Ч. 35 Нашли покой на дне океана. Итоги

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/02/13/1956

Во второй половине 1943 года авиация США и Великобритании сумела практически блокировать немецким подводным лодкам выход  из Бискайского залива. Только за одну неделю августа самолёты союзников потопили девять подводных лодок в Бискайском заливе.

Тогда немцы стали выходить в океан, следуя вдоль северных берегов Испании. Там их подводные лодки не могли обнаружить радиолокационные установки союзников.

Вначале радиолокационные станции союзников действовали на длинных волнах.
На немецких подводных лодках установили приёмники, которые фиксировали работу радиолокационных станций на кораблях англичан и американцев, что позволяло скрыться от преследования. 

Тогда союзники доработали радиолокационные установки. Они перешли на короткие волны и немецкие длинноволновые приёмники на подводных лодках оказались бесполезными.

Только в конце войны в Германии сумели создать коротковолновые приёмники сигналов, но было уже поздно.

 Другим смертельным оружием для подводных лодок оказалось изобретение пеленгатора высокой частоты, «Хафф-Дафф» («Huff-Duff»), который позволял точно пеленговать место радиопередач.

В волчьих стаях командиры подводных лодок были вынуждены обмениваться друг с другом информацией. Корабли эскорта, перехватывая эти переговоры с помощью «Хафф-Дафф», точно знали, откуда ожидать нападение.

Дорабатывались и противолодочные бомбомёты «Hedgehog» and «Squid» , повышалась точность их бомбометания.

Союзники усилили эскорт конвоев. К концу войны англичане построили и ввели в строй шесть авианосцев, единственной целью которых была охрана конвоев. Офицер из экипажа U-230, Герберт Вернер, так описывал атаку самолётов с авианосца:

"Маленький самолет стремительно увеличивался в размерах... ни я, ни помощник, не успели даже выстрелить ... четыре бомбы подряд взорвались по правому борту. Едва пролетел первый самолет, как нас атаковал другой, а затем третий».

Вернер вспомнил, что во время нападения его подводная лодка получила радиосигналы бедствия от трех других подводных лодок. Он продолжал: «Я с содроганием представлял, что произойдет с нами, как только корпус нашей лодки будет разрушен».

Тогда U-230 каким-то чудом уцелела. В августе 1944 года лодка, неся службу в Средиземном море, получила повреждения. Тогда её командир обер-лейтенант цур зее Хайнц-Ойген Эбербах приказал подготовить лодку к подрыву, а экипажу готовиться к высадке на берег на надувных лодках на испанский берег. Подорвав лодку, они высадились на берег.

Каким-то образом им удалось захватить рыболовный траулер, на котором Эбербах решил добираться со своей командой до базы. Но 27 августа траулер с пиратами обнаружил американский эсминец «Ericsson». Под наведёнными на судно орудиями подводникам не оставалось ничего иного, как сдаться в плен. По крайней, мере, после войны они остались в живых.

Но вернёмся к событиям в Атлантике. Немцы не подозревали ещё об одной неприятности. Английские специалисты взломали немецкий военно-морской код «Triton». Теперь союзники знали, где подводные лодки подстерегали конвой, и меняли маршрут его следования.

Теперь подводные лодки несли потери при невысоких результатах их атак. В эскортах конвоев, в поиске и уничтожении подводных лодок участвовали 300 эсминцев и около 700 кораблей, в том числе авианосцы, фрегаты и корветы. Нам даже тяжело представить такую военно-морскую мощь.

Но и это ещё не всё. В прибрежных районах для борьбы с подводными лодками использовались свыше 2 000  кораблей.  Для сравнения масштабов морской войны достаточно набрать в поисковике, например, «Черноморский флот СССР во время Великой Отечественной войны». Остальные наши флоты были ещё слабее.

Именно поэтому нам ничего и не рассказывали о войне, которую вели союзники, врали о банках с тушёнкой. Знали всё о второй мировой войне только военные специалисты.

Для борьбы с подводными лодками объединение, которое называлось «Береговое командование английской авиации», насчитывало  свыше 1500 самолётов. Против каждой немецкой подводной лодки союзники выдвинули по семь - восемь кораблей и большое число самолётов.

И всё же, несмотря ни на что, немцы продолжали сражаться в Атлантике до последнего дня войны. 4-го мая 1945 года гросс-адмирал Дениц отдал приказ всем подводным лодкам прекратить боевые действия и вернуться в базы. В тот момент в океане находились 49 подводных лодок.

С 1939 по 1945 годы немецкие подводные лодки потопили 2 828 транспортов водоизмещением 14, 69 миллионов тонн. Это по тоннажу весь транспортный флот, который имела Британия в момент начала войны. Кроме того, немецкие подводники потопили или вывели из строя 187 военных кораблей, в число которых входили шесть авианосцев и два линкора.

Немцы до конца войны успели построить 1158 (с учётом потопленных) подводных лодок, не все они успели войти в строй. 785 подводных лодок потопили, больше половины вместе со всем экипажем. В северной Атлантике и в полярных морях потопили 480 подводных лодок.

Из 39 000 подводников, которые плавали в тех железных гробах, остались живыми только 11 510 человек. 215 подводных лодок погибли с экипажами во время их первого же боевого выхода в океан. 65 подводных лодок уничтожила в базах авиация союзников.

Кроме того, англо-американская авиация наносила удары по предприятиям, где строились подводные лодки, и по промышленным объектам, изготавливавшим оборудование для подводных лодок.

Союзники тоже понесли тяжёлые потери. При потоплении транспортов погибли свыше 30 000 гражданских моряков. Сведений о потерях среди военных моряков мне обнаружил.

Немецкому флоту не удалось остановить снабжение Великобритании через Атлантику, а оттуда, через арктические моря, - Советского Союза.

Боевые действия на море не ограничивались одной лишь Атлантикой. Впереди нас ждёт рассказ о боевых действиях в Средиземном море, Тихом и Индийском океанах.

Продолжение следует