Малыш. Из воспоминаний Цветкова Я. Я

Татьяна Тупик
Разведчики переправились через реку Северный Донец и расположились около одной из хат села Сокольники. До этого наблюдением было установлено, что сюда каждый вечер приходят ночевать один-два немецких солдата.

Группа захвата незаметно приблизилась и проникла в дом, но там никого не было. На столе лежали консервы, колбаса и стояла бутылка вина. Пришлось ждать…

Поздно вечером из темноты со стороны дороги появилась фигура человека. Пришелец подошел к хате, немного задержался и вошел в дверь. Не спеша разделся до трусов, так как вероятно приготовился спать.

С ловкостью кошки Малыш прыгнул на немца, быстро вставил ему в рот кляп, а боевые друзья Тараканов Жора, Шимилев Саша и Селиванцов Коля в это время скрутили и связали пленнику руки.

Соблюдая меры предосторожности, пленного пришлось нести на руках через немецкое минное поле. Проход в нем сделали саперы Есипов Нил и Андреев Леня. Помогали нести пленного также разведчики из группы прикрытия: Проскудин Коля, Бочаров Федя и Шкотов Николай (командир операции).

Прошли зону минирования, поставили на ноги пленного и, подталкивая автоматами, приказали двигаться к Донцу.
Но фриц заартачился (вероятно, боялся минного поля или надеялся на помощь своих), сел, затем лег на землю. Разведчики подхватили упрямца за ноги и поволокли вниз к берегу реки.
Возникший при этом шорох услышали немцы. Началась интенсивная перестрелка, немцы вели стрельбу по всем подозрительным для них местам нашего левого берега. С нашей стороны велась стрельба для отвлечения противника и особенно там, где не было разведчиков.

Мало-помалу интенсивность перестрелки убавилась. Разведчики погрузили «языка» в лодку и направились в обратный путь.
Примерно на середине реки или ближе к нашему левому берегу фриц стал громко мычать и даже пытался крикнуть, вытолкнув кляп. За это, пока не замолк, получил от разведчиков взбучку.
Опять стрельба участилась, но разведчики переправились и добрались до блиндажа.

Спрашивают пленного:
– Зачем пытался кричать в лодке?

Пленный отвечает:
– Хельс кренкин! (спина болит)

Посмотрели на его спину – верно, она сильно поцарапана. Но виноват сам – не пожелал идти – потащили волоком, вот и попортили кожу на спине.

У нас в Советской Армии пленного полураздетого или голого не допрашивают, а предварительно приводят его в порядок. Вот и фрица в трусах необходимо было во что-то одеть. Но он был здоровый бугай, и на складе ОВС  в селе Трехизбенка не нашлось по его комплекции ни брюк, ни гимнастерки.
На фрица надели старые лыжные брюки и свитер, принесенные кем-то из жителей. На голову вместо пилотки надели старый буденовский шлем, предварительно оторвав звездочку.

Оказывается, на этот раз разведчики в качестве «языка» захватили немецкого повара крупного телосложения. Для интереса взвесили его на товарных весах. Вес оказался равным 108 кг.

А Малышом когда-то и кто-то прозвал нашего юного отважного разведчика. Он был ниже среднего роста и годами моложе всех в роте, хотя и прибавил себе год.
 
Несмотря на это, Малыш был смелым, ловким и отважным воином, решительным и точным в нужный момент действия.
Малыш обладал сильными руками (железной хваткой). Знал хорошо местность Славяносербщины. Это привело его в роту разведчиков.

Ныне Малыш живет в селе Смелом Ворошилоградской области. Это Желнов Семен Константинович.
Семен Константинович – человек скромный, молчаливый и о себе обычно рассказывает скупо.
В настоящее время он работает слесарем по ремонту сельхозтехники.