Писать рассказы о работе моряков дальнего плаванья,делиться впечатлениями о посещаемых портах,островах и странах,о необычной природной красоте тропических островов и морей - очень приятно. Ты не только делишься своими впечатлениями, а сам заново переживаешь - вспоминаешь прошлое,а иногда, даже и не веришь,что это происходило с тобой. Моряки - это особая каста. Многие в детстве мечтали о море,даже приобрели морские профессии,но проработав в море год,другой,а то и пять - понимали ,что эта стихия не для них и навсегда сходили на берег. Другие прикипали и работали по тридцать,сорок лет.Моряк в рейсе,мечтает сойти на берег в отпуск,встретиться с семьей. Но прошел месяц,отдохнул,пообщался с земной природой и мечтает опять скорее уйти в море.Моряк должен обладать тремя основными качествами:высоким профессионализмом,самодисциплиной и коммуникабельностью.Это жесткое требование жизни в опасной среде,длительное нахождение в ограниченном пространстве в небольшом экипаже .От коммуникабельности каждого - зависит здоровый климат в экипаже.Если в экипаж попадает - случайный,конфликтный человек,то чаще всего - в следующем рейсе его не будет. Только не в этом случае,о котором я хочу рассказать.В этом случае,по моему,сыграла роль - менталитет человека с Кавказа.Старший помощник капитана Дагаев,жил с семьей в городе Ростове,а родом был из Азербайджана.Он не смог пережить не заслуженного оскорбления.И так,я решил рассказать о случае в экипаже,приведшем к трагедии.Помполитом,на танкере "Мос Шовгенов",был товарищ Батрак.За мою тридцатилетнюю службу,на танкерах пароходства "НОВОШИП",встречались,в судовых экипажах,не только прекрасные,эрудированные и тактичные люди - такие как,старший механик танкера "Апшерон"-Ким Тимофеевич Виноградов,капитан танкера "Епифан Ковтюх"- Лаврентьев Николай Фёдорович и так далее,но и такие "фрукты",как помполиты Батрак и Штуца. Судя по фамилии "Батрак"- возможно на него повлияло происхождение,тяжелое прошлое.Мои современники помнят - когда заполняли бланк автобиографии,была графа -ПРОИСХОЖДЕНИЕ !Так вот,чтобы отметить своё истинно пролетарское происхождение,пролетарского государства большевиков,заполняя графу "происхождение" писали:" из рабочих,крестьян-батраков".Таких Батраков - понятие,как мораль и честь,не беспокоили.Он работал по обычной схеме: время от времени в экипаже появлялись молодые специалисты.При увольнении, в любом иностранном порту,молодежь старалась "отметить" свой первый выход в город за границей.При возвращении,поднимаясь по трапу на борт судна,их встречал товарищ Батрак,а ну дыхни! Да ты брат выпил ,я же с вами,перед увольнением ,провёл инструктаж! Вы нарушили правила поведения,советского моряка за границей ! Пишите объяснительные! Батрак объяснял провинившимся,будите приглядывать,за коллегами и докладывать мне. А не будите соблюдать мои требования, достану ваши объяснительные и тогда,это будет вашим последним рейсом. В 1969 году,я работал на танкере "Рафаэль".Там "кошмарил" экипаж -помполит Штуца. Очень любил подслушивать разговоры в судовой курилке.Эту особенность,моряки знали и если кто то хотел пойти в увольнение со своим другом,а в увольнение ходили "тройками",составленными помполитом,затевали громкую беседу-"вот в прошлый раз,в увольнение в Гибралтаре,ходил вместе с Николаем,так он мне все нервы вытрепал,не дай бог,опять попасть с ним в одну группу,лучше совсем не ходить. Штуца слышал и будь уверен,в следующее увольнение пойдёте вместе. Да ,я отвлекся,разговор пойдёт о другом человеке,о товарище Батраке. Батрак имел свою особенность - днём он спал,а по ночам шастал вдоль коридоров всех палуб,останавливаясь у дверей кают,долго прислушивался,заходил на ходовой мостик.А вот в ЦПУ машинного отделения,заходить не рисковал - видимо его пугал шум главного двигателя и вой ГТН. Отработав несколько лет,в Туапсинском "Подменном экипаже" ,я снова решил работать на судах дальнего плавания и подал заявление в отдел кадров.
В начале марта 1977 года, я получил направление на работу, в качестве судового механика на танкер «Мос Шовгенов». Танкер Югославской постройки, судостроительного завода Сплит, длина 205 метров ,дедвейт - около 24 000 тонн . Старший механик мне был знаком, Мишин Владимир Ильич .Танкер стоял у причала нефтепирса в порту Туапсе. На борт брали два сорта груза: бензин и дизельное топливо. Рейс на Вьетнам, порт Дананг. Раньше мы ходили на Хангай, выгружались на рейде ,стоя на якоре, а по левому и правому борту стояли штук по десять джонок. Они грузились по очереди , грузовой , центробежный насос работал на малой скорости а матрос на «штанах», по команде с джонки ,открывает или закрывает клинкет. Такой темп разгрузки длится полгода. Выгрузившись , идем грузиться в порт Владивосток. Загрузившись , возвращаемся на прежнее место в Хангай, и работаем еще пол года. Бухта Хангай имеет неповторимый колорит. По всей бухте стоят десятки , а может сотни скальных столбов , высотой до пятидесяти метров и выше. Некоторые вершины плоские, покрытые зеленью. Однако, в этот раз курс на Дананг. Рейс проходил в обычном режиме. Прошли Босфор , пролив Дарданеллы . В Порту Саид ,встали на якорь, подняли с обоих бортов шлюпки местных швартовщиков , поднялся на борт лоцман и караван двинулся Суэцким каналом , на порт Суэц . Встреча и расхождение северного и южного каравана происходит в Горьком озере. Длина канала 163 километра, ширина 120 -- 320 метров, глубина 20 метров. Все таки ,это одно из чудес света -- творение рук человеческих ! Раз ! И ты уже в Индийском океане . Это брат, не огибать Африканский континент, мыс Доброй надежды. Индийский океан прошли без погодных сюрпризов, Малайский пролив и вот уже рейд желанного, для всех моряков, Сингапур , ( в переводе с малайского – город Льва.) население 5 миллионов разный национальностей, различного вероисповедания и культур , обычаев и нравов . Идеальный конгломерат мирного , уважительного сосуществования и процветания города – государства. Экипаж сходил в город ,отдохнул от перехода , «отоварились» . Большинство приобрели радиотехнику. К стати , купленный мной магнитофон ,до сих пор, стоит у меня на столе и радует прекрасным звучанием. В конце апреля , мы встали на рейде Дананга , на монобуй . Время на выгрузку , будет зависеть от дальности перекачки и наличия подхватывающих насосов. На следующий день , администрация города ,пригласила нас на банкет , по случаю освобождения американской базы . Война вроде закончилась ,но раз приглашают ,мы рады. Приглашенные ,и я в том числе, спустились на борт подошедшей десантной баржи и отправились на берег. Как мы поняли ,нас усадили на обед за сервированные столы ,в просторном зале , с двумя барами, рядом с которыми висели ,для продажи шикарные шкуры тигров , в бывшей американской «столовке» . Слушали концерт в исполнении миниатюрных , миловидных вьетнамок . Исполнение русских песен, с приятным акцентом звучали прекрасно . Но во взаимоотношениях , чувствуется «казенность»,официальность программы . Концерт закончился в 22 часа и нас благополучно доставили на борт т/х «Мос Шовгенов» . 24 мая, грузовые операции закончены . Получили распоряжение, мыть танки и следовать в Порт – Луи , принять груз патоки. На острове Маврикий , я не был почти десять лет. 26 июня ,встали на внешний рейд о. Маврикий. Будем ждать очереди на постановку к причалу . Зашел в гости , на чашку кофе , Володя Прохоренко, заварили кофе , взяли в руки гитары и три наших аккорда , « Я в весеннем лесу…» или что либо В.С. Высоцкого. 8 июля - швартовка к причалу, приемка танков ,требование к качеству подготовки танков высокое .И вот , приступили к грузовым операциям . Погрузку контролировал « ресивер «- представитель английской компании «Мolasses» . 1 августа вышли в рейс. Патока очень капризный груз . Температуру груза в танках необходимо поддерживать в пределах 38 градусов Цельсия. При понижении температуры, патока теряет текучесть ,при повышении 41 градуса -- начинает сахариться .За время длительной стоянки в порту Луи ,ходили на прогулки в город , в ботанический сад , съездили на вулкан -- вид на город и весь остров потрясающий . Других достопримечательностей не заметил ,хотя в порту, ежедневно швартуются пассажирские лайнеры с туристами со всего света ,но их интересуют , прежде всего, уютные пляжи . 7 августа ,обогнув мыс Доброй Надежды и порт Кейптаун , взяли курс ,на первый порт выгрузки – порт ROUEN ( Руан ). В первых числах сентября подошли в район Гавра ,поднялись в верх по реке Сене и встали к причалу порта Руан . В Руане ,бывшем центре английской власти , на территории королевства Франции герцога Бедфорда и партии бургиньонов , судили и казнили 30 мая 1431 года Жанну Д- Арк . Её отправил на костер руанский палач Жоффруа Тераж. В Руане , стоит посетить Кафедральный собор ,готическая центральная башня ,увенчанная чугунным шпилём вознеслась на высоту 151 метр – самый высокий во Франции , построен в 1362 -- 1421 годах. Собор славится изумительными витражами , фасадными скульптурами , семьдесят скульптур. В соборе захоронены герцоги Нормандии , Роллан и король Львиное Сердце . В соборе находятся 30 полотен художника Клода Моне . Поражает то ,что как могли построить собор , такое сложное сооружение ,в техническом плане , без современного оснащения техникой -- 700 лет назад . Я пришел к выводу , что если в низу горит костер «святой инквизиции « -- залезешь и построишь. Наши « строители коммунизма « -- по хлеще святой инквизиции . Используя дармовой труд « врагов народа « , в немыслимо короткие сроки , возводили каналы , Воркуту , Магнитки , осваивали Колыму , усеивая окрестности костями невинных жертв. 15 сентября вышли из порта Руан ,в следующий порт выгрузки – Балтимор . Океан пересекли без погодных сюрпризов. 8 октября встали к причалу в порту Балтимор . Балтимор , современный морской порт, военно-морская база. Основан ,почти в одно время с Санкт Петербургом , в 1729 году. Очень хотелось сходить посмотреть город ,но « коммисар » , Батрак , притормозил увольнение . С городом мне пришлось познакомиться позже ,когда мы работали в чартере на танкере «Липецке» ,в английской компании MOLASSA с 1991 по 1997 год , но об этом позже. 4 ноября ,мы вышли из порта Балтимор в Новороссийск . В порту Балтимор и созрела конфликтная ситуация. Старпом Дагаев, через местную шипшандерскую службу , заказал продукты для экипажа на обратный рейс , на месяц . При заказе мясных продуктов , ему показалась приемлемая цена говяжьей вырезки – по 4$ за килограмм , и он заказал 100 кг. Однако, когда продукты доставили на борт ,цена оказалась 4$ за фунт . Дагаев сказал шипшандеру, что по такой цене , он может приобрести , только 50 кг. На этом и порешили . В то время, за 1$ , давали 68 копеек . Но все купленные продукты переоценивались и приходовались по ценам порта приписки , то есть порта Новороссийск . В Новороссийске цена , самого дорогого мяса была 3 руб. 50 коп. С этим, ценовым казусом , в зимнее время ,работая в тропических странах ,не могли закупать фрукты . Если в январе месяце ,в странах Карибского бассейна , арбузы стоили сущий мизер , а в Новороссийске ? И так, закупив продукты ,мы вышли из порта Балтимор ,в балласте на Новороссийск . В рейсе, товарищ Батрак ,организовал из трёх человек «группу народного контроля « и приступил к ревизии продуктов в судовой «артелке». Проведя ревизию – составил Акт, и обвинил старпома в махинациях ,при закупке мяса и присвоении 600$. О результате своей деятельности ,объявил на общесудовом собрании. Капитан направил запрос ,на имя шипшандерской службы порта Балтимор и получил количественное и ценовое подтверждение . Однако, Батрак не успокоился и сообщил о своём подозрении в Пароходство . 20 декабря ,мы зашли в порт Сеута , для пополнения бункера. С утра , я и Дагаев ,решили сходить в город . В городе зашли в кафе, сели , заказали по чашечке кофе, вдруг Дагаев говорит – Влад , мне что- то не здоровиться и мы решили вернуться на судно . Поднявшись на борт , он поднялся в свою каюту , я в свою. В 12 часов пошел на обед, в кают-компании , за капитанским столом – старпома не было, буфетчице я сказал , что Дагаев на обед , скорее всего не придёт - плохо себя чувствует . В 16 часов , собрались на чай – Дагаева нет , симпатичная буфетчица , поглядывала на молодого старпома и кто –то пошутил , что человек на обеде не был и на чай не пришел, не отнесла бы чего-нибудь старпому в каюту , а то совсем отощает . Бункеровка закончилась , все ждали аврала и выхода в море , но буфетчица собрала что – то на поднос и побежала по трапу на верхнюю палубу, в каюту старпома . Вдруг услышали крик и звон разбитой посуды . Быстро поднялись в каюту старпома , он лежал в спальне на кровати в спортивном костюме ,как будь- то спал. Да , слово может быть – куда страшнее пистолета . Вышли в море ,весь экипаж собрался в столовой команды ,было решено ходатайствовать , перед руководством пароходства и парткомом об увольнении Батрака. Партком пытался сохранить «честь мундира « , но всё таки из пароходства его уволили . А второй механик , Володя Прохоренко , всё пытался ,поставить ему на память , фингал под глазом - еле отговорили . Но этот случай , на него произвёл такое впечатление , что он всё равно уволился из пароходства . Последнее время ,он работал в Москве , старшим инженером в представительстве Арманда Хаммера . И вот мы встали на рейде порта Новороссийск с приспущенным флагом. Завтра новый 1978 год ,в городе нас ждут, приехавшие на встречу жены , дети . А семье , приехавшей из Ростова , - что им сказать ? Может в новом 1978 году – такого больше не случится ? Будем надеяться .