Невероятное объяснение в любви Карла Брюллова

Марина Оде
    23 декабря 2017 года известному русскому живописцу Карлу Брюллову исполнилось бы 218 лет. В двадцатых годах 19 века , увлёкшись в Италии археологическими раскопками Помпеи, зачитываясь письмами об этом событии Плиния Младшего к Тациту и заручившись финансовой поддержкой мецената Демидова, Карл с головой уходит в подготовку к работе над своей знаменитой картиной.

    Однако, над всем этим – витает дух романтической и страстной любви художника к красавице Юлии Самойловой.Сложность и искренность их отношений зачастую не понятна окружающим. Светская машина регламентов бездушно наворачивает всякий раз на свои жернова хрупкие ростки их чувств. Сильная и волевая Самойлова, дама в духе романтизма, так называемое свободолюбие которой граничит с неприличием, опекает своего любимого «Бришку» (такое прозвище получил Карл от Юлии).
    Через всю жизнь Карла красной нитью протянется эта единственная, настоящая любовь. Сквозь чувственные, эмоциональные женские образы на картинах художника часто проступают черты дамы его сердца.
 
    Грандиозная по замыслу и небывалому успеху «Последний день Помпеи» - внезапно предстаёт перед нами совершенно с иной стороны. То тут, то там Вы вдруг замечаете портретное сходство представительниц прекрасного пола с одной единственной - возлюбленной художника, Юлией Самойловой. Сильный пол, даже малыш возле погибшей матери - тоже не случайно - отсылает нас к авторскому портрету в разные времена его жизни, где, среди всех собственных воплощений, есть и художник.
   Вся картина пропитана общим духом настигшего грешников возмездия, неотвратимым ужасом "судного дня". Однако, со скоростью света разодравшей небо молнии приходит, наконец, общее озарение. Люди в единый миг, за секунду до гибели, осознают главную ценность этого мира: истинную любовь. Жертвуя собой, перед лицом неминуемой смерти, они, тем не менее, пытаются спасти самое дорогое: своих любимых, родных и близких. Над рациональной бессмысленностью борьбы верх берёт любовь, надежда и вера.


     Для светского петербургского общества 19 в. не было секретом, что художник Карл Брюллов до конца своих дней любил падчерицу Джулиана Помпеевича Литта, красавицу Юлию Самойлову. Выставленное в 1833 году полотно картины «Последний день Помпеи» потрясло искушённых зрителей и было признано одной из лучших работ столетия. Знаменитый писатель Вальтер Скотт, пристально изучавший его более часа, недвусмысленно заметил: «Это не картина, это целая поэма!»  Вечное противостояние истинной любви и уродливого хаоса этого бренного мира. И другого - не дано...

    В каждом мазке краски, в ликах, освещённых языками пламени безудержной стихии,  в выхваченных светом огня двигающихся «человеческих историях», во всём:  любовь к жизни, к женщине, к близким. Эта картина – не что иное, как послание на куске холста, определённая позиция души художника к материальному, страшному произволу жизни: «Если… знаю все тайны, что… могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто».

    Маленький человек, такой слабый и беззащитный перед лицом извергающего клубы дыма и огня огромного Везувия – несмотря на последние минуты жизни, оказывается победителем в этом противостоянии. Человек силен своей любовью к ближнему,  поднимающей его над бренностью мира, и любовь эта – сильнее смерти, потому, что написана языком, на котором говорит Вечность.

 «…Ибо видимое временно, а невидимое вечно...»
 
          

             « PER YULIA DA KARL » или "Признание на куске холста"

               
     Он полюбил её с первого взгляда, сразу и навсегда!
     О, если бы вдруг началось землетрясение! Он накрыл бы её своим плащом, и они побежали, тесно обнявшись, под камнепадом горящей лавы, готовые исчезнуть в единый миг.
     Если, Бог милостив, она подарит детей, даже посреди огненной стихии ему достанет силы спасти семью! Пусть сама преисподняя разверзнется под ногами, он справится, только бы она была рядом! Он подставит усталое плечо раненому старику-отцу, только бы она не страдала… 

     Как признаться, как рассказать о всепоглощающей душу и тело любви?!

     Он грезил её изящными чертами во сне и наяву. Такой же прекрасной, вероятно, была только его мать, почившая столь рано. Смутный образ её давно слился с любимой женщиной.
     Если весь мир рухнет в одночасье, он и тогда до последнего вздоха будет мыслить о ней.

     Наполненный светом, он явственно  услышал вызов тёмного хаоса! Достигнув высших ступеней чувств, он должен вступить на узкий мост вечного противостояния! Свет против тьмы. Мир против кипящего жерла Везувия!  Босой и безоружный, он повернулся к противнику лицом и принял бой...

     Любовь беззвучным криком сорвалась с кончика его кисти, когда он подарил ей вечность. Он оставил своё объяснение на виду у всех, заменив в нём только одну фразу: вместо «Я люблю тебя», подписал: «Последний день Помпеи», К. Брюллов.

                ---------