Ч. 34 Нашли покой на дне океана. Чёрный май

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/02/11/1906

Шквальный ветер вынуждал эсминцы маневрировать из-за опасности наскочить на айсберги. Приходилось расходовать много топлива. Как только ветер чуть стихал, эсминцы пополняли запасы топлива с танкера «Oribi».  Периодически корабли охранения обстреливали глубинными бомбами всё, что вызывало подозрение.

Подводные лодки тем временем перестраивались. Руководил перестроением групп Дениц, получая донесения о конвоях, погоде и расположении волчьих стай. 4-го мая ветер стих до 6 баллов. Конвой увеличил скорость до шести узлов. С воздуха конвой прикрывали американские летающие лодки Consolidated PBY Catalina. 

Один из самолётов  атаковал подводную лодку U-209, известную по прозвищу «Брно». Это прозвище подлодка получила после того, как её экипаж провёл отпуск в Брно, где папаша одного из членов экипажа, штурмбанфюрер СС, трудился начальником полиции.

Подлодка получила такие повреждения, что при возвращении в базу затонула со всем экипажем. Кстати, именно эта подводная лодка за один день, 17 августа 1942 года,  потопила четыре советских судна: «Комилес», «Комсомолец», «Р-4» и «Щ-500».

Дневная атака сорвалась. Поздно вечером 4-го мая подводные лодки атаковали конвой, который уже подходил к району Ньюфаундленда. Одиннадцать подводных лодок прорвали цепь охранения и в течение ночи потопили семь транспортов.

Утром они потопили ещё четыре судна, которые из-за шторма отстали от конвоя и следовали самостоятельно. Как только на следующий день, 5-го мая, наступили сумерки, пятнадцать подводных лодок вновь прорвались к конвою.

Однако в это время конвой вошёл в полосу густого тумана. На помощь эскорту прибыли две поисково-ударные группы. На их кораблях находились радиолокационные установки. Вместе с кораблями эскорта они отразили не менее двадцати пяти атак подводных лодок.

Во тьме ночи, к которой добавился туман, корабли эскорта в сантиметровом диапазоне «видели» немецкие подводные лодки, а те их не видели. Впервые за войну конвой был атакован таким количеством подводных лодок. Немцам удалось потопить тринадцать транспортов. Спасли со всех судов около двухсот человек.

Но и корабли эскорта, также летающая лодка Catalina,  потопили семь подводных лодок: U-209, U-638, U-531, U-192, U-125, U-630, U-438. Все экипажи погибли вместе с кораблями. Только экипаж подводной лодки U-125, получившей такие повреждения, что она не могла погружаться, видя безнадёжность своего положения, пересел на резиновые лодки.

Глубинными бомбами с корветов «Snowflake» and «Sunflower» подводная лодка была потоплена.  Командир корвета  «Snowflake» запросил по семафору старшего офицера эскорта капитан-лейтенанта Роберта Шервуда, что делать с выжившими. Получил ответ: «Выживших из воды не поднимать. Занять своё место в эскорте».

Через несколько часов все немцы на спасательных шлюпках были мертвы от переохлаждения. Среди них находился сын гросс-адмирала Карла Деница. Война - вещь жестокая. Решение Роберта Шервуда было правильным. Он не мог позволить подвергать опасности конвой, занимаясь спасением противника.

Англичане и американцы, кроме того повредили семь подводных лодок, и те были вынуждены прекратить боевые действия и вернуться в базу.

Битва подводных лодок с эскортом кораблей конвоя ONS-5 была последней, когда подводным лодкам удалось потопить такое количество транспортов. При этом подводники понесли беспрецедентные потери.

В военно-морской истории это сражение назвали «Чёрным маем». После сражения у Ньюфаундленда Дениц был вынужден отозвать подводные лодки из северной Атлантики. Май 1943 года стал поворотным пунктом сражения за Атлантику. Гитлеровское командование надеялось накопить силы, усовершенствовать свои подводные лодки и вооружение, а затем вернуться в океан на пути движения конвоев.

После короткого перерыва подводные лодки вновь вышли в океан, но эффективность их действий снизилась, а мощь оборонительных противолодочных сил союзников возросла.

В 1943 году германские подводные лодки потопили 462 судна. Это составляет 40 процентов судов, потопленных в 1942 году.

Но при этом корабли эскорта и противолодочная авиация потопили 273 немецкие подводные лодки.

Надеюсь, что эти цифры дадут возможность читателю, далёкому от морской тематики, понять масштаб сражений в Атлантическом океане, поскольку  тема эта, прежде всего, по политическим соображениям, весьма скупо освещена в отечественной исторической литературе.

Во второй половине 1943 года чётко выявилась тенденция, когда число потопленных германских подводных лодок стало приближаться к числу потопленных ими транспортов. С сентября по декабрь 1943 года немцы потопили 67 транспортов, при этом погибли 64 подводные лодки вместе со своими экипажами. Немецкие подводники стали смертниками.

При этом должен заметить, что среди командиров немецких подводных лодок не было прецедентов невыполнения задания из-за трусости, а также случаев умышленного обмана командования сообщениями о мнимых победах.

После войны, когда документация по боевой деятельности флота попала в руки союзников, её тщательно изучили военные историки, сравнили с собственными документами.

Изменившаяся обстановка побудила изменить и тактику подводных лодок. Теперь действовали тремя завесами. Первые две осуществляли разведку и наведение, наносили предварительные удары, а третья, самая многочисленная,  была ударной.

Немецкие конструкторы и производственники обеспечили подводников самонаводящимися акустическими торпедами. Спасаясь от этих торпед, корабли противолодочной обороны союзников останавливали машины, и торпеда больше «не слышала» корабль.

Тогда конструкторы доработали торпеды так, что они реагировали на любой включённый электроприбор, например, на вентилятор в каюте, или гирокомпас и т.д.

В ответ противолодочники стали буксировать особое устройство, под названием фоксер, которое шумело больше, чем корабль. Но фоксер не был панацеей спасения от такой торпеды.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/14/1869