Средства письменности и криминалисты

Николай Мальцев-Ганичев 2
   

                СРЕДСТВА ПИСЬМЕННОСТИ И КРИМИНАЛИСТЫ

         «Документами в широком смысле являются объекты, на которых тем или иным способом зафиксированы сведения о фактах. В зависимости от этого различаются письменные документы, кино-, фото- и фонодокументы (фонограммы). Лишь письменные документы относятся к объектам технико-криминалистического исследования документов. При этом под документом в его технико-криминалистическом значении понимаются различные объекты, на которых языковыми знаками запечатлены мысли человека, события и факты. Материалами документов принято считать вещества и средства запечатления (фиксации) языков знаков, а под его содержанием – сведения об обстоятельствах, с наличием которых в праве связаны определенные юридические последствия. Исследование кино- и фотодокументов относится к компетенции судебной фототехнической экспертизы, а фонодокументов - к компетенции фоноскопической экспертизы (Криминалистика: Учебник/Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. – М.: Юрид. лит.,  1988, с.233).
          «Письмо – один из способов фиксации речи. Определяющими особенностями его в отличие от устной речи и других способов фиксации (на магнитную ленту, например) являются закрепление на бумаге или ином материале и передача информации, содержания речи посредством символов, знаков, букв» (там же, с. 269).
           С подачи авторов (Шляхов А.Р. – с. 233, Хлюпин Н.И. – с. 269 – в том числе) был изготовлен макет данной книги в издательстве Юридическая литература такой, что в типографии Ярославского полиграфкомбината было изготовлено 60 000 экземпляров соответствующих изделий. Теперь пользователь каждого из этих изделий, согласно замыслу авторов, должен создать для себя такие условия, в которых он создавал у себя соответствующие установки, оказывающие влияние на его деятельность. Он должен считать: 1) некоторые объекты являются документами; 2) на некоторых объектах зафиксированы сведения о фактах. Кому объекты могут являться в качестве документов – этот вопрос задавать не следует. Как объекты могут являть себя – этот вопрос также вне компетенции. «Результаты исследований показали …», т.е. не кто-то что-то увидел и сделал выводы, а сами результаты вообще показали…Я могу вообразить, что я что-то показал Петрову… Но Петров может и не увидеть в силу своей слепоты или отвлеченности чем-то иным. Кусок пластика для меня может быть водительским удостоверением (документом), а для ребенка он таковым не является. Для меня на нем могут быть сведения о фактах, а для какого-либо дикаря там сведений о фактах нет, хотя сам предмет (кусок пластика) для него как-то есть. Таким образом, физическая конструкция из определенных материалов – это одно, а документ, сведения о фактах – это другое. Фиксация сведений – это фикция. Сведения создаются тем, кто способен использовать соответствующий объект в качестве средства, с помощью которого эти сведения он сам создает. Преобразователь некой основы, которая потом может для кого-то быть документом, создает не документ, фиксирует не сведения, но создает средство, которое может быть использовано для создания условий возможности создания документа (сведений о фактах) другим лицом, другим субъектом.
             Для правоведов и правоприменителей важно, чтобы используемые ими люди считали, что есть Законы, Юридические нормы, которые содержаться в документах. Для этого все должны считать, что есть слова (знаки и символы) сами по себе. И огромные армии наемных лингвистов, филологов, языковедов и пр. денно и нощно трудятся, чтобы так было.
           «Как правило, для изготовления документов используют основу документа (бумага писчая, газетная, печатная, оберточная, картон), красящее вещество штрихов (чернила, паста для шариковых ручек, тушь, штемпельная и типографская краска, красящее вещество копировальных бумаг и машинописных лент, чернила для фломастеров), вспомогательные вещества (клей, сургуч, корректирующие вещества и т.д.)» (там же, с. 233).  Можно добавить: порошок-тонер для лазерных принтеров, для фонограмм – оптические диски, так называемые флэшки, магнитные ленты. Таким образом, для создания документа нужны материально-предметные средства. Если документа еще нет, то вещную основу будущего документа можно, конечно, назвать основой документа. Но результата может и не быть. Таким образом, лист бумаги есть лист бумаги. Если часть кончика пера перьевой ручки внесет в бумагу чернила, то, чтобы кто-либо ни воображал по поводу результата, результат есть конструкция из бумаги и чернил. Кто-то может увидеть на месте этой конструкции из чернил в сцеплении с бумагой точку, а кто-то запятую, а кто-то не увидит ни точки, ни запятой без использования очков (или лупы). Считаем ли, что кончик пера наносит чернила на бумагу или тот субъект-индивид, часть руки которого действует на часть перьевой ручки? То, что перо само по себе не может вносить чернила в бумагу, не отменяет того, что именно его часть вносит чернила в бумагу, когда на часть ручки действуют структуры руки субъекта-индивида. Если на кончике пера не будет чернил, то при взаимодействии кончика пера и бумаги конструкции из чернил и бумаги не возникнет. Таким образом, будем считать, что именно часть кончика пера вносит чернила в бумагу. Результат же есть конструкция из чернил в сцеплении с бумагой. Субъект-индивид может потрогать эту конструкцию, его система обоняния может сформировать соответствующий запах, при определенных условиях система зрения может создать соответствующий конструкции визуальный образ. Субъект-индивид может интерпретировать этот визуальный образ как какой-то знак, который находится в области нахождения конструкции. Он может отождествить конструкцию со знаком и считать, что изготовил знак (например, букву А). Именно соответствующим образом ему нужно создать условия в раннем возрасте, чтобы он был так ориентирован (знаки, символы существуют сами по себе; соответственно: слова, понятия, термины; соответственно: законы, правила…). Кому это выгодно?