Коучинг, или Голос одинокого человека - отрывок из

Сестры Ивенс
Они подошли к концу зоны отдыха. Здесь озеро закруглялось. Наверх по песчаному склону вела протоптанная тропинка, внизу находился небольшой мосток для причала лодки.
- Давайте ноги умоем, - предложила Люда. – У меня все ноги в песке.

Они расположились на мостке, свесив ноги и бултыхая ими в воде. Ощущение было приятное – легкое, безмятежное, светлое … как в детстве.

- Дайте-ка посмотреть вашу книгу, - попросила Ольга.
Полистав книгу  короткое время, Ольга с кислым видом возвратила ее хозяйке.
- Что? – спросила Люда.
- Да-а, … не нравятся мне такие книжки. В них автор высказывают свое частное мнение, выдавая его за научное. Частное мнение и у меня есть. Научного не хватает.
По взгляду Люды было понятно, что  она не одобряет слов Ольги и  - уж тем более – не разделяет ее позиции. Тогда Ольга продолжила:

- В свое время у нас среди интеллигенции были очень популярны книги американца Дейла Карнеги. Их трудно было достать, прямо как стихи Высоцкого.  Я тоже «бегала» за Карнеги, достала и даже законспектировала его книгу «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Хм….  Потом, когда вчиталась, вдумалась,  то навсегда разочаровалась в Карнеги и ему подобных авторах.

- Почему?
- Потому что подобные книги – бесовская уловка манипуляции человеком. Они учат человека обходить мораль. По сути это – аморальная литература. Ну вот вслушайся в слова: «завоевывать друзей» … одного за другим? в своих корыстных целях?  или «оказывать (постоянно) влияние на людей». Разве это не означает «манипулировать людьми»?

Причем, Карнеги дает практические советы, типа «улыбайтесь, это очень простой способ произвести выгодное для вас первое впечатление». Слышишь, «выгодное для вас»? Люда, если к тебе подходит человек с оскаленными зубами и приятными манерами, знай, что он хочет использовать тебя в своих интересах.
 
Или еще совет: «чаще называйте собеседника по имени. Для человека один из самых приятных звуков – звук собственного имени. Внушайте людям сознание их собственной значимости». По-моему это – прием льстеца. Хотела бы ты, чтобы твои друзья в отношениях с тобой использовали подобные приемы? Разве такие уловки могут привести к искренней дружбе, к непритворной любви?

- Вы придираетесь к словам. Возможно, здесь случай неточного перевода.

- Нет, Люда. Я придираюсь не к словам, а к идеям Карнеги. Подумай, откуда они взялись? Мальчик родился в бедной семье фермеров, которые тяжелым трудом добывали средства на существование. Отсюда комплекс уязвленного самолюбия. Поступил в педагогический университет, не по зову души, а по причине бесплатного обучения. Университет осилить не смог, но зависть к удачливым сокурсникам приобрел. Заметил, что успех имеют те из них, кто в хорошей физической форме или хороший оратор.

Пошел работать торговым агентом по продаже продуктов питания. И, обрати внимание, сво-и практические навыки по работе с клиентами изложил в сборнике правил по умению общаться с людьми. Как раз то, что мне не нравится: свой частный опыт стал выдавать за всеобщие пра-ви-ла!

И, думаешь, к нему пришел успех? Как бы ни так! Успех к нему пришел лишь тогда, когда он бесовскую уловку применил к себе. Он слегка изменил написание своей фамилии, и она стала созвучна с фамилией известного миллионера Эндрю Карнеги, к которому, как ты понимаешь, он не имел никакого отношения. Выдал себя за другого! Но реклама удалась.

Кстати, учение Карнеги опровергает жизнь самого Карнеги. Пропагандируя народу «Способы сделать вашу семейную жизнь счастливей», сделать собственную семейную жизнь счастливой ему не удалось: он был бездетным и умер в одиночестве, кажется, застрелился.
 
Люда, чтобы стать счастливым или добиться успеха, надо работать над со-бой, а не обрабатывать других!

- Я Карнеги не читала, - отрезала Люда. - Но коучинговые технологии, по-моему, отлично работают. Вот мы с мужем состоим в экологическом обществе. Однажды мы готовили конференцию по вопросам городской экологии. Готовили одного выступающего. И придумала дать ему в руки яркие, шуршащие пакеты. Ему это не понравилось. Он злился, ворчал, говорил, как мешали мне эти дурацкие пакеты во время выступления!
А потом мы провели опрос среди участников конференции. И оказалось, что из всех выступлений, большинство людей запомнили и оценили  именно выступление участника с пакетами. Чего мы и добивались!

- Вот-вот! Ты же сама все объяснила! Вы хотели до-бить-ся от слушателей внимания. Внимания к па-ке-там вы добились. А не проводили анализ, сколько людей, обративших внимание на пакеты, вслушались в речь говорящего, и что из нее поняли?
 
- Нет, мы не проводили такого анализа.
- Вот-вот! На таком коучинговом приеме привлечения внимания основаны, по-моему, все современные предвыборные политтехнологии. Все средства психологического воздействия направляют на избирателя: тут и пакеты, и сенсационные разоблачения, и харизматические до одиозности медийные персоны и прочее, прочее. А все для чего? С какой целью? А с одной единственной – заставить избирателя проголосовать нужным образом. Чтобы он голосовал не за «что», а за «кого». Отвлечь избирателя от сути и сфокусировать на форме. Это же чистый прием манипуляции личностью, прием зомбирования, не так ли?

- Нет. Убеждена, что это не так. Вы передергиваете. И, видимо, ничего не понимаете в маркетинге.

- Ах, в маркетинге! – воскликнула Ольга. – Когда в стране появилось это слово, я пыталась понять, что за ним скрывается. Книжки разные читала. Например, Питер Друкер, один из теоретиков по проблемам управления, говорит, говорит, что «цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить клиенту и продавать себя са-ми». То есть, даже удочку забрасывать не надо. Рыбка из пруда сама будет ложиться на прилавок, только денежки плати. Чем не Карнеги?

- Современной экономикой нельзя управлять старыми методами. Это приводит к кризисам, - возразила Люда.
- Вот именно! Современные технологии приводят к кризисам лич- нос-ти! Приведу пример:

У моей подруги есть сын. Он вырос на моих глазах. Ему сейчас примерно столько же, как и тебе.  Так вот. Она растила его сама, мать-одиночка, понимаешь. И вырос мальчик застенчивым, тихим, блеклым, можно сказать, внешне никаким. Но при этом – добрым и честным человеком.
 
Долго не мог устроиться на работу. Потом его нашли «добрые люди». Он прошел несколько курсов коучинга по менеджменту или маркетингу  – и сейчас он топ-менеджер какой-то крупной компании. Парня не узнать. Но однажды в узком застолье он произнес фразу (извини за грубость): «я за доллар змею в жало вые…». Я стала присматриваться к нему и вскоре поняла, что он – законченный, успешный  - подлец! Вот к чему приводят ваши технологии «как добиться успеха». Вы превращаете людей в нЕлюдей.

Ольга была расстроена до слез.

- И опять я с вами не соглашусь, - с упрямой уверенностью ответила Люда.  - Это вы со своим производственным обучением превращали людей в рабов, именно вы роботизировали их. Помните, в системе образования в ваше время были профтехучилища…
- Да…
- … и там вы обучали молодых людей, к примеру, закручивать гайки. Ничему больше, как закручивать гайки. И после обучения на производство выходил человек, который мог хорошо закручивать гайки. И больше ничего не мог. Но вот гайки кончились. Нечего больше закручивать. А человек уже зомби. Он не может найти себя нигде, кроме как в гайках. А гайки кончились, и он – есть. И ему нечего есть. А в стране – застой.

А коучинг – это методика быстрого переключения сознания - и навыков, кстати - с одного объекта на другой. Это методика адаптации человека к быстро меняющимся условиям жизни. Человек, который имеет навыки быстро приспосабливаться новым условиям, не раб, а хозяин жизни! – убедительно закончила Люда.

- А мораль? Получился продукт: аморальный хозяин аморальной жизни, - развела руками Ольга.

- Мораль? Что значит мораль?  Мораль – это правила поведения, придуманные людьми. Жизнь меняется, и правила должны меняться. Согласитесь, современная жизнь совсем не такая, какой она была даже в ваши молодые годы. Жизнь идет вперед, а ваша мораль зовет назад, в прошлое, к Ветхому Завету.

- Люда! Вы думаете, что мораль, или Заповеди Божии, придуманы людьми?!
- А вы, как думаете?
- Думаю, что Заповеди были написаны на скрижалях и были да-ны людям на горе Синай.  Люди их только про-чли, а не придумали.

- Такая версия может быть простой исторической сказкой, – словно отмахнулась от дискуссии Люда. – Но допустим, это правда. Но люди же с тех пор изменились. Не думаете же вы, что те безграмотные пастухи на горах, которым читали скрижали, такие же, как мы с вами в эпоху интернета?

- Думаю. По крайней мере внешне, мы такие же: ничего нового у нас не появилось - ни хвоста, ни рогов. И внутренняя начинка у нас та же:  тот же объем мозга, тот же объем циркулирующей крови, тот же состав гормонов и так далее. Значит, и мораль другая нам не нужна. Пока человек остается че-ло-ве-ком - другая мораль ему не нужна. Что сказал Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

- Ну, это совсем уж …, - едва сдержала себя от обидного определения Люда, … ретроградное мышление. Ольга, вы против прогресса? Оглянитесь вокруг! Современная жизнь совсем не такая, какой она была даже в ваши молодые годы. Жизнь идет вперед, а ваша мораль зовет назад, в прошлое, к Ветхому Завету.

«Да, получается, к Ветхому Завету, - подумала Ольга и низко склонила голову. Она была сражена.

«Какая все же я старомодная тетка! Ретроград, враг прогресса, «тормоз перестройки», - удрученно думала о себе Ольга.  - Эдакая кочка на столбовой дороге, о которую только что и споткнуться можно…»

«О-ля! О-ля! О-ля! Не дай себе засохнуть! – раздался внутренний голос. – Ты такая, какая есть. У тебя есть свои убеждения. Стоит ли вот так сразу отказываться от самой себя? Ну, не нравится тебе коучинговый метод обучения. По-твоему, это «натаскивание», а не обучение. Вполне возможно, что так оно и есть. И что? Стоит ли с ним бороться?
 
Вот сейчас есть множество пособий «как написать продаваемый сценарий, роман, бестселлер». Подробно описаны все технологии: где должна быть кульминация, сколько слов в диалоге, антагонист и протагонист и прочая чепуха. Теперь все знают, как писать, и все пишут. Открываешь любой литературный сайт – сколько ладно скроенных и прочно сшитых произведений! Все выверенные, вылизанные, точно подогнанные и – оди-на-ковые, как карандаши в коробке. Вроде все цветные, а все одинаковые. И литература вроде есть, а читать нечего.  Метод коуча изживет сам себя. А почему? Потому что он бесплоден. А «голос одинокого человека» был и будет интересен.
 
«Это мой, что ли?» - уныло съязвила Ольга.  «А почему бы и нет?» -  «Одинокий голос одинокого человека…, - снова подумала Ольга о себе, -  голос одного. «Единица… Кому она нужна? Голос единицы тоньше писка. Кто его услышит? Разве – жена и то, если не на базаре, а близко». Кому он нужен?»   «Тебе, О-ля! Те-бе», - заверил внутренний голос.