Коллеги

Зинаида Ткачева
Зинаида Ткачева
КОЛЛЕГИ

Был обычный рабочий день, отличался он от других тем, что было 14 января, то есть был Старый Новый год. По этой причине работать не очень-то и хотелось и было у всех приподнятое староновогоднее настроение. По сему случаю женщины пили чаи с тортом, а немногочисленные мужчины отдела, учитывая всеобщую кампанию по борьбе с пьянством, втихую, видимо, употребили более светлый, но более горячий и весьма крепкий напиток.
Перерыв уже заканчивался, когда в нашу комнату Заглянула инженер соседнего отдела Эмма и обрадованно воскликнула:
- -Ой, вы чай пьете, угостите меня?
Наша сметчица Ларочка налила чашку чая и протянула Эмме. Та снова воскликнула:
- А тортик можно?
Ларочка сделал удивленные глаза:
- Нет, дорогая, ты будешь пить чай только с удовольствием, так как торт мы уже поделили, а сахар, сама понимаешь, дают по талонам.
Но Эмму трудно было чем-то смутить. Эта разбитная бабенка, пышнотелая, черноглазая, с вьющимися черными волосами, напоминала цыганку и характером, и внешностью.
- Тогда меня угостят мужчины!
Но Ларочка не хотела делиться даже малым с нежеланной посетительницей:
- Вот они с тобой поделятся пустой бутылкой, а могут еще и пробку пожертвовать.
Тогда Эмма повернулась ко мне. "Ну, что твой сын? Растет? Моя дочь с матерью моей сидит, она в садик ходить не хочет. Моей вчера было уже три года."
Мой сын родился на три дня раньше дочери Эммы в одном роддоме. Поэтому иногда Эмма интересовалась моим мальчиком, а я - ее дочерью. Тогда Ларочка воскликнула:
- Можешь угостить нас тортом по случаю дня рождения твоей дочери.
Но с Эммы, как всегда, взятки были гладки:
- Мой муж денег на торт не заработал.
В это момент зазвонил телефон. Наш техник Альбина взяла трубку. Звонила Таня Акимова, заместитель начальника того отдела, где работала Эмма:
- Девочки, у нас в отделе не берут трубку, Я звоню из поликлиники. Передайте, что я заболела и взяла больничный листок.
- Ладно, Танюша, все передам, как скажешь. Выздоравливай., - И Альбина повесила трубку.
- Твоя подруга Татьяна звонила, - повернулась она к Эмме. - Только вот не пойму, как вы можете дружить,вы такие разные!
- А с кем ей еще дружить? Таня, она как вы знаете, приезжая, по распределению приехала, ни родных, ни знакомых нет. А мы с мужем ей помогали во всем. Вот сейчас она получила квартиру. Родители ей прислали из Крыма мебельные гарнитур, а мой Рома на мебельной фабрике работает и будет её мебель собирать, похвасталась Эмма, - послушай, Ирина, - это она уже обратилась ко мне. Вот какое дело. У меня в автобусе вытащили кошелек с зарплатой. Я написала заявление директору на материальную помощь. Нужно, чтобы ты подписалась в заявлении, так как мы живем рядом.
- Но я никогда не ездила с тoбoй вместе в автобусе
- Ну и что? Татьяна подписалась. А нужна еще одна подпись, да ладно, потом поговорим. Уже перерыв кончился.
Эмма поднялась и вышла из комнаты. Альбина засмеялась:
- Как всегда последнее слово осталось за Эммой-
Прошли две недели. Эмма больше не подходила ко мне с просьбой подписать заявление, видно, нашла кого-то nocговорчивее меня. А у нас в отделе было неприятное происшествие. Альбина полезла в стол к нашему новому сотруднику Аркадию и обнаружила там тетрадь, где он отмечал все наши небольшие "грехи". Он записывал кто на сколько опоздал на работу утром и с перерыва, кто сколько болтал по телефону, кто бездельничал, в общем - прочую ерунду. Альбина, высокая стройная с гладкозачесанными волосами и огромными зелеными глазами женщина, налетела на новоиспеченного ябедника:
- Аркадий, дорогой, это на кого ты хотел донос писать? На друзей-товарищей своих? Да я сейчас заставлю тебя съесть всю тетрадку, чтобы неповадно было.
Она загнала провинившегося коллегу в угол, а тот робко пытался оправдаться. Нa этот шум заглянул наш начальник отдела Эдгар Николаевич, лысый с весьма заметным животиком добродушный человек. Узнав в чем дело, он удивленно взглянул на Аркадия;
- Интересно, а кому ты хотел показать эту тетрадь? Мне? Я с этими людьми работаю уже десять лет, знаю кто и как работает. Директору нашему? Но наш Антонов терпеть не может ябед. Когда к нему приходит с жалобой, он вызывает обоих и решает вопрос всегда в  присутствии обвиненного и обвинителя. Переста- рался ты, Аркашка. Отпусти его, Альбина. может человеком будет.
Та отвернулась от провинившегося, предварительно погладив его по лысеющей голове:
- Ох, кудрявый ты мой. В следующим раз я тебе прическу подпорчу, смотри у меня.
Зазвонил телефон, и она подняла Трубку снова звонила Таня Акимова:
- Альбина, никак не могу дозвониться до отдела, меня выписали, передай нашим, что я выхожу завтра м, работу.
Мы передали в соседний отдел ее просьбу. Но ни завтра, ни послезавтра, ни даже через неделю Таня на работе не появилась.
Девушки из ее отдела заволновались, сходили в поликлинику, но там сказали, что больничный закрыт в день, когда Альбина устроила разнос Аркадию. Сотрудницы пришли к Татьяне домом, дверь была закрыта, им никто не открыл. Соседи не видели Таню несколько дней. Решили позвонить родителям в Крым, где Танин отец занимал весьма высокий пост. Но по их ответам на наши осторожные вопросы было ясно, что Таня в Крыму не появлялась. Когда были исследованы все возможные и невозможные варианты места предполагаемого нахождения Татьяны, начальница соседнего отдела Тамара Павловна решила обратиться к директору. Антонов выслушал ее. Нахмурился и тут же стал звонить в милицию. Но в милиции не разделяли опасение директора, а узнав, что Татьяне всего 25 лет, оптимистично заметили, что загуляла она с молодыми ребятами и посоветовали подождать Наш директор подождал еще дня три, а потом позвонил в обком, рассказав, что у него пропал замначальника отдела, а милиция не хочет принимать никаких мер. Через пять минут к институту подъехала милицейская машина, и следователь вызвал Тамару Павловну для разговора.
Обстановка в институте была явно нерабочая. Все делали вид, что спокойны, но напряжение чувствовалось повсюду. Ларочка, чтобы скоротать время, рассказывала о своем сыне, курсанте медицинском академии. Его сочинение на вступительном экзамене произвело впечатление на приемную комиссию, потому что он писал: "Идеал женщины для меня - моя родная мама. Все литературные герои - вымысел автора, а моя мама живая, родная и самая любимая". Ларочка гордилась сыном, что давало ей право поучать и меня уму-разуму:
- Ирочка, что ты думаешь о будущем своих детей?
- Ой, да они у меня еще маленькие, дочери пять лет, сыну три годика.
Ларочка всплеснула руками:
- Ирочка, сейчас самое время, отдай девочку на танцы, если танцы не пойдут, то в семь лет отдай в музыкальную школу. Если не понравится музыка, то в десять лет отдавай в художественную школу. А мальчика отведи в дом пионеров "Спорт и техника", и у них не будет времени на баловство и хулиганство.
Я была благодарна миниатюрном светленькой Ларочке за добрый совет. А в это время Альбина донимала Аркадия:
- Аркаша, голубок ты мой пощипанный, за что тебя уволили из треста "Промизоляция"?
- Изолировщицы украли десять метров стеклоткани. Я на них написал докладную, - признался со смущением тот.
- А зачем им нужна была стеклоткань?
- Ситца-то сейчас в продаже нет, они из изоляции трусы себе пошили.
- Аркаша, бедных женщин пожалеть надо было, а ты на них докладную... Ну и дурак же ты, - засмеялась Альбина.
- Начальник треста тоже так сказал.
Раздался междугородний телефонный звонок. Альбина кинулась к телефону, потому что ее мать работала телефонисткой во Львове и часто звонила дочери на работу. Но на этот раз звонок был из Крыма. Мать Тани осторожно интересовалась своей дочерью. Альбина сказала, что Таня болела две недели, скоро поправится.
- Бы передайте Роме и Эммочке, чтобы они присмотрели за ней.
Мы что-то очень волнуемся.
Мы знали, что друзья Тани каждое лето отдыхали в Крыму у ее
родителей, поэтому просьба позаботиться об их дочери была
естественной. Затем трубку взял отец Тани.
- Вы говорите нам всю правду?
- Всю правду не знает никто.
- Что-нибудь случилось с нашел дочерью?
- Пока мы не знаем.
- Сообщите, как узнаете.
- Конечно, конечно, сообщим, - окончила разговор Альбина.
В комнату заглянула Тамара Павловна:
- Нужен кто-нибудь из мужчин в качестве понятого. Мы едем к Тане домой. Надо вскрывать дверь.
Альбина удавилась:
- А зачем вскрывать? У Эммы всегда был ключ от Таниной квартиры Мне Таня сама говорила, что дала им ключ на всякий случай, когда получила ордер. Да и Эмма как-то похвасталась.
Тамаpa Павловна пожала плечами:
- Эмма говорит, что потеряла. Ну что ребята, кто из вас поедет?
Вызвался Владик, молодой парень, мой новый руководитель группы. У нас редко берут женщин на руководящие посты. Владик у нас был мастером на все руки, работал осветителем в театре, санитаром в больнице, а сейчас вот в проектном институте. Специалист! А до этого у меня был руководитель ещё круче. Бывший старшина сверхслужбы, минер, в чертежах ну ни в зуб ногой, но он был мужчина. А это уже кое-что! И сейчас тоже требовался мужчина на розыск нашей пропавшей коллеги.
Владик, Тамара Павловна и Эмма уехали вместе со следователем, а мы остались ждать...
Тихо играла музыка. У нас в отделе всегда играло радио. Под хорошую музыку хорошо работается, а к тому же наш Эдгар Николаевич был меломаном. Он мог поинтересоваться у любого из нас, что в этот момент играют, и, если перепутать Равеля и Моцарта, он возмутится:
- У вас высшее образование, понимаете, высшее, а музыка есть грань высшего образования. Стыдно не знать музыки, а вашему образованию грош цена.
Но в институте при получении высшего образования нам никто не говорил о музыке и литературе, и мы должны были сами эти грани отшлифовывать...
В дверь постучали, и в отдел вошел Рома, муж Эммы. Это был высокий красивый блондин со спокойными карими глазами.
- Ребята, не скажете где Эмма, у них отдел закрыт.
- Она уехала со следователем к Тане на квартиру, - отозвалась Альбина. - Садитесь, подождите ее.
- Нет. Я, пожалуй, попозже подойду.
Рома ушел, а мы остались ждать возвращения наших коллег. Они приехали часа через три, И когда Владик зашел в комнату, он сказал:
- Ребята, выключите музыку.
Мы притихли. Альбина выключила радио. А Владик устало опустился на свой стул. Мы внимательно смотрели на него. Его соломенные усики, которые он отпустил, чтобы казаться старше, подергивались. Он начал рассказывать:
- Как зашли мы в комнату, а там чистенько, убрано всё, но следователь говорит, что здесь произошло убийство. Мы ну ничего не понимаем, а он нас в ванную комнату повел и говорит, что убийство произошло именно здесь, А там блеск-чистота, Ну не пахнет убийством, А следователь бутылку шампуня показывает, на ней две коричневые точки. Говорит, что это кровь. Вот это специалист! А так из вещей пропали сапоги, дубленка и сумка дорожная, паспорта тоже нет! А может быть уехала куда-то? Только следователь говорит, что убили ее, убили в ванной комнате. Следователь сказал, что убил кто-то из своих...
Мы ошеломленно молчали. Все мы надеялись, что Таня вернется. А тут вдруг - убита.
Убили нашу коллегу. Она умерла. Наши коллеги иногда умирали. Даже вот вспомнить Щербакова Анатолия Ивановича. Ему под Октябрьские праздники объявили выговор за срыв выпуска проекта, он расстроился, пришел домой и умер. Но он умер сам1 А здесь человека убили!
Владик продолжал:
- Следователь взял записную книжку Тани. Завтра в субботу вызовет многих к себе.
Ну что же, доживем до следующею рабочего дня, то есть до понедельника, чтобы узнать подробности страшного происшествия.
Первой к следователю, вызвали Тамару Павловну. Она ответила на все  вопросы, и ее через полчаса отпустили.
Следующими были Эмма и ее муж. Они пришли вместе, захватив с собой свою светловолосую дочку. Когда они все втроем зашла в кабинет, следователь нахмурил брови:
- Почему вы пришли с ребенком? Здесь милиция, а не приморским бульвар, чтобы разгуливать с ребенком. С кем у вас обычно бывает девочка?
- С ней сидит моя мама, но сегодня суббота, По выходным мы берем дочку с собой, - объяснила Эмма.
Но следователю что-то не понравилось в ее ответе:
- Содержимое вашем сумки и детском сумочки на стол!
- Ой, шутить изволите? - удивилась Эмма.
- Повторяю. Здесь милиция, и приказы здесь выполняются. Деточка, покажи, что у тебя в сумочке, - обратился следователь к ребенку.
Среди детских платочков, пупсиков, бусинок и камушков был ключ от Таниной квартиры и какая-то квитанция, следователь вызвал милиционера:
- Отвезете женщину с ребенком домой, а потом привезете ее обратно ко мне. Выполнять приказ. А вы останетесь здесь, - обратился он к Эмминому мужу. Рома опустил голову.
Тамара Павловна, решившая дождаться своих коллег с допроса, с удивлением смотрела, как Эмма в сопровождении милиционеров шла по коридору...
Допрос супругов продолжался недолго. Рома не стал отпираться:
- Отпустите мою жену. Она ничего не знала. Это я убил Таню.
Она назвала мою жену нехорошим словом, я разозлился, стукнул ее, она упала головой на чугунную ванну. А потом я по частям вынес ее из квартиры.
- В каких отношениях ваша жена с вашими родителями?
- Они считают ее плохим человеком.
- Но вы не убили их за то, что они так считают? Значит,
родителям можно - и вы с ними, наверное, согласились, - а другим нельзя? Не думаю, что слова о вашей жене были поводом для убийства... - следователь с сомнением посмотрел на Рому.
- Я же говорю, что я убил. Моя жена не причем, отпустите
ее...
В понедельник, когда мы все вышли на работу, новость буквально ошеломила нас. Мы не верили, что талое может произойти с кем-нибудь из нас, что Таню могли убить друзья А в том, что в убийстве принимала участие и Эмма, мы не сомневались. Роман один не мог за один раз вынести по частям тело девушки, не мог за один вечер убрать и навести в квартире идеальным порядок, не мог отнести вещи в камеру хранения. Без помощи и участия Эммы он не мог этого сделать один. А у следователя Рома брал вину на себя, выгораживая свою жену. мать своею ребенка, Да и за групповое убийство дают всегда больше. Видимо, он это знал и учитывал.
Когда Эмма появилась на работе, женщины отдела поставили ей ультиматум, чтобы она увольнялась по собственному желанию, а то ее уволят по просьбе коллектива.
- Нет такой статьи в кодексе, - кричала Эмма.
- Нет? Так будет! У тебя у первой будет такая запись! Мы не желаем с тобой работать! У тебя руки в крови! У тебя хватило наглости прийти на работу? Ты делала вид, что ничего не знаешь, лицемерила, что разыскиваешь Таню. А сама знала, что она убита! Мы не желаем тебя видеть!
Эмма ушла. Тамара Павловна и Владик вместе поехали в милицию опознавать Таню, которую по частям собирали в указанных Ромой местах. Был февраль, были морозы. И то, что было когда-то рослой, крупной девушкой по имени Таня, поместилось в полиэтиленовый мешок, который уложили в небольшой ящик. Владик сверху положил трусы и бюстгальтер, прикрыл новым Таниным платьем, ящик закрыли, И в забитом ящике в последним раз Таня появилась на работе. Мы плакали, даже мужчины не скрывали своих слез. Антонов сказал хорошую речь. с портрета в черной рамке на нас смотрела веселая жизнерадостная Таня, которую мы не уберегли и которую Тамара Павловна повезет в последний путь к родителям в Крым.
Рому осудили на пять лет, а через три хода его уже видели в городе вместе с Эммой.