Случай в экипаже танкера Мос Шовгенов

Владимир Венецкий
     Писать рассказы о работе моряков дальнего плаванья,делиться впечатлениями о посещаемых портах,островах и странах,о необычной природной красоте тропических островов и морей - очень приятно. Ты не только делишься своими впечатлениями, а сам заново переживаешь - вспоминаешь прошлое,а иногда, даже и не веришь,что это происходило с тобой. Моряки - это особая каста. Многие в детстве мечтали о море,даже приобрели морские профессии,но проработав в море год,другой,а то и пять - понимали ,что эта стихия не для них и навсегда сходили на берег. Другие прикипали и работали по тридцать,сорок лет.Моряк в рейсе,мечтает сойти на берег в отпуск,встретиться с семьей. Но прошел месяц,отдохнул,пообщался с земной природой и мечтает опять скорее уйти в море.Моряк должен обладать тремя основными качествами:высоким профессионализмом,самодисциплиной и коммуникабельностью.Это жесткое требование жизни в опасной среде,длительное нахождение в ограниченном пространстве в небольшом экипаже .От коммуникабельности каждого - зависит здоровый климат в экипаже.Если в экипаж попадает - случайный,конфликтный человек,то чаще всего - в следующем рейсе его не будет. Только не в этом случае,о котором я хочу рассказать.В этом случае,по моему,сыграла роль - менталитет человека с Кавказа.Старший помощник капитана Дагаев,жил с семьей в городе Ростове,а родом был из Азербайджана.Он не смог пережить не заслуженного оскорбления.И так,я решил рассказать о случае в экипаже,приведшем к трагедии.Помполитом,на танкере "Мос Шовгенов",был товарищ Батрак.За мою тридцатилетнюю службу,на танкерах пароходства "НОВОШИП",встречались,в судовых экипажах,не только прекрасные,эрудированные и тактичные люди - такие как,старший механик танкера "Апшерон"-Ким Тимофеевич Виноградов,капитан танкера "Епифан Ковтюх"- Лаврентьев Николай Фёдорович и так далее,но и такие "фрукты",как помполиты Батрак и Штуца. Судя по фамилии "Батрак"- возможно на него повлияло происхождение,тяжелое прошлое.Мои современники помнят - когда заполняли бланк автобиографии,была графа -ПРОИСХОЖДЕНИЕ !Так вот,чтобы отметить своё истинно пролетарское происхождение,пролетарского государства большевиков,заполняя графу "происхождение" писали:" из рабочих,крестьян-батраков".Таких Батраков - понятие,как мораль и честь,не беспокоили.Он работал по обычной схеме: время от времени в экипаже появлялись молодые специалисты.При увольнении, в любом иностранном порту,молодежь старалась "отметить" свой первый выход в  город за границей.При возвращении,поднимаясь по трапу на борт судна,их встречал товарищ Батрак,а ну дыхни! Да ты брат выпил ,я же с вами,перед увольнением ,провёл инструктаж! Вы нарушили правила поведения,советского моряка за границей ! Пишите объяснительные! Батрак объяснял провинившимся,будите приглядывать,за коллегами и докладывать мне. А не будите соблюдать мои требования, достану ваши объяснительные и тогда,это будет вашим последним рейсом. В 1969 году,я работал на танкере "Рафаэль".Там "кошмарил" экипаж -помполит Штуца. Очень любил подслушивать разговоры в судовой курилке.Эту особенность,моряки знали и если кто то хотел пойти в увольнение со своим другом,а в увольнение ходили "тройками",составленными помполитом,затевали громкую беседу-"вот в прошлый раз,в увольнение в Гибралтаре,ходил вместе с Николаем,так он мне все нервы вытрепал,не дай бог,опять попасть с ним в одну группу,лучше совсем не ходить. Штуца слышал и будь уверен,в следующее увольнение пойдёте вместе.  Да ,я отвлекся,разговор пойдёт о другом человеке,о товарище Батраке. Батрак имел свою особенность - днём он спал,а по ночам шастал вдоль  коридоров всех палуб,останавливаясь у дверей кают,долго прислушивался,заходил на ходовой мостик.А вот в ЦПУ машинного отделения,заходить не рисковал - видимо его пугал шум главного двигателя и вой ГТН. Отработав несколько лет,в Туапсинском "Подменном экипаже" ,я снова решил работать на судах дальнего плавания и подал заявление в отдел кадров.
                В  начале  марта  1977 года, я получил  направление  на  работу, в  качестве  судового  механика  на  танкер  «Мос  Шовгенов».  Танкер  Югославской  постройки, судостроительного  завода  Сплит, длина  205 метров ,дедвейт  - около  24 000 тонн . Старший  механик  мне  был  знаком,  Мишин  Владимир  Ильич .Танкер  стоял  у  причала  нефтепирса  в  порту  Туапсе.  На  борт  брали  два  сорта  груза:  бензин  и  дизельное  топливо.  Рейс  на  Вьетнам,  порт  Дананг.  Раньше  мы  ходили  на  Хангай,  выгружались  на  рейде ,стоя  на  якоре, а  по  левому  и правому  борту  стояли  штук  по  десять  джонок. Они  грузились  по  очереди ,  грузовой , центробежный  насос  работал  на  малой  скорости  а  матрос  на  «штанах»,  по  команде  с  джонки ,открывает  или  закрывает  клинкет. Такой  темп  разгрузки  длится  полгода.  Выгрузившись , идем  грузиться  в  порт  Владивосток. Загрузившись , возвращаемся  на  прежнее  место  в  Хангай,  и  работаем  еще  пол  года. Бухта  Хангай  имеет  неповторимый   колорит.  По  всей  бухте  стоят  десятки , а может  сотни  скальных  столбов , высотой  до  пятидесяти  метров  и  выше.  Некоторые  вершины  плоские,  покрытые  зеленью.  Однако,  в  этот  раз  курс  на  Дананг.  Рейс  проходил  в  обычном  режиме. Прошли  Босфор , пролив  Дарданеллы .  В  Порту  Саид ,встали  на  якорь,  подняли  с  обоих  бортов  шлюпки  местных  швартовщиков , поднялся  на  борт  лоцман  и  караван  двинулся  Суэцким  каналом , на  порт  Суэц . Встреча  и  расхождение  северного   и  южного  каравана  происходит  в  Горьком  озере.  Длина  канала  163   километра, ширина  120  -- 320  метров,  глубина  20  метров.  Все таки  ,это  одно  из  чудес  света  -- творение  рук  человеческих !  Раз !  И  ты  уже  в  Индийском  океане . Это  брат, не  огибать  Африканский  континент,  мыс  Доброй  надежды. Индийский  океан  прошли  без  погодных  сюрпризов,  Малайский  пролив  и  вот  уже  рейд  желанного,  для  всех  моряков,  Сингапур ,  ( в переводе  с  малайского – город Льва.)  население  5  миллионов  разный  национальностей, различного  вероисповедания  и  культур , обычаев  и  нравов .  Идеальный  конгломерат  мирного , уважительного   сосуществования  и  процветания  города – государства.  Экипаж  сходил  в  город ,отдохнул  от  перехода  , «отоварились» . Большинство  приобрели  радиотехнику. К  стати , купленный  мной  магнитофон ,до  сих  пор,  стоит  у  меня  на  столе и  радует  прекрасным  звучанием. В  конце  апреля , мы встали  на  рейде  Дананга , на  монобуй . Время  на  выгрузку , будет  зависеть  от  дальности  перекачки  и  наличия  подхватывающих  насосов.  На  следующий  день , администрация  города ,пригласила  нас  на  банкет , по  случаю  освобождения  американской  базы . Война  вроде  закончилась  ,но  раз  приглашают ,мы  рады. Приглашенные ,и  я  в  том  числе,  спустились  на  борт  подошедшей  десантной  баржи  и  отправились  на  берег. Как  мы  поняли  ,нас  усадили  на  обед  за  сервированные  столы  ,в  просторном  зале  , с  двумя  барами, рядом  с  которыми  висели ,для  продажи  шикарные  шкуры  тигров  , в  бывшей  американской  «столовке» . Слушали  концерт  в  исполнении  миниатюрных , миловидных  вьетнамок . Исполнение  русских  песен, с  приятным  акцентом  звучали  прекрасно . Но во  взаимоотношениях , чувствуется  «казенность»,официальность  программы . Концерт  закончился  в  22  часа  и  нас  благополучно  доставили  на  борт т/х «Мос  Шовгенов» . 24  мая, грузовые  операции   закончены . Получили  распоряжение,  мыть  танки  и   следовать  в  Порт – Луи  , принять  груз  патоки. На  острове  Маврикий , я  не  был  почти  десять  лет. 26  июня ,встали  на  внешний  рейд  о. Маврикий.  Будем  ждать  очереди  на  постановку  к  причалу . Зашел  в  гости , на  чашку  кофе ,  Володя  Прохоренко, заварили  кофе , взяли  в  руки  гитары  и  три  наших  аккорда , «  Я  в  весеннем  лесу…» или  что  либо  В.С. Высоцкого. 8 июля  -  швартовка  к  причалу, приемка  танков  ,требование  к  качеству  подготовки  танков  высокое .И  вот , приступили  к  грузовым  операциям . Погрузку  контролировал  « ресивер «-  представитель  английской  компании  «Мolasses» .  1 августа  вышли  в  рейс. Патока  очень  капризный  груз . Температуру  груза  в  танках  необходимо  поддерживать  в  пределах  38  градусов  Цельсия.  При  понижении  температуры, патока  теряет  текучесть  ,при  повышении  41 градуса  -- начинает  сахариться  .За  время  длительной  стоянки  в  порту  Луи ,ходили  на  прогулки  в  город , в  ботанический  сад , съездили  на  вулкан  -- вид  на  город  и  весь  остров  потрясающий . Других  достопримечательностей  не  заметил ,хотя  в  порту, ежедневно  швартуются  пассажирские  лайнеры  с  туристами  со  всего  света  ,но  их  интересуют , прежде  всего,  уютные  пляжи .  7 августа ,обогнув  мыс  Доброй  Надежды  и  порт  Кейптаун , взяли  курс ,на  первый  порт  выгрузки – порт  ROUEN  ( Руан ).  В  первых  числах  сентября  подошли  в  район  Гавра ,поднялись  в  верх  по  реке  Сене  и  встали  к  причалу  порта  Руан .  В Руане ,бывшем  центре  английской  власти , на  территории   королевства  Франции  герцога  Бедфорда  и  партии  бургиньонов , судили  и  казнили  30  мая  1431  года  Жанну Д- Арк . Её  отправил  на  костер  руанский  палач  Жоффруа  Тераж.  В  Руане , стоит  посетить  Кафедральный  собор  ,готическая  центральная  башня ,увенчанная  чугунным  шпилём  вознеслась  на  высоту  151  метр – самый  высокий  во  Франции , построен  в  1362  --  1421  годах.  Собор  славится  изумительными  витражами , фасадными  скульптурами , семьдесят  скульптур.  В  соборе  захоронены  герцоги  Нормандии , Роллан  и  король  Львиное  Сердце .  В  соборе  находятся  30 полотен  художника   Клода  Моне  .  Поражает  то  ,что  как  могли  построить  собор , такое  сложное  сооружение  ,в  техническом  плане  , без  современного  оснащения  техникой  -- 700  лет  назад .  Я  пришел  к  выводу  , что  если  в  низу  горит  костер  «святой  инквизиции «  -- залезешь  и  построишь.   Наши  « строители  коммунизма « -- по хлеще  святой  инквизиции . Используя  дармовой  труд  « врагов  народа « , в  немыслимо  короткие  сроки ,  возводили  каналы  , Воркуту , Магнитки , осваивали  Колыму  ,  усеивая  окрестности  костями  невинных  жертв.  15  сентября  вышли  из  порта  Руан ,в  следующий  порт  выгрузки – Балтимор . Океан  пересекли  без  погодных  сюрпризов.  8  октября  встали  к  причалу  в  порту  Балтимор . Балтимор , современный  морской  порт,  военно-морская  база.  Основан ,почти  в  одно  время  с Санкт  Петербургом ,  в 1729 году. Очень  хотелось  сходить  посмотреть  город ,но « коммисар » , Батрак ,  притормозил  увольнение  . С  городом  мне  пришлось  познакомиться  позже ,когда  мы  работали  в  чартере   на  танкере  «Липецке»  ,в  английской  компании   MOLASSA  с  1991  по  1997  год , но  об  этом  позже.  4  ноября  ,мы  вышли  из  порта  Балтимор  в  Новороссийск . В порту  Балтимор и созрела  конфликтная  ситуация.  Старпом  Дагаев, через  местную  шипшандерскую  службу , заказал  продукты  для  экипажа  на  обратный  рейс , на  месяц .  При  заказе  мясных  продуктов , ему  показалась  приемлемая  цена  говяжьей  вырезки – по 4$  за  килограмм , и  он  заказал  100  кг.  Однако, когда  продукты  доставили  на  борт ,цена  оказалась  4$  за  фунт . Дагаев  сказал  шипшандеру, что  по  такой  цене , он  может  приобрести , только  50  кг.  На  этом  и  порешили . В то  время, за 1$ , давали  68 копеек . Но  все  купленные  продукты переоценивались  и  приходовались  по  ценам  порта  приписки , то  есть  порта  Новороссийск . В  Новороссийске  цена , самого дорогого  мяса  была  3 руб. 50 коп.  С  этим,  ценовым  казусом , в  зимнее  время  ,работая  в  тропических  странах ,не  могли  закупать  фрукты . Если  в  январе  месяце ,в  странах  Карибского  бассейна , арбузы  стоили  сущий  мизер , а  в  Новороссийске ?  И  так,  закупив  продукты ,мы  вышли  из  порта  Балтимор ,в балласте    на  Новороссийск . В  рейсе, товарищ  Батрак ,организовал  из  трёх  человек «группу  народного  контроля « и  приступил  к  ревизии  продуктов  в судовой  «артелке». Проведя  ревизию – составил  Акт, и  обвинил  старпома  в  махинациях ,при  закупке  мяса  и  присвоении  600$.  О  результате  своей  деятельности ,объявил  на  общесудовом  собрании.  Капитан направил  запрос   ,на имя шипшандерской  службы  порта  Балтимор  и  получил  количественное  и  ценовое  подтверждение . Однако,  Батрак  не  успокоился  и  сообщил  о  своём  подозрении  в  Пароходство . 20 декабря  ,мы  зашли  в  порт  Сеута , для  пополнения  бункера. С  утра , я  и  Дагаев ,решили  сходить  в  город . В  городе  зашли  в  кафе, сели , заказали  по  чашечке  кофе,  вдруг  Дагаев  говорит – Влад  , мне  что- то  не  здоровиться и мы  решили  вернуться  на  судно . Поднявшись  на  борт , он  поднялся  в  свою  каюту , я  в  свою.  В  12  часов  пошел  на  обед, в кают-компании , за капитанским  столом – старпома  не было, буфетчице  я  сказал , что  Дагаев  на  обед , скорее  всего  не  придёт  -  плохо  себя  чувствует . В 16 часов  , собрались  на  чай – Дагаева  нет , симпатичная  буфетчица , поглядывала  на  молодого  старпома  и  кто –то  пошутил , что  человек  на  обеде  не  был  и  на  чай  не  пришел, не  отнесла  бы  чего-нибудь   старпому  в  каюту , а  то  совсем  отощает  . Бункеровка  закончилась , все  ждали  аврала  и выхода  в  море , но  буфетчица  собрала  что – то  на  поднос  и  побежала  по  трапу  на  верхнюю  палубу,  в  каюту  старпома .  Вдруг  услышали  крик  и  звон  разбитой  посуды .  Быстро  поднялись  в  каюту  старпома ,  он  лежал  в  спальне  на  кровати  в  спортивном  костюме ,как  будь- то  спал.  Да , слово  может  быть – куда  страшнее  пистолета .  Вышли  в  море ,весь  экипаж  собрался  в  столовой  команды ,было  решено  ходатайствовать , перед  руководством  пароходства  и  парткомом  об  увольнении  Батрака.  Партком  пытался  сохранить  «честь  мундира « , но  всё таки  из  пароходства  его  уволили  . А  второй  механик , Володя  Прохоренко , всё  пытался ,поставить  ему  на  память ,  фингал  под  глазом  - еле  отговорили . Но  этот  случай , на  него  произвёл  такое  впечатление , что  он  всё  равно  уволился  из  пароходства . Последнее  время ,он  работал  в  Москве , старшим  инженером  в  представительстве  Арманда  Хаммера .  И  вот  мы  встали  на  рейде  порта  Новороссийск  с  приспущенным  флагом. Завтра  новый  1978  год ,в  городе  нас  ждут, приехавшие  на  встречу  жены , дети . А  семье , приехавшей  из  Ростова , -  что  им  сказать ?  Может в  новом  1978  году – такого  больше  не  случится ?  Будем  надеяться .