О большой любви Д. И. Менделеева

Алина Алексеева-Маркезин
Жёны Менделеева:Фиозва Лещёва и Анна Ивановна

            Все знают его как открывателя периодического закона и периодической системы химических элементов, но не все знают, что в 43 года женатый профессор общей химии Императорского Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургского технологического института Дмитрий Иванович Менделеев как мальчишка влюбился в студентку Санкт-Петербургской Академии художеств Анну Ивановну Попову.

          Он был уже много лет женат на миловидной, домовитой женщине с редким именем Феозва, с которой родил троих детей — дочь Марию (умерла во младенчестве), сына Володю и дочь Ольгу.
С Феозвой Дмитрия Ивановича познакомила его родная сестра Ольга, которая была замужем за декабристом Басаргиным. Вернувшись из ссылки с мужем, она поинтересовалась у брата о его дальнейших планах В жизни. Он сказал, что хочет посвятить себя науке.

            Ольга решила, что 28-летнему Дмитрию пора жениться. На его слова о том, что девушка, которая ему нравилась, уже замужем, Ольга ответила, что у нее есть на примете «хорошая невеста, подходящая во всех отношениях». Это была Феозва Лещёва, с которой Басаргины познакомились во время ссылки в Сибири.
Вот как история первого брака Менделеева изложена в воспоминаниях его второй жены Анны. Характерно, что эта глава называется так: «Рассказ Дмитрия Ивановича о первой женитьбе».

     Итак: «Ольга Ивановна сказала, что Феозва Никитична Лещева, правда, старше его лет на шесть, но это ничего; она знала примеры счастливых супружеств и с большей разницей лет. Она прибавила, что умерла бы спокойно, если бы этот брак состоялся. Она познакомила брата с Ф. Н. Лещевой, и скоро он сделал ей предложение.

           Через некоторое время Дмитрий Иванович писал сестре в Москву, уехавшей туда по делам, что он не знает, как ему быть: чем больше он сближается со своей невестой, тем больше чувствует, что у него нет к ней тех чувств, которые должен иметь жених. На это он получил от своей сестры ответ длинный и убедительный: она писала ему о своей собственной жизни: «Знай, Дмитрий, я была два раза замужем. В первый раз за пожилым человеком Медведевым, а второй раз по страстной любви за Басаргиным. Тебе первому и единственному скажу откровенно, что счастлива я была в первый раз с Медведевым. Вспомни еще, что великий Гёте сказал: «Нет больше греха, как обмануть девушку». Ты помолвлен, объявлен женихом; в каком положении будет она, если ты теперь откажешься.
Брак состоялся. От него было двое детей ; Владимир и Ольга. После рождения последней фактически брак перестал существовать.»

              Как же профессор Менделеев познакомился со своей второй женой?
Опять же , через родную сестру, но уже другую  Екатерину. Анна иногда ходила рисовать в скульптурный музей Академии Художеств, где познакомилась с Надей Капустиной , племянницей Дмитрия Ивановича. Та, в свою очередь, познакомила ее со своей мамой Екатериной Ивановной, которая была родной сестрой Менделеева. Девушка понравилась Екатерине Ивановне и она через какое-то время пригласила Анну жить в их доме, который делила вместе со своим братом.

         Очень забавны описания первой встречи Анны с ее будущим мужем:
«Мы и не встречали Дмитрия Ивановича, по целым дням нас не бывало дома, а обедали мы в другое время, чем он. Раз как-то Екатерина Ивановна позвала меня и попросила что-то подержать и помочь в работе. Вдруг послышались раскаты громкого мужского баритона, легкие шаги и в следующей комнате, в двери куда, оставив меня, Екатерина Ивановна вышла, я увидела Дмитрия Ивановича, страшно возбужденного, и Екатерину Ивановну, спокойно отвечавшую. Вид Дмитрия Ивановича меня поразил, он меня не видел, я же хотела исчезнуть, хотя бы сквозь землю, так я была испугана. Дмитрий Иванович убежал к себе, а Екатерина Ивановна возвратилась к своей работе и, видя мой испуг, засмеялась: «Ничего нет особенного, Митенька всегда так».

           Словом, однажды они оказались вместе за обеденным столом, и Менделеев влюбился в Анну, которая была на 26 лет младше его, с первой встречи.
Анна долгое время ничего не знала и не замечала. Близилась к концу ее учеба, она собиралась покинуть Петербург. Вот что она писала в воспоминаниях: «В памятный мне вечер Дмитрий Иванович пришел с шахматами и сел со мной играть. Мы с Дмитрием Ивановичем были одни. Я задумалась над своим ходом. Желая что-то спросить, я взглянула на Дмитрия Ивановича и окаменела: он сидел, закрыв рукой глаза, и плакал. Плакал настоящими слезами; потом сказал незабываемым голосом: «Я так одинок, так одинок». Мне было невыразимо жаль его. «Я одинок всегда, всю жизнь, но никогда я этого не чувствовал так болезненно как сейчас». Видя мою растерянность: «Простите,  продолжал он,  простите, вас я смущать не должен». Он вышел.

           Дмитрий Иванович в то время писал каждый день мне письма, но не передавал их, а откладывал в особый ящик. Он продолжал их писать, когда я уехала и также письма не посылал, а откладывал в тот же ящик.

            Ольга Антоновна Лагода и Надежда Яковлевна говорили, что давно заметили увлечение Дмитрия Ивановича, но я, которая видела только его слезы, объясняла его оживление тем, что, как он сказал сам, он томился одиночеством и искал сочувствия. Он был женат, имел двух детей, сына Володю и дочь Ольгу. Я не могла допустить, и мне не приходила даже мысль в голову, что он захочет сделать меня женой. Уважая в нем великого человека, я не понимала, что может дать ему дружба и сочувствие такой девочки, какой была я. Но я видела, что он несчастлив. Уезжая домой, я увезла чувство горячего сочувствия к его непонятому страданию».
На пути этого союза было еще много препятствий прежде чем они сочетались законным браком.

        Феозва долго не хотела давать развода, потом наконец, согласилась, однако консистория тем не менее наложила на Менделеева шестилетнее покаяние, в течение которого он не мог венчаться вновь. Дмитрий Иванович все равно поступил по-своему: он нашел священника Адмиралтейской церкви, который в апреле 1882 г. обвенчал Дмитрия и Анну. Священник, между прочим, из-за этого был лишен духовного звания.

          Во втором браке у Менделеева родилось четверо детей: Люба (будущая жена Александра Блока), Иван, близнецы Мария и Василий
В усадьбе Боблово, о которой сказано выше, Анна Ивановна попросила супруга построить второй дом, чтобы не выглядело, будто она выжила первую жену с детьми из дома. Дмитрий Иванович так и сделал. К слову, Феозва, благодаря хлопотам бывшего мужа, переехала впоследствии под Петербург в Ораниенбаум.

              Здание самой усадьбы Менделеевых не сохранилось из-за пожара. Музей-усадьба Менделеева располагается в постройке начала 19 в., принадлежавшей его коллеге Ильину. Частично с тех времен сохранились парковые пруды, вязовая аллея.
          В музее есть несколько подлинных вещей семьи Менделевых, чудом сохранившихся. В частности, его столик для опытов, сделанный руками монахов.
Менделеевы очень любили Боблово, бывали тут ежегодно. Дмитрий Иванович говорил: «Брал Боблово за восемь тысяч, а сейчас за восемьдесят не отдам».
Анна Ивановна пережила своего супруга на 35 лет.
Автор статьи Марина Огородникова.