Блины

Александр Прохоров
Вот еще воспоминания тети Люси времен военного времени:
— Хлеб давали по карточкам. В Ленинграде в блокаду 125 граммов, а в Москве 250 — разница не большая.
У нас кладбище было недалеко. Так вот, помню, сидели у окна и считали — кто больше гробов насчитает, их под окнами все на санках везли.
А соседка, тетя Лена (квартира у нас коммунальная была) работала в НКВД, и им давали какие-то невероятные пайки. То есть блины она жарила на масле, вот как мы сейчас жарим блины, так и она точно так же могла жарить тогда.
Мать моя с отчимом жила, и мой младший брат был мне сводным: мама у нас общая, а отцы разные. И вот мы, как почувствуем, что соседка блины жарит, тарелки с ним пустые возьмем — и на кухню, к тете Лене, стоим ждем, что она нас угостит. Она по горячему блину положит, и дождаться, когда он остынет, сил нету никаких. Проглотишь этот тоненький блин, а уйти невозможно.
Тетя Лена кричит маме нашей:
— Да угощу я, угощу — убери детей!
А хлеб мама приносила: был побольше кусок и довесочек поменьше. Мама резала сначала тот кусок, что побольше, на три части, а потом довесочек и складывала каждому порции (снизу побольше, сверху поменьше). И я все смотрела, смотрела — все мне казалось, что мама Димке, как маленькому да от любимого мужа, побольше даст. Помнится, как-то раз она разделила, а я ей:
— Димке побольше дала?
А мама отвечает:
— Ну хорошо, возьми его кусок.
Я порции к себе подвинула, смотрела-смотрела — нет, все поровну — и не поменяла.
А потом получше стало: в школе стали давать по бублику. Бублики большие были, с маком, а уж какие вкусные, так вообще не знаю, как это объяснить. И давали бублик и конфету.
Я бублик ела, а конфету брату после школы несла. Он уже знал, ждал эту конфету. Я, как позвоню, он возле двери стоит ждет. Я всегда ему приносила, пару раз бывало, не выдержу, краешек маленький совсем надкушу — просто попробовать — и ему несу. А потом кто-то узнал, что тем, кто в кружок запишется, так там после занятия тоже бублик дают. Вот уж я туда ходила, все эти «касиопеи-масиопеи» наизусть выучила: рассказывали почему-то все одно и то же, а в конце бублик давали!