GOTH IST TOT!

Александр Карабут
«Ремни и упругая кожа,
Чулки из слюны пауков.
Резвишься в бесовской одёже
И сладко тебе и легко…»
                Группа «Пикник»
               
Предисловие
Эта статья должна быть грустной. Грустной как осенний пасмурный день. Как шум ветра беззвёздной ночью. Как удары голых ветвей в ветровое окно. Эта статья об ушедшей эпохе. Эпохе, которая не раз умирала и возрождалась. Культуре, питаемой неизбежностью смерти, усталостью от перемен и поиском новой мечты.

Четыре Всадника

Первым был всадник Война. Племена варваров-готов вторглись в пределы Римской империи, став попеременно её врагами, солдатами и гробовщиками. Их самоназвание породило термин «готически» сиречь «варварский».

Второй всадник Чума не называл себя готом, но стал им впоследствии. Чёрная Смерть смогла добавить мрачности даже в мировоззрение «тёмных веков». Она совпала со взлётом средневековой культуры, стрельчатыми узорами кафедральных соборов и рыцарских лат. И эти церкви, и эти доспехи были названы позже «готическими».

Третий всадник Раздор, ворвался в Европу через Французскую революцию, размахивая на скаку лезвием гильотины. Опустошённые от войн и террора европейцы хотели сбежать от всех бед. И сбежали духовно. Как раз в ту эпоху, над которой глумились деятели Просвещения. Те самые деятели, эпоха которых породила Великую Революцию. Европейцы бежали в Средневековье, в котором не было ни воздушных шаров, ни телескопов, но и гильотин тоже не наблюдалось. Так начался век Романтизма. Но какое отношение Скотт, Жуковский и Гюго имеют к готике? Ведь готика, вроде как, начиналась с Мэри Шелли, Эдгара По и Брема Стокера? Но викторианская готика не появилась бы без романтизма и возникших на его почве исторических обществ. Участники одного из которых, «Туле», впервые с античных времён назвали себя готами
.
Четвёртый всадник Голод пришёл вслед за гибелью урожая, взращенного эпохой хиппи. Цветы повернулись за солнцем, а «дети цветов» стали поп - музыкантами и обывателями. Голодные дети эпохи - драчливые панки крушили амбары с испорченным урожаем, а часть из них посчитали себя не столько дурным семенем, сколько мертворождёнными детьми постиндустриального общества. Они стали новыми готами.
Америка, породившая вестерн создала и вестерн готический. Фантастический Дикий Запад со средневековым оттенком. И всё это в будущем или в альтернативной вселенной. Даже путешествия в космос были нужны мрачным панкам только от того что в космосе жуть как темно. Готический вестерн это рыцари – ганфайтеры, принцессы из борделей, лошади – киборги, бизоны – мутанты и злодеи в чёрном. Вампиры.

Вампир – монстр древний как мир, приобрёл популярность только во времена охоты на ведьм. Из инквизиторских списков он перебрался в литературу, а позже в кино, став одним из самых узнаваемых символов как западного Хэллоуна, так и не менее западной готики. Вампир правил 80 – ми. И сквозь прожекторный свет шведской поп – музыки и через розовый дым глэм – металла, была видна его тень. А тень вампира отбрасывал каждый, ибо имя её секс. Готика 80 – х подчеркнула тот эротизм, который всегда звучал в шелесте перепончатых крыльев. Тот, который ни целомудренное Средневековье, ни стеснительная Викторианская эпоха подчеркнуть не смогли. Красивые готы были секс - иконами то с примесью аристократичности, то с элементами БДСМ, в зависимости от их направленности. Ненавистники считали их сексуально распушенными гомосексуалистами и извращенцами, а почитатели мечтали оказаться с ними в одной постели. Но, говоря откровенно, такой грешок водился и за ненавистниками.

Новая Кровь

Примерив личины ковбоя космического Фронтира и рокера – кровопийцы, дух готики начал искать себе новые маски. Космос и будущее лишились налёта вестерна, уже заметно терявшего популярность. А на замену из глубин показался тёмный силуэт кибер – готики. Развитие жанра фэнтези добавило к «эпикам» и «героикам» приставку «Dark». Эстетика книг Кэрролла и Набокова вкупе с японским анимэ произвела на свет поджанр готик – лолит. В общем - то, появилось как много взглядов на готику, так и множество разных готов. Американская готика, не найдя ничего особо глубокого в своём прошлом, «слепила из того что было». Черноволосая молодёжь потянулась в Луизиану с её французским барокко, таким изысканным на фоне пуританской обыденности. Закружились венецианские маскарады, стилизованные под XVIII век. А столицей готов России стал Петербург с его ампиром. Новые «варвары» искали и находили своё вдохновение даже там, где, казалось готикой и не пахло.

Гора, породившая мышь

У данной статьи будет ещё заключение, а вот готике приходит конец прямо сейчас. Готика породила эмо  – культуру. Тогда мы смеялись над нервозными малолетками, теперь впору плакать. Тогда их часто били, а теперь понимаем, что били мало. Хотя под лозунгом «П*зди эмо!» унижено не меньше случайных прохожих, чем под девизом «П*зди панков!» до этого. Это тогда нам было забавно, но с высоты прошедших лет появление эмо от готики напоминает обезьяну, рождённую красивой женщиной. К сожалению, это был только первый побочный ребёнок. Второй, не столь уродливый, несмотря на свою «обычность» убил свою мать. Я имею в виду вампирскую беллетристику для подростков. Кровососы - тинейджеры  до того всем осточертели что даже хорошие книги и фильмы на вампирскую тему ещё долго не будут восприниматься серьёзно. Это как если бы мультфильм «Дракулито - вампирёныш» обесценил «Дракулу Брема Стокера» Копполы. Однако это случилось. А вместе с вампирами, становым хребтом готики, интерес к ней также иссяк. И если подростков – эмо шутя называли «детьми готов», то вампиров – школьников никто «усыновлять» не хотел.

Заключение
Так сказать, «под занавес», предлагаю разобрать все плюсы и минусы почившего в мире движения. И чтобы меня не обвинили в необъективности, начну с минусов. А их хватало.
Во–первых, несоответствие внешности гота его образу. Тогда, вроде ещё не было «боди-позитива» и шуток про «кость ест», а проблема уже была. Немало барышень с пышными формами вместо того, чтобы выбрать одежду свободного покроя, наряжались в «кавайных лолиток» и мёртвых невест. Чёрных цвет, конечно, стройнит, но не настолько! И это не мужской шовинизм, дрыщи – металлисты в прикидах аля - «Manowar» выглядят также убого.
Во – вторых, их беззащитность. За необычную внешность готов шпеняли и гопники и обыватели, и маргинальные «неонацисты» и недалёкие «антифашисты». Все, кому не лень. Нередко можно было наблюдать как девушки – готы защищали своих парней. Готический стиль нередко использовал элементы наци – фетиша и сатанизма, а сами готы постоянно подчёркивали свою индифферентность к религии и политике. Думаете, их кто – то слушал? В итоге, они получали со всех сторон, как Польша в 39 – м. Что им было делать? Драться за свои «цвета». Причём драться со всеми. Те же панки на момент своего появления настолько запомнились всем своей агрессивностью, что без злодея в «косухе» и с ирокезом долгое время не обходился ни один боевик. Но, к сожалению, парни – готы редко били в ответ.
В – третьих, но не по значению, идёт всеядность движения готов. За исключением отбитых гопников и откровенно тупых «цивилов», с неформалами не тусовался опять же только ленивый. С готами было сложнее, их даже среди «волосатых» и «панков» мало кто понимал. За то фрикам разных мастей дорога в это сообщество была открыта.  Вот и примыкали к «тёмным романтикам» то участники ЛГБТ+ сообществ, а то и вовсе психически ненормальные личности. И у нас и на Западе готика отдавала толерантностью и политкорректностью в духе «Новых Левых». Особенно несуразно это смотрелось на фоне общей «германофилии» в этом сообществе.
Закончить хочется всё же на преимуществах готического движения. В глобальном отношении это был общеевропейский неоромантизм. Готика жила кельтскими мифами, скандинавскими сагами, славянскими сказками и христианской мистикой. Ориентализация Европы шла вразрез с движением готов. Пожалуй, что эта субкультура могла дать достойный отпор культурному засилью с Востока. Но, во – первых, у готов не было никакой общей идеи или системы ценностей. А во – вторых, среди талантливых писателей и музыкантов готического направления не было своих гениев равных Вагнеру или Гёте. А гении готического кино, такие как Тим Бёртон или Гильермо Дель Торо, не поднимали в своих работах белее сложных проблем, чем отчуждённость индивида от общества. А ведь предшественники готов из XIX века были основоположниками европейской национальной идеи. В локальном отношении готы были изюминкой больших городов и вносили здоровое разнообразие в серые массы обывателей. Но современная готика – это всегда эскапизм, а сами готы скорее прятались на безлюдье, чем проповедовали на площадях. В личном отношении к себе и окружающим, готы – изгои. И, к сожалению, их бегство в себя или в круг единомышленников кончилось практически полным исчезновением. Почти все они ушли из нашего мира или стали кем – то другим. Их время прошло.