обеих сторон велась стрельба из орудий и минометов по скрытым целям.
Один фашистский снаряд упал и разорвался на нашем полевом складе боеприпасов. Возник пожар. Огонь быстро распространился по деревянным ящикам с боеприпасами, сложенными в штабеля. Время от времени происходили взрывы.
Пожар угрожал уничтожению склада, что могло отразиться на предстоящем наступлении.
Командир 1006-го стрелкового полка майор Ротанов Иван Ильич вызвал на командный пункт меня – командира отдельного саперного взвода и приказал:

– Немедленно потушить пожар на складе боеприпасов!

– Есть! – повторив приказ и получив разрешение, я вышел из землянки.

Для успешного выполнения поставленной задачи я решил вызвать из саперного взвода помощника, но командование полка отменило мое решение и назначило помощником незнакомого мне воина с юношеским румяным лицом.

– За мной! – скомандовал я своему помощнику, и мы двинулись к месту пожара.
По пути я рассказал ему план тушения, который заключался в следующем: соблюдая осторожность и дисциплину, нам следует, как можно быстрее и ближе добраться до пожара и в перерывах между происходящими там взрывами, успеть раскидать горящие ящики, а затем потушить на них огонь.

Вот мы уже у цели. Залегли на небольшой бугорок и хорошо слышим потрескивание горящих ящиков. Ждем взрыва …

Взрыв!

Быстро подбегаем к штабелям, хватаем горящие ящики и швыряем их подальше от огня. Крупные ящики относим в сторону вдвоем и бежим за следующими.

Большинство ящиков было под силу поднять одному человеку, поэтому мы их быстро хватали и швыряли далеко в стороны.
На третьем или четвертом броске у моего помощника за что-то зацепилась рукавица и улетела вместе с ящиком. Но он не растерялся. Подхватывая ящики через рукав шинели, продолжал бросать их с прежней быстротой.

Наконец, пожар рассредоточен. Последовательно тушим огонь на отброшенных ящиках.

Следует отметить, что во время тушения пожара ни у меня, ни у моего помощника не возникла мысль о том, что горящий ящик может взорваться в любой момент.
Наше внимание было направлено на скорейшее тушение пожара, на спасение боеприпасов. И мы свое дело сделали.
Сохраненные от пожара боеприпасы пошли в дело, когда Советская Армия 19-го ноября 1942-го года перешла в контрнаступление в направлении Сталинграда.

Пожар потушен. Уставшие от напряженной работы, запачканные гарью, копотью и сажей, направились мы рапортовать о выполнении приказа.

Командир полка стоя заслушал мой рапорт. Внимательно посмотрел на нас и громко сказал:

– Молодцы!

От неожиданной похвалы мы забыли даже ответить известное – «Служим Советскому Союзу!»
Но Ротанов И.И. не сделал нам замечания, а взял свой термос и налил нам по стаканчику горячего чая.
Мы выпили, поблагодарили, а затем, соблюдая положение устава, ушли с КП  по своим местам.

Позднее я узнал, что моим помощником был лейтенант Алексей Васильевич Зарянов – ПНШ  нашего 1006-го стрелкового полка.
Во время тушения пожара Алексей проявил себя ловким и отважным. Он получил ожег рук, но об этом стало известно только после того, как огонь был побежден и опасность миновала.

Мы служили в одной 266-й стрелковой дивизии, но в различных родах войск, а к победе шли одной дорогой.

После победы над фашистской Германией Алексей Васильевич  домой пришел в звании капитана. Этому я не удивился, так как знал его с 1942 года как отважного, самоотверженного и находчивого воина.[1]



[1]  Старший лейтенант административной службы Зарянов Алексей Васильевич кроме прочих наград был награжден Орденом Отечественной войны II  степени, Орденом Красного Знамени, медалью «За оборону Сталинграда».
В мирной жизни до войны в 1939 году Алексей Васильевич закончил в Ленинграде Архитектурный факультет Всероссийской Академии Художеств. Впоследствии занимался живописью.