Мой дядя

Наталья Катаева-Вергес
     - Мама, закрой глаза и вытяни руки вперёд, - сказал Вадим.
     Мария исполнила его просьбу. Она почувствовала, как сын что-то положил в её руки, открыла глаза и увидела деньги.
     - Мама, это моя первая зарплата. Купи себе всё, что хочешь!
     Мария обняла его и поцеловала.
     - Сынок, какой же ты у меня теперь взрослый.
     Муж Василий тоже протянул ей деньги и улыбнулся.
     - Ну, а у меня, не знаю, какая по счёту зарплата.
                …
     Вадим родился в апреле 1942 года. Вначале, он был, конечно, как и все дети, без имени. После того, как Марию с младенцем выписали из роддома, Василий пригласил старшего брата Степана.
     - Посоветуй, как нам назвать сына.
     Степан подошёл к мальчику, посмотрел на него, потом сел возле печки, помешал клюкой угольки в очаге и задумался. 
     - Давайте назовём его, как нашего племянника - Владиславом.
     - Красивое имя, - сказала Мария, - мне нравится.
                …
     Вадим родился почти через год после того, как умерла Лидочка, было ей всего 5 лет. Моя мама рассказывала, что сестра была тихой, спокойной, как и её отец Василий, и красоту его взяла.
     Однажды Мария полезла в погреб, а девочки остались наверху. Лидочка легла на пол и стала наблюдать за тем, что делает мама, свесила голову вниз и неожиданно упала в погреб.
     - Обширная гематома, переломы, - сказал врач. - Не выживет.
     Когда Мария вернулась из больницы, Люся бросилась к ней.
     - Мама, а где Лидочка?
     - Умерла.
     А через месяц началась война…
     Трудными были эти военные годы, голодными. Летом 1944 года тринадцатилетняя Люся начала работать курьером на заводе. Позже училась в вечерней школе.
                …
     Каким он был, мой дядя?
     Весёлым, озорным. Часто играл в футбол. Легко сходился с людьми, умел поддержать разговор. Первым знакомился с девушками. Другие ребята стеснялись, не могли преодолеть робость, а он всегда с шутками, прибаутками... Для друзей он был Вадимом, ну, а дома мы все называли его Владиком.
     Учился он на вечернем отделении в техникуме, работал в конструкторском бюро.  Каждое лето уезжал в пионерский лагерь. Сначала был пионервожатым, потом физруком.
     Помню, как я смотрела в окно и, увидев автобус, бежала на площадь.
     - Скажите, а Владислав Васильевич приехал? – спрашивала я.
     - Первый отряд самым последним привезут, - отвечали мне вожатые.
     Я отправлялась домой и опять смотрела в окно…
     Потом радостно встречала его, и мы вместе шли к дому. Он рассказывал какие-нибудь истории, пел песни. Ну, и конечно, мне нравились гостинцы, которые он привозил.
     Позже, перед смертью, бабушка позвала их с моей мамой и сказала:
     - Дайте мне руки…
     Посмотрела на них печально.
     - Как же мне не хочется от вас уходить…
     Они заплакали.
     - Любите друг друга, помогайте всегда…
     Заповедь её они исполнили, всю жизнь поддерживали друг друга.
     Когда Владислав учился в институте на вечернем отделении, мои родители после работы приходили в его опустевший дом, топили печь, варили, пилили дрова, сажали картофель.
     Если бы не он, я бы не стала поступать в институт.
     - Иди, иди, учись, пока знания не выветрились, - сказал он мне.
     И даже когда Вадим жил в другом городе, мама в конверте высылала ему деньги, а он находил возможность передавать нам через знакомых конфеты, зефир.
                ...
     Показываю как-то Даше (его внучке) фотографию.
     - Смотри, вот это - твой дедушка.
     - Он меня не дождался, - сказала она.
     Да… Не дождался… ни свадьбы сына… ни внучки… ни пенсии… Ушёл от нас в 58 лет...