О чём плачут сосны Гл. 35

Клименко Галина
Гл.35


-   Как нашёл ты нас, Яша? Ить прежде никогда к нам не заезжал?  -  поинтересовалась Варвара Петровна.

-   Да мы уже встречались с Лушей раньше. Однажды, у неё телега сломалась. Вот, после того я и покой потерял.

-   А, так тот хлопчик, что помог Луше зерно разгрузить и есть твой сын? Думаю, ну кого он мне напоминает?

-   Так и есть, это мой Артёмка. Варвара Петровна, а где муж Луши, когда она успела выйти замуж?

Женщина тяжко вздохнула.

-   Да никуда она не выходила.  - и махнув рукой продолжила:  -  Был у нас один, всё разнюхивал, население переписывал да и задержался на недельку. А Лушка: 

-  Бабунь, я к подружкам, бабунь, я к подружкам погулять! - а я и не туда... От и добегалась на гульки. Да скрытная такая, ужо призналась, когда пузо на нос полезло, а того переписчика и след простыл. В обчим, история повторяется.

Яков постарался пропустить мимо ушей последние слова и тут же предложил помощь:

-   Так, можа мы его разыщем, у меня нынче есть такая возможность?!

-   Ой, Яша, не надоть никого искать, хай даже ему и не снится, что Лушка понесла. Женатый он, Яша, это потом он Лушке доложил. Как-нить и без него обойдёмся.  -  она запнулась и с надеждой посмотрела на него:

-   Ты же теперь не бросишь её?

-   Боже упаси! - сразу откликнулся Яков.  -  Теперь ни за что в жизни!

-   Ну вот и хорошо. А то я уж така стара стала, что мне не под силушку со всем этим справиться.

-   Варвара Петровна, расскажите, как погибла Варя.

-   Ох, Яшенька, касатка наша тебя от гибели спасала да сама и полегла.

-   Меня?  -  Яков округлил глаза и с нескрываемым удивлением ждал развязки.

-   Тебя, тебя, не сумневайся. Однажды, к нашему дому явились два кулака, а Кирюша подслушал ихний разговор и сообщил нам с Варькой, вроде это те, что тебя с другом в зимовье подпалили.

-   Емеля с Гришкой?  -  догадавшись, воскликнул Яков.

-   Уж не знаю, как их величали, они не назывались по имени да только ночью задумали пробраться в ваше Подвойское и тебя с комиссаров порешить. Варька как услыхала про то и давай нас с дедом уговаривать, мол, как же так, они убьют отца Луши?! Она ить не могла и мысли такой допустить. Мы не разрешали, ругались, да тока, кто бы внял нашего совета? Снялась и стребанула, а они заметили. Вот и...
А у Кирюши на сеновале ишшо одно ружьё было припрятано, он потом их и пострелял, как собак и вывез куда-то в лес, я до сих пор не ведаю, куда. Похоронили мы Варю, а у нас на руках Луша осталась, которой и годика не исполнилось. Старик мой, после того, выдюжил ишшо четыре лета и четыре зимы да и тоже помер. А мы с ним договаривались, коли кто из нас раньше уйдёт, то другой обязан взять ребёнка и ехать к Катерине Оленевой в Вольное. Вот так я и поступила. Одной бы мне не выдюжить со всем вместе навалившемся. А тебе, Яша, я не могла её отдать. Покумекала, поразмыслила, а что, если из-за того у тебя в семье разлад случится? К тому ж, ты никогда не упоминал о своих родителях. А вдруг они старенькие и не пригожие, а ты работаешь, ну кто детину нянькать зачнёт? Чужое дитё ить никому не нужно, душа за него не болит, особенно в нашем случае. Да и самое главное, Яша!  -  она шумно выдохнула.  -  Лушка, она на тот момент, это всё, что у меня было из всего богатства, ну как мне с ней расставаться? Ты не думай, в душе я тебя давно простила. Много времени предоставилось всё обмозговать. Кабы не ты и Лушка бы не появилась на этот свет.

Яков подвинулся ближе и обнял старушку.

-   Простите меня, Варвара Петровна! Я так перед вами всеми виноват. И перед Варей, и перед Лушкой. Раньше всё это казалось, навроде детской забавы и только с возрастом начинаешь понимать, где правда, а где кривда. Только бы у Луши вымолить прощение, она ить считает, будто я тоже погиб.

Но ответить Варвара Петровна не успела, в коридоре больницы раздались шаги и из-за поворота неожиданно показалась Прасковья Ильинична. Она удивилась, увидев своего сына, обнимающего какую-то незнакомую пожилую женщину, даже остановилась и замерла на месте.

-   Сынок, а ты что тут делаешь?  -  спросила она с изумлением.

Яков поднялся и подошёл к матери.

-   Матушка, я тоже хотел бы знать, чего ты тут делаешь?

-   Дык, у отца мазь закончилась от радикулита, вот я и решила сюда пройтись. А ты?

Яков взял мать за руку и подвёл к лавочке.

-   Присаживайся, матушка, всё равно тебе сейчас никто мазь не выдаст. Медики наши заняты, они роды принимают. Я с Вольного девушку привёз, а это её бабушка.  -  и он указал на Варвару Петровну.

-   Очень хорошо!  -  обрадовалась Прасковья Ильинична, что будет с кем время скоротать, ить собеседница, наверное, почти её возраста и обязательно у них найдутся общие темы для приятной беседы. Интересно же, как люди в Вольном живуть, чем занимаются, много ли урожаю собирають, а скотины сколь держуть? Да мало ли чего ещё найдётся, где можно с лихвой удовлетворить своё любопытство. Прасковья только было рот открыла, чтобы испросить у этой женщины, что так внимательно её разглядывает, как же ту зовут, но сын опередил Прасковью.

-   Мамань, знакомься, это Варвара Петровна.

-   Ага, поняла, спасибо, а я Прасковья. Можно без отчества.  -  перебила его говорливая матушка.

-   Мамань, не сбивай меня.  -  Яков повысил голос.  -  Помнишь, меня в лесу люди спасли, когда Илюха погиб, а я выжил?

-   Ну?  - настроение Прасковьи Ильиничны мигом испортилось.

"Зачем ему вздумалось вспоминать о том кошмарном происшествии. Что Яшка хочить этим сказать?"

-   Вот эта та старушечка и есть, которая меня спасала. Тока муж еёшний умер, а она, вот, перед тобой.

-   Ой, миленькая моя!  -  тут же запричитала Прасковья и бросилась обнимать Варвару Петровну.  -  Низкий поклон вам за сыночка, мои пригожие! И супружнику вашему царствие небесное. Я так рада, что свиделись! А я просила Яшку, шобы он свозил меня к вам да ему всё некогда, то недосуг, так и не познакомил нас до срока, неслух этакий.

-   Наверное, у него причина имелась.  -  произнесла Варвара Петровна и быстро взглянула на Якова. Сознается ли тот час он во всём своей матери?

-   Мамань, я же просил, не перебивай меня. То, что я хочу зараз поведать, ты первая, кто такое услышит.

-   Чтось случилось, сынок?  -  Прасковья насторожилась.

-   Случилось, но давно. Я тогда скрыл от вас, маманя, что вместе со стариками жила ещё и их внучка.  -  Яков запнулся. Никогда не думал, что так не просто признаваться в своих грехах собственной матери, которая заглядывает тебе в рот и ловит каждое слово.
Воцарилось недолгое молчание. Прасковья перемалывала сказанное сыном. Затем, судорожно глотнув воздуха, тихонько подала голос:

-   Тааак... - протяжно начала она.  -  Помнится, опосля ты постоянно рвался в тайгу, а мы с Авдотьей тебя не пускали.  -  Потом её лицо преобразилось от догадки и совсем было непонятно, радуется она тому факту или же наоборот.

-   Уж не хочешь ли ты сказать...  - попыталась она дальше развить свои мысли, но вновь смолка на мгновение.  -  Получается, что та дивчина, что там рожаить..  -  женщина махнула в сторону дальней комнаты.  -  Что та дивчина... Зараз приходится тебе... И нам... -  голос дрогнул и такого нервного напряжения Прасковья не выдержала, из глаз полились слёзы, но она продолжала смотреть на сына, ждала подтверждения своим словам. Яков не стал более испытывать её терпение.

-   Да, мамань, там Луша. Это моя дочь, а твоя внучка.

-   О Господи!  - завыла Прасковья и подхватившись, наделила его несколькими тумаками.  -  Да как ты посмел от нас скрывать подобное? Сколь лет прошло, а мы ни сном ни духом, что у нас есть кровиночка! Ишшо кума Анфиса пророчила, что у тебя девочка народится, а после и кумекаю, что та напрасно языком болтнула, а оно нет, не напрасно! Да отец убьёт тебя, он в жизни не простит такого!  -  верезжала Прасковья, теряя самообладание.

-   Мамань, да тише ты! Мы в больнице.  -  Яков схватил её руки, чтобы не поцарапала ненароком, а то ещё и синяков наставит в таком состоянии.

-   О Господи Милосердный!  -  простонала женщина, но уже чуток тише.  -  Да как ты мог, Яшенька? Как ты мог бросить свою детину? Да Угольниковы николы себе такого не позволяли. Ну не нужно тебе дитё, так нам бы с отцом сказал, мы бы навещали их и помогали сиротиночке, безотцовщине нашей маленькой. Ах, ты прохвост этакий! -  и она снова стукнула Якова кулаком по спине.  -  Ты нелюдь непутёвый! Мы рази таким тебя растили? Боже, как же стыдно мне теперь перед свахой.  -  и она уткнулась лицом в грудь Варвары Петровны. Та ажно задохнулась от увиденного и услышанного, она и в самых смелых мечтах не смела надеяться, что Луша так дорога окажется этим простым людям. Варвара Петровна тоже прижалась к Прасковье и вместе с ней заплакала.

-   Мамань, Варвара Петровна, ну не надо, прошу вас!  -  Яков уговаривал этих двоих, по-своему дорогих ему женщин.  -  Мамань, вот послушай меня, тута палка о двух концах. Кабы я доложил обо всём, то Авдотья тот час собрала бы манатки и вместе с сыном укатила к своей матери. Тут понимаешь, что-то пополняется, а что-то теряется. Была бы рядом Луша, так лишился бы Артёма. Вот в чём закваска. Я выбрал семью, потому что Авдотью я раньше встретил и она считалась мне законной женой.

-   Но ныне она нас не напужает, будто уедет кудась с Артёмкой, да, сынок?  -  весело заключила Прасковья и уселась рядом с Варварой Петровной.

-   Верно, не напугает. Тёма уже самостоятельный у нас.  -  согласился Яков.

-   А Лушенька ведает, что ты её батька?  -  спросила Прасковья.

-   Нет.  -  виновато ответил Яков.

-   Ну и что ты собираешься делать?  -  последовал очередной вопрос.

-   Вымаливать прощение у дочери, что я собираюсь делать. А что ещё?

-   Ой, а где же мамочка Луши?  - всплеснула руками Прасковья и обернулась на Варвару Петровну.

-   Нету Вари, погибла. Давно уж.

-   О Боже! Как погибла?

-   Она меня спасала.  - пояснил Яков.

Прасковья вскрикнула. Как много чего она не знает.

-   Емеля с Гришкой её порешили, когда Варя бежала нас с комиссаром оповестить, будто те собрались расправиться с нами. А потом Кирилл Николаевич и их уничтожил.

-   Ох беда какая!  -  Прасковья покачала головой.  -  Как жаль. Ну надо же, моя деточка, хотела сделать как лучше, да и сама загинула. Царствие ей небесное!  -  она перекрестилась три раза.

С дальней комнаты вышла Софья Леонтьевна и направилась к ним. Она безошибочно угадала в Варваре Петровне родственницу Луши, ну потому что с остальными акушерка уже знакома, и тут же обратилась к ней:

-   Роды закончились благополучно, не беспокойтесь. Родился мальчик, четыре триста, пятьдесят восемь сантиметров.

Услышав это, Яков готов был жизнь свою отдать от нахлынувшей радости, только бы всё правильно сложилось у этого мальчонки в его будущем.  Мужчина даже не обращал внимание на ликование двух сидящих рядом с ним женщин, он догнал Софью Леонтьевну и ещё раз спросил, дабы точно во всём убедиться:

-   А Луша как?  -  он и не заметил как схватил медсестру за руку. Она поспешно освободилась и спокойно ответила:

-   Удовлетворительно, как и положено роженице. Да что с вами, Яков Михайлович, вас как с креста сняли. Наберитесь терпения и здравого рассудка, ведь всё страшное уже позади.