Метро - 41 часть третья

Александр Аввакумов
                МЕТРО – 41

Старший лейтенант Серов Геннадий Павлович сидел в поезде метро. Поезд то ускорял, то замедлял свой бег, стуча чугунными колесами на стыках рельс. Он возвращался после встречи со связным. Офицер повернул голову вправо и увидел молодого парня в сером осеннем пальто и шапке, стоявшего около выхода из вагона. Занятая молодым человеком позиция позволяла ему следить за входящими и выходящими пассажирами.  Этот парень шел за ним три квартала, а теперь,  стоя в дверях, наблюдал за его отражением в окне.
Серов встал с сиденья и направился в дальний конец вагона, где находился еще один выход из него. Поезд остановился. Старший лейтенант, расталкивая локтями встречных пассажиров, устремился к эскалатору. Встав на него, он оглянулся, стараясь отыскать среди пассажиров знакомое лицо своего преследователя. Наконец, он увидел его. Парень стоял на эскалаторе в метрах двадцати ниже него.
«Слежка, – со страхом подумал Серов. – Где же я мог проколоться?»
Офицер решил провериться и, выйдя из здания метро, резко свернул в узкий переулок. Парень в сером пальто неторопливой походкой прошел прямо по улице, не обращая внимания на стоявшего в переулке Серова.
«Слава Богу! – облегченно выдохнул тот. – А я думал, что он следит за мной!»
Чтобы окончательно успокоиться, он вышел из переулка и направился вслед за парнем, но тот словно растворился в воздухе.
«Нервы. Серов, нервы, – усмехнулся он. – Пуганая ворона и куста боится».
После перехода линии фронта он стал часто испытывать чувство страха. Ему казалось, что каждый попадавшийся  навстречу прохожий знает, что он работает на немецкую разведку. Вот и сейчас, шагая по московской улице, он корил себя за испытанный страх. Остановившись, он бросил окурок папиросы в снег и перебежал на другую сторону улицы.
- Ваши документы, – потребовал у него сержант, старший военного патруля, который неожиданно вышел из-за угла дома.
Серов расстегнул пуговицу шинели  и достал документы. Сержант взял в руки офицерскую книжку и начал читать его фамилию. Он забавно шевелил губами, что вызвало у старшего лейтенанта невольную улыбку.
- Что вы улыбаетесь? – спросил его сержант. – Я на клоуна похож?
- Что за вопросы, товарищ сержант? – рассердившись, спросил Серов. – Вам не кажется, что я старше вас по званию? Не забывайте сержант, что Родина доверила вам охранять ее, а не приставать без причин к фронтовикам.
- Извините, товарищ старший лейтенант, – произнес сержант, возвращая документы, – вы правы.  Можете следовать дальше.
Серов негромко выругался вслух и направился по улице. Заметив ехавший по ней автомобиль, он выскочил на дорогу и стал махать руками.
- Тебе что, жить надоело? – закричал водитель, выбираясь из кабины. – Не посмотрю, что ты старше меня по званию…
- Помоги, братишка! В часть опаздываю! Подвези!
Водитель посмотрел на раскрасневшееся, возбужденное лицо офицера и махнул рукой.
- Давай, садись, - предложил он ему.
 Добравшись до станции метро, Серов выбрался из автомашины. Он сразу заметил нужного ему человека: тот стоял недалеко от кассы, держа в руках небольшой коричневый чемодан. Заметив офицера, мужчина подошел к нему и протянул  руку.
- Здравствуй, лейтенант! Ты опоздал на пять минут, – произнес незнакомец. – Вот возьми, здесь в чемодане десять килограммов тротила. Надеюсь, ты знаешь, как им пользоваться.
Серов улыбнулся. В тридцать восьмом году он окончил военно-инженерное училище, и пользоваться взрывчаткой мог как никто другой.
- Детонаторы, таймер? – спросил он незнакомца.
- Все там, – ответил тот и, улыбнувшись, растворился в толпе пассажиров.
Серов спустился по эскалатору и стал внимательно осматривать помещение станции. Вокруг него сновало множество людей: все куда-то спешили, и никто не обращал на него никакого внимания. Он отошел в сторонку и приоткрыл крышку чемодана. Офицер извлек из тряпочки детонатор и вставил его в отверстие взрывчатки.
«Все хорошо, – успокаивал он себя. – Ты же видишь, что никто не смотрит на тебя. Успокойся Геннадий. Сейчас установишь таймер на десять минут, сунешь чемодан  в  нишу и спокойно покинешь этот «муравейник». Через десять минут здесь ничего не останется».
Он хотел установить стрелку таймера, но кто-то сзади навалился на него. Ему стало трудно дышать. Серов попытался сбросить с себя напавшего  мужчину, но сильная боль в предплечье не дала возможности это сделать. Он захрипел от отчаяния, так как сразу понял, что произошло.

***
Серов лежал на нарах в камере и отрешенно смотрел на небольшое зарешеченное окно,  которое находилось практически на уровне потолка. Он был подавлен,  хорошо осознавая, что его ожидает в ближайшие часы. У него сильно болела левая рука. Травма, полученная при задержании, не давала  возможности спокойно лежать, и поэтому он всю ночь провел без сна. Он пошевелил здоровой рукой, но даже это движение вызвало у него сильную боль в предплечье.
«Наверняка сильный вывих, а может, даже и перелом, – подумал он. – Как же я не заметил этого бугая, который буквально терся около меня последние пять минут».
 Он с трудом встал с нар и начал ходить по камере. Семь шагов в длину, четыре шага в ширину, это было все его жизненное пространство, предоставленное органами НКВД. Вчера, во время первого допроса, он попытался отрицать свою связь с немецкой разведкой, отлично понимая, что был  взят с поличным во время установки взрывного устройства.
- Гражданин следователь, я не немецкий агент, я вор. Вот «свернул угол» у одного гражданина. Откуда я мог знать, что в нем взрывчатка?  Я просто хотел открыть чемодан и посмотреть, что в нем.
- Откуда на  вас форма старшего лейтенанта?
- Я ее тоже увел. Я же вор: что плохо лежит, то все - мое.
Следователь невольно улыбнулся: это была давно известная форма защиты - взять на себя другое, менее тяжелое преступление.
- Может, вам и майор Бабочкин не знаком?
- Нет. Я впервые слышу  эту фамилию, гражданин следователь. Он что, тоже вор?
Неожиданно зазвонил телефон, стоявший на столе. Следователь поднял трубку. Уже через минуту он сложил все документы в сейф и попросил конвой отвести арестованного в камеру.
 Раздался лязг открываемой двери. Геннадий Павлович замер и с опаской посмотрел на вошедшего сотрудника охраны.
- Серов! На выход, – скомандовал конвоир.
Он послушно вышел из камеры и повернулся лицом к стене. Узкий длинный коридор почему-то напомнил ему здание Минского гестапо. Там  был такой же коридор, стены которого, как и здесь были выкрашены зеленой краской. 
- Пошел! – произнес конвоир и толкнул его в спину рукой.
Его привели в  кабинет, на окнах которого, как и в камере, была кованая решетка. За столом сидел мужчина лет тридцати пяти, одетый в гражданский костюм темно-серого цвета.
- Садитесь, Серов, – произнес он. – Я хочу с вами поговорить.
Тот осторожно присел на привинченный к полу стул, который стоял посреди кабинета.
- Я - капитан НКВД Сорокин, – представился ему мужчина. – Расскажите, как вы встали на путь предательства? Когда и при каких обстоятельствах вас завербовали?
- Я уже вчера все рассказал следователю. Ничего дополнительного  сообщить не могу, – ответил арестованный. – Вы меня с кем-то путаете, гражданин начальник. Вор я, вор!
- Не нужно шуметь, Серов. Вы находитесь во внутренней тюрьме НКВД и можете кричать, биться головой о стену, вас все равно никто не услышит. Лучше расскажите все чистосердечно, это спасет вас от допросов с пристрастием. Врать тоже не стоит, здесь работают неглупые люди, а все, что вы  расскажете, будет тщательно изучено и проверено.
Старший лейтенант засмеялся. Ему явно было не до смеха, но он все продолжал играть в  разбитного и бесстрашного вора.
- Гражданин капитан, меня не надо пугать. Я знаю, что меня ожидает, и поэтому смирился с мыслью о смерти. Если хотите, чтобы я вам все рассказал, угостите меня папиросой и накормите нормальной пищей, а не этим пойлом.  Ужасно хочется курить.
Сорокин протянул ему пачку папирос и спички. Арестованный взял одну и закурил. Он закрыл от удовольствия глаза и выпустил струю дыма в потолок.
- Спрашивайте, я готов отвечать – произнес Серов.
- Я уже задал вам вопрос. Расскажите, как вы встали на путь предательства?
Арестованный откашлялся и,  взглянув на сидевшего в углу стенографиста, начал рассказывать:
- Я служил командиром саперной роты в  12-ой армии, которой командовал генерал-лейтенант Понеделин. Я не буду говорить об этом человеке, вы наверняка хорошо знаете, что до этого он служил начальником штаба Ленинградского военного округа, а с марта 1941 года был назначен командующим 12-ой армии. За заслуги перед государством он был награжден Орденом Ленина и двумя Орденами Красного Знамени. Мы гордились своим командармом и считали, что он является одним из лучших военных начальников РККА.
- Давайте, Серов ближе к делу. Я достаточно хорошо знаю биографию этого предателя, который добровольно перешел на сторону немцев.
- Хорошо, гражданин капитан. Вы сами то знаете, что такое окружение? Наверное, нет. Чтобы это понять, нужно побывать там, в этом окружении. Нас били с фронта, с тыла, и тогда нам всем казалось, что выхода из этой ситуации нет. Вот тогда у меня впервые и возникло желание выжить в той мясорубке. Солдаты моей роты, уже не таясь и не опасаясь сотрудников особого отдела, стали поговаривать о добровольной сдаче в плен. Этому способствовали и листовки-пропуска, которые немцы ежедневно сбрасывали с самолетов. В них листовках немцы сообщали нам, что взяли Минск, Гомель, Бобруйск, что армии отступают по всем фронтам. Я тоже подобрал листовку и сунул ее в карман гимнастерки.
Однажды меня вызвал к себе командир батальона и приказал моей роте, а вернее тем, кто в ней остался в живых, взять под охрану армейский командный пункт.  На следующий день мы снялись с места и двинулись на восток. Впереди идущие подразделения вступили в бой, стараясь прорвать немецкие позиции и выйти к своим частям. В какой-то миг мне показалось, что им это удалось, но вдруг налетели немецкие самолеты, которые моментально рассеяли их. Следующие сутки прошли в тяжелых оборонительных боях. Немцам удалось потеснить наши полки и занять целый ряд господствующих высот, с которых они начали непрерывно обстреливать наши позиции. Однажды утром я не досчитался половины своих бойцов, которые ночью, под покровом темноты, добровольно сдались немцам.  Меня вызвал к себе начальник особого отдела, майор Метелин и стал допрашивать, обвиняя меня в пособничестве предателям. Я тогда не выдержал и высказал все ему в лицо. Меня арестовали и вечером должны были расстрелять перед строем. Спас мне жизнь командующий армии, который проходил мимо конвоя, ведущего  меня на расстрел.
- Кто такой? – спросил он меня. – Дезертир?
- Нет, товарищ генерал-лейтенант. Меня обвиняют в том, что я не смог уследить за своими бойцами, которые сдались немцам. Считаю предъявленное мне обвинение незаконным.
- Это почему? – изумленно посмотрел на меня командарм.
- Тогда почему вас не арестовал Метелин? Вы ведь тоже виноваты в том, что мы оказались в окружении и ваши бойцы добровольно сдаются в плен.
Генерал усмехнулся и повернулся лицом к заместителю начальника особого отдела армии.
- Майор! – окликнул он его. – Я отменяю ваш приказ. Идите и доложите своему начальнику, что если мы будем расстреливать каждого командира по факту дезертирства его бойцов, то у нас скоро некому будет командовать солдатами.
- Но, товарищ командующий … – хотел возразить ему тот. – Есть приказ Ставки…
Но генерал так посмотрел на майора, что он моментально замолчал.
- Развяжите лейтенанту руки, – приказал он конвою, пропустив мимо ушей реплику майора.
Мне развязали руки, и  генерал приказал следовать за ним. Вечером, когда стемнело, он велел мне сопровождать его. Я и еще два офицера связи направились вслед за ним. Мы шли ночным лесом около часа. Наконец генерал остановился и взглянул на нас.
- Товарищи офицеры, я решил сдаться, – спокойно произнес он. – Это мое личное решение, и вы сейчас можете или пойти со мной, или остаться здесь. Я считаю, что наше сопротивление немецким войскам приведет к гибели армии.  Кто со мной? Лейтенант, вы со мной?
Я молча кивнул. Один из офицеров попытался достать из кобуры пистолет, но мы его быстро разоружили. Через полчаса мы наткнулись на немецкий патруль. Вот так я и угодил в немецкий плен.  Гражданин капитан, дайте мне еще папиросу.
 Сорокин пододвинул ему пачку папирос и спички. Серов закурил и, посмотрев на стенографиста, продолжил свой рассказ.


***
- Серов, давайте отбросим всю лирику переживаний. Меня интересуют лишь факты,  сказал Сорокин.
- Все понял, гражданин начальник. Постараюсь говорить лишь о главном.  Я ничего не скрывал и все рассказал немцам, но они без меня все это знали. После допроса меня повели обратно в камеру. Путь проходил через внутренний двор Минской тюрьмы. В это время три офицера гестапо расстреливали там евреев. Один из них остановил меня и протянул  пистолет.
- Стреляй, – приказал он, а сам отошел в сторону.
- Я не могу, – ответил я, - я не палач.
Офицер что-то сказал солдатам и те быстро поставил и меня в один ряд с евреями. Раздались выстрелы и два человека упали на землю. Ко мне  подошел все тот же офицер и снова протянул мне пистолет.
- Убей этого старого еврея, или я убью тебя, – предложил он мне.
Выбора у меня не было. Я взял пистолет и направил его на старика. Пистолет прыгал в моих руках, а я то и дело поглядывал на немцев, ожидая выстрела в спину.
- Ну, – произнес офицер и, взяв пистолет у другого офицера,  уперся им в мой затылок.
Вот тогда я и понял, что хочу жить, и мне было неважно, кем я стану -  палачом или предателем. Я, не целясь нажал на курок.  Попал ли я в старика или нет, я не знаю, но он упал на землю.
- Добей его, – снова приказал мне немец.
Я подошел к старику  и выстрелил ему в голову. Только после этого я обратил внимание на человека с фотоаппаратом, который снимал  эту казнь.
- Курт! Если хочешь, то можешь забрать себе этого русского. Думаю, что из него выйдет неплохой агент немецкой разведки, – произнес офицер, обращаясь к человеку с фотоаппаратом.
Вот так я и попал в Варшавскую разведшколу Абвера. В ноябре меня и моего напарника майора Бекметова немцы перебросили за линию фронта. Это произошло на участке 58-ой армии. Фронт мы перешли довольно легко: там нет сплошной линии обороны.
- Майор Бекметов - это Бабочкин? – спросил его Сорокин.
- Да, это он. Если честно, то я не знаю его настоящую фамилию. В школе он был под фамилией Бекметов.
- Ваше задание в Москве?
- Вы, наверное, уже догадались: я должен был взорвать одну из станций метро.
- А какое задание у майора Бекметова?
- Я этого не знаю:  несмотря на то, что фронт мы переходили вместе, задание у него было отдельное.
- С кем вы контактировали  в Москве?
Серов улыбнулся. Он хотел сначала соврать, но по лицу сидевшего перед ним капитана он понял, что ему известно о его встрече со связником.
- Я контактировал с человеком по имени Николай. Кто он, я не знаю. Мне кажется, что он работает машинистом в метро.
- Почему вы так считаете?
- Он очень хорошо знает и легко ориентируется в движении поездов и их маршрутах. И от него пахло соляркой и углем.
- Кто еще проживает с вами в доме?
- С нами живет Старик. Это двоюродный брат хозяйки дома. Кто он такой, я не знаю. Однажды, когда он был во дворе, я открыл тумбочку. Там был фотоальбом. На одной из фотографий он был одет в форму офицера белой армии.
- Где Старик хранит ракеты, которые  использует при обозначении целей для немецких самолетов?
Серов усмехнулся. Он был удивлен тем, что этот капитан знает и об этом.
- Мне кажется, что он все это прячет в старом, заброшенном сарае, который находится на смежном  участке. Скажите, гражданин капитан, кто выдал меня?
Сорокин промолчал. Сейчас для него было важным установить местонахождение майора Бекметова. Вчера вечером, после ареста Серова, тому удалось оторваться от сотрудников, ведущих наружное наблюдение,  и скрыться. Попытка найти его не увенчалась успехом.
- Меня еще интересует один вопрос. Назовите ваши запасные явки и каналы связи?
- Я очень устал, гражданин капитан. Вчера во время задержания мне повредили руку. Дайте команду, чтобы врач осмотрел меня, если вы хотите получить ответ на ваш вопрос.
Сорокин приказал увести арестованного. Когда за ним закрылась дверь кабинета, он снял телефонную трубку и начал звонить в Главное управление НКВД.

***
Майор Бекметов стоял в подъезде и в окно наблюдал за тем, как трое молодых людей метались по внутреннему двору этого большого дома, стараясь определить направление его движения. Вот они сошлись в центре двора и стали совещаться, а затем чуть ли не бегом бросились в разные стороны. Он еще постоял минут тридцать, а затем вышел из подъезда. Майор шел по московским улицам, стараясь не привлекать к себе внимания прохожих. Свернув в ближайший переулок, он оказался перед трехэтажным старинным домом. Оглядевшись по сторонам, он достал из кармана шинели папиросы и закурил. Отсчитав от угла дома третье окно, он посмотрел на него. Несмотря на позднее время, он смог разглядеть на подоконнике цветок. Это был условный знак, говорящий об отсутствии опасности. Бросив недокуренную папиросу на землю, он вошел в подъезд дома. Там было темно и пахло кошачьей мочой. В какой-то момент он пожалел, что не взял с собой карманный фонарик. Бекметов  чиркнул спичкой и в ее тусклом свете нашел нужную ему квартиру. Остановившись у двери, он снял предохранитель у  пистолета и сунул его в карман шинели. Постучав двумя длинными и одним коротким ударом, он отошел  шага на три и стал ждать. За дверью было тихо, лишь где-то на втором этаже кто-то громко ругался.
- Кто там? – наконец услышал он заспанный женский голос. – Вам кого?
- Я принес вам весточку от брата, – произнес он свою часть пароля.
- От какого брата? От Алексея?
- Нет, от Ивана, – ответил он.
Дверь открылась.
- Заходите быстрее, – произнесла женщина, закутанная в пуховую шаль. – Что случилось?
Прежде чем ответить на вопрос, он отстранил ее рукой в сторону и вошел в прихожую.
- Включите свет, а то в темноте можно сломать голову, – произнес он.
Женщина привычным движением руки включила свет. В тусклом свете электрической лампочки он обратил внимание, что перед ним стоит молодая и довольно привлекательная женщина лет двадцати пяти. Старая пуховая шаль не только не портила ее внешность, а, наоборот придавала ей какую-то пикантную привлекательность.
- Как вас зовут? – спросил он ее.
- Соня, – коротко представилась она ему.
- Вы что, Соня, так и будете держать меня в прихожей?
- Извините, проходите, пожалуйста, в комнату, – произнесла она. – Правда, у меня небольшой беспорядок.
- Я не из жилищной комиссии, чтобы давать оценку состояния вашего жилища – ответил он ей.
Он вошел в комнату и сразу же направился к окну. Отодвинув в сторону занавеску, он посмотрел во двор: он был пуст, ни людей, ни машин. Убедившись в безопасности, он присел на диван. Женщина по-прежнему стояла в дверях и наблюдала за своим нежданным гостем.
- Сотрудники НКВД арестовали  Серова. Я сам это видел сегодня днем. Следовательно, явка Старика провалена, и мне сейчас просто некуда идти,  – как бы, между прочим, произнес майор – Как мои документы, они готовы?
- Да, готовы. Посмотреть хотите? – спросила  Соня.
- Хотелось бы взглянуть, что вы там написали?
Женщина прошла в комнату и, открыв створку буфета, достала стопку документов. Бекметов взял их в руки и стал внимательно рассматривать.
- Неплохо. Выходит, я с сегодняшнего дня уже не майор Бабочкин, а машинист поезда Васильев. У вас есть карта железнодорожных путей?
Она молча протянула ему карту, испещренную различными кривыми разноцветными линиями.  Он разложил ее на столе и стал внимательно изучать.
- Пойдемте пить чай, – предложила хозяйка. – Карту посмотрите потом.
Бекметов отложил схему в сторону и направился вслед за Соней.

***
Сорокин сделал глоток холодного чая и отставил в сторонку чашку. Взяв в руки документ, он погрузился в чтение. Это был рапорт, по розыску майора Бекметова, составленный его заместителем. Ориентировка была направлена во все районные подразделения НКВД, Ориентирован был и  личный состав милиции на транспорте. Девушка по имени Соня, что работала в магазине, бесследно исчезла. Адрес, по которому она проживала, оказался пуст. Со слов соседей, она выехала из этой квартиры еще три месяца назад.
«Где Бекметов может скрываться? – размышлял капитан. – Нужно поднять все родственные связи Сони. Сам Бекметов родственников  в Москве не имеет и может временно «залечь на дно», лишь используя связи Сони».
Александр посмотрел на телефон, и тот, словно живой, затрясся и неприятно зазвонил. Сорокин невольно вздрогнул.
- Слушаю, Сорокин, – представился он, сняв трубку.
- Вот что, капитан, – не здороваясь, произнес заместитель начальника отдела Главка. – Принято решение по ликвидации группы ракетчиков. Я знаю, что ты считаешь это решение преждевременным, но руководство наркомата больше не желает ждать, когда ты полностью раскрутишь эту группу. У нас нет времени на все эти оперативные игры, тем более, что один из диверсантов, как ты докладывал, исчез из-под наружного наблюдения.
- Товарищ майор, сейчас мы отрабатываем родственные связи его связной. Думаю, что мы в ближайшее время выйдем на этого человека.
- Ты меня своими обещаниями не корми. Что у тебя за привычка, Сорокин, спорить с начальством? Мне результаты нужны, а не твои оперативные наработки. Я уже тебе говорил неоднократно, что сейчас идет война, и каждый день промедления стоит сотен человеческих жизней. Ты понял меня?
- Да, я все понимаю, товарищ майор. Но дайте мне еще хоть три дня?
- Что? Три дня? Не могу, Сорокин, не могу.
- Разрешите тогда мне обратиться с рапортом к начальнику отдела?
- Что ты сказал? К начальнику отдела?
- Да, я хочу обратиться с рапортом к начальнику отдела. Надеюсь, что он правильно поймет меня и разрешит дальнейшую разработку этой группы.
-  Выходит, я специально не даю тебе работать? Ты, что из меня хочешь сделать идиота? – взревел заместитель начальника отдела. – Не разрешаю! Ты это понял?
- Но почему, товарищ майор?
- По кочану! Я сказал нет, значит, нет! Лучше приступай к выполнению приказа. О результатах доложи мне лично к восьми часам утра завтрашнего дня.
Капитан положил трубку. Он был немного удивлен тем, что впервые столкнулся с запретом своего руководителя, по поводу  обращения к вышестоящему начальнику. Похоже, что теперь между ним и майором  пробежала черная кошка. Набрав номер, своего заместителя Храпова он попросил его зайти к нему.
- Проходи, присаживайся, Валентин Васильевич, – предложил ему Сорокин,  – есть разговор.
Когда тот сел за стол, Александр кратко сообщил ему, что руководство отдела приказало приступить к ликвидации немецкой диверсионной группы.
- А что будем делать с этим майором, Бекметовым? Кто его будет искать?
- Не знаю, Храпов. Руководство отдела, похоже, хочет отчитаться там, наверху, о результатах работы. Ты сам понимаешь, это - реальные диверсанты, которые запускают ночью ракеты, указывая цели.
- А разве майор Бекметов не реальное лицо? – перебив, спросил он Александра. – Что же это получается, товарищ капитан, мы целую неделю лошадиный помет по улицам Москвы гоняли? Я что-то вас не  совсем понимаю, товарищ капитан!
- Не горячись, Валентин! Это не мое решение и не моя прихоть! Это -  приказ, – жестко произнес Сорокин. – Не мне тебя учить, что бывает на войне за невыполнение приказа. Так что, успокойся и подготовь мне план по реализации дела по этим ракетчикам.
Храпов встал. Лицо его было пунцовым от негодования. Он хотел еще что-то сказать, но, встретившись взглядом со своим начальником, молча вышел из кабинета.

***
Ночь была как по заказу. На небе ни одной звездочки. Вдоль улицы дул северный, пронзительный ветер, загоняя людей и собак в помещения. Улица, на которой стояла автомашина с сотрудниками НКВД, была абсолютно пустой. Было тихо, лишь гудели от холода и ветра провода.  К машине,  пригибаясь под порывами ветра, подошел мужчина: он приоткрыл дверь и посмотрел на сидевших там сотрудников.
- Что скажешь? – спросил его Сорокин.
- Товарищ капитан! – почему-то шепотом произнес сотрудник. – Двадцать минут назад к дому Старика подъехала грузовая автомашина. Водитель и пассажир вошли в дом. Ждем, когда выйдут.
- Передайте группе захвата, что будем брать их при выходе из дома. Смотрите в оба, не упустите их.
- Есть, товарищ капитан, – ответил мужчина.
Он закрыл дверь автомобиля и моментально растворился в темноте.
Прошло минут пять томительного ожидания. Неожиданно раздался выстрел, затем второй, третий.
- Давай, жми к дому, – приказал Сорокин водителю, хорошо понимая, что стреляют именно там.
Водитель попытался завести двигатель автомашины, но у него ничего не получалось. Мотор машины кряхтел, чихал, но заводиться не хотел. Александр выбрался из «Эмки» и, достав на ходу пистолет, побежал к  месту перестрелки. Первое, что он увидел, был грузовой автомобиль, стоявший около дома Старика. Под кузовом автомобиля лежал человек и, укрываясь за колесами, вел огонь по сотрудникам НКВД. В метрах пяти от него на снегу лежали два неподвижных  тела.
- Раненые есть? – спросил Александр у Храпова, который стоял за углом здания. Тот  иногда вытягивал руку и стрелял из пистолета в сторону полуторки.
- Есть, – коротко бросил он. – Трудно сказать: ранен или убит Виктор  Никитин. Вон он лежит рядом с  машиной.
Раздался выстрел. Пуля ударила в угол дома и рикошетом ушла куда-то вверх.
- Неплохо стреляет этот Старик, – произнес Храпов. – Это он Никитина подстрелил.
Неожиданно возникла пауза. Стало тихо.
- Эй, мусора! Что вы как трусы попрятались-то? Давайте, выходите, возьмите Рашпиля!
- Ты давай не блатуй, здесь фраеров нет. Мы подождем немного, – выкрикнул кто-то из сотрудников. – Мороз и ветер сделают свое дело, вот мы и посмотрим,  как ты запляшешь минут через двадцать.
 Рашпиль выстрелил на звук, но, похоже, не попал.
- Отставить разговоры, – громко выкрикнул Александр.
Снова стало тихо. Ветер гнал по земле поземку, наметая сугробы около колес грузовика.
- В сторону отойди, – приказал Сорокин своему заместителю.
Тот отодвинулся от угла, освобождая место. Александр выглянул из-за угла дома. Пальцы, державшие оружие, замерзли, и он, чтобы согреть их, сунул руку в карман пальто.
- Что будем делать, Валентин? – спросил он Храпова. – Нужно что-то предпринять, чтобы заставить его вылезти из-под машины.
- Сейчас что-нибудь придумаем, товарищ капитан.
Прошло минут десять, и из переулка выехал грузовик, который, не останавливаясь, врезался в стоявшую у дома Старика машину. Рашпиль выкатился из-под нее и, петляя из стороны в сторону, как заяц, бросился бежать вдоль улицы. Вслед ему захлопали выстрелы. Не обращая внимания на свист пуль, он продолжал бежать.  Когда ему казалось, что до спасения осталось лишь свернуть за угол дома, Сорокин плавно нажал на курок пистолета. Сухо щелкнул одиночный выстрел. Беглец сделал шаг и повалился лицом в снег.
- Пошли за ним людей. Я подстрелил ему ногу, – произнес капитан, обращаясь к Храпову. – Берите его, пока он не превратился в ледышку.
Оперативники, укрываясь за забором, побежали к  Рашпилю. Теперь осталось взять живым Старика. Услышав у себя за спиной хруст снега, Сорокин обернулся. К нему подошел заместитель начальника милиции, держа в руке «Наган».
- Ну, как, капитан? Наша помощь нужна?
- Не откажусь. Нужно отвлечь внимание Старика. Пошумите немного с той стороны, а я постараюсь ворваться в дом с этой.
- Хорошо. Все понял, – произнес Говоров и направился обратно.

***
Сорокин перелез через забор и внезапно почувствовал сильную боль в ноге. Он остановился и, схватив горсть снега, вытер им лицо. По спине потек тонкий ручеек пота. Он попытался сделать шаг, но боль по-прежнему держала его в своих объятиях.
«Надо идти, – дал он себе установку. – Нужно брать Старика, пока он не уложил еще кого-нибудь из моих людей».
Пересилив  боль, он сделал несколько шагов и остановился у угла дома. С улицы раздалось несколько выстрелов. Сорокин, прижимаясь к стене, стал потихоньку продвигаться к входной двери. Огромная, свирепая собака, сторожившая дом, испугавшись выстрелов, спряталась в будке, замерла и не подавала признаков жизни. Дверь в дом оказалась незапертой. Александр приоткрыл ее стволом пистолета и заглянул в сени. Они были пусты. В комнате раздался выстрел. Он резко распахнул дверь и увидел стоявшего к нему спиной мужчину.
- Брось оружие и подними руки! – произнес он.- Бросай, иначе убью!
Мужчина обернулся на голос. Увидев в руке Сорокина пистолет, он бросил свой на пол и поднял руки.
- Я тогда еще понял, кто ты и зачем пришел, – произнес мужчина, внимательно рассматривая капитана. – Надо было тебя чикнуть, и проблем бы не было.
- Если понял, то почему не чикнул?
Мужчина не ответил. В комнату вошел Говоров. Не говоря ни слова, он ударил мужчину в лицо кулаком.
- Тварь! Была бы моя воля, я бы тебя… прямо здесь без суда и следствия.
Мужчина ладонью вытер кровь из разбитого носа и сплюнул на пол. Вслед за сотрудником милиции в  комнату вошел Храпов.
- Это он убил Витьку Никитина, – произнес он. - Может, его к стене?
- Не торопись, от стены он не убежит. А пока уведите его и приступайте к обыску. Посмотрите внимательно в сарае, там должны находиться осветительные ракеты.
Сорокин вышел из дома и, попрощавшись с Говоровым, направился к машине. Через час он уже был на рабочем месте.
Сев за стол, он позвонил дежурному и  приказал привести к нему раненого Рашпиля.
- Присаживайся, – предложил ему капитан.
Рашпиль,  хромая на левую ногу, прошел в кабинет и сел на табурет. Он с вызовом посмотрел на капитана и сплюнул на пол. Сорокин молча вышел из-за стола и, сняв с арестованного шапку, бросил ее на плевок и ногой растер плевок. Подняв шапку, он надел ее на диверсанта.
- В следующий раз вытрешь плевок своим лицом. А сейчас: фамилия, имя, отчество? - Он взял со стола ручку, приготовился писать.
- Не помню, – с ухмылкой ответил Рашпиль. - Раньше помнил, а теперь нет.
- Тогда начнем с того, что я тебе скажу, где ты находишься. Это специальный отдел НКВД. Понял? Ты оказал вооруженное сопротивление сотрудникам и только это потянет лет на двадцать пять как минимум, но могут приговорить и к «вышке». Это первое. Второе, ты наводил немецкие самолеты на цели, а за это – расстрел. Однако при оказании помощи следствию, можно избежать казни. Так что твоя жизнь  зависит только от тебя.
Лицо Рашпиля исказила кривая ухмылка.  Похоже, слова капитана НКВД не произвели на него никакого впечатления. Наверняка он хорошо понимал, что его, оказавшего вооруженное сопротивление сотрудникам НКВД, расстреляют, и никакое сотрудничество со следствием не спасет его от высшей меры.
- Не нужно мне ездить по ушам, начальник. Оставьте ваши «ля-ля, тополя» для других. Я отлично понимаю, что меня ждет впереди. У меня за спиной пять ходок, и я жизнь знаю не по учебникам.
- Неужели ты думаешь, что я не заставлю тебя рассказать все, что ты знаешь о диверсантах? В этих стенах начинают говаривать даже кирпичи, если к ним обращаются с вопросами. Поэтому я предлагаю тебе самому все рассказать, чтобы не испытывать неприятные моменты.
- Мне не нужны ваши советы, гражданин начальник. Оставьте их для своих подчиненных.
На столе Сорокина зазвонил телефон. Он снял трубку и услышал голос  майора. Выслушав его, он посмотрел на сидевшего перед ним арестованного, который прислушивался к их разговору.
- Да, я сейчас приеду, – произнес Сорокин и положил трубку.
- А здорово он вас, начальник, – восхищенно произнес Рашпиль. – Я бы даже сказал - классически.
Капитан вызвал конвой и приказал отвести арестованного в камеру.

***
Александр шел по коридору наркомата внутренних дел, то и дело, козыряя офицерам, проходящим мимо него. Всю дорогу, пока он ехал, его не покидала мысль, что вызов его на «ковер» к начальнику отдела дело рук майора. Он остановился перед дверью и посмотрел на блестевшую в свете электрических ламп медную пластину, на которой красивыми буквами были выгравированы должность и фамилия начальника. Глубоко вздохнув, он открыл массивную дверь и оказался в небольшой приемной.
- Сорокин? – спросила его девушка, одетая в гимнастерку.
- Так точно, капитан Сорокин.
- Подождите минутку, у Ивана Тимофеевича небольшое совещание.
Александр сел на стул и, достав из кармана носовой платок, вытер им внезапно вспотевший лоб.
- По-какому вопросу меня вызвали? – поинтересовался он у секретаря.
Девушка молча пожала плечами. Прошло минут пятнадцать,  когда из-за двери показался комиссар НКВД третьего ранга. Сорокин вскочил на ноги и вытянулся по стойке смирно. Комиссар прошел мимо, даже не взглянув на него. Секретарь вошла в кабинет начальника, чтобы доложить о прибытии Сорокина.
- Заходите, – произнесла секретарь, выходя оттуда. – Иван Тимофеевич ждет вас.
- Здравия желаю, Иван Тимофеевич. Разрешите?
Иван Тимофеевич Сидоров был старым чекистом. Ходили слухи, что в ЧК он пришел вместе с Дзержинским. Сорокин хорошо знал, что он не любил, когда к нему обращались по званию, так как считал, что работа в наркомате внутренних дел накладывает на отдельных людей негатив, который сводится к погоне за званиями, перечеркивая человеческие качества чекиста.
- Проходите, Сорокин, – произнес он хрипловатым от простуды голосом. – Мне доложили, что при ликвидации немецких диверсантов, группа понесла потери. Это правда?
- Так точно. Погиб младший лейтенант Виктор Никитин.
- Как же так? Мне говорили, что вы опытный сотрудник, и вдруг потери? Неужели нельзя было обойтись без них….?
Он не договорил, давая возможность Сорокину доложить, как это произошло. Александр подробно рассказал ему, как был убит его сотрудник. Выслушав доклад, Сидоров неожиданно поинтересовался его взаимоотношениями с майором.
- Какие могут быть отношения между начальником и подчиненным? Скажу честно, что  операцию по захвату немецких диверсантов мы начали по его команде. Я предлагал перенести ее, так как мы столкнулись лишь с исполнителями и еще не вышли на радиста и резидента. Однако он сослался на ваше решение, и мы вынуждены были начать операцию без соответствующей подготовки.
- Выходит, во всем виноват я? Так получается? Почему вы не обратились лично ко мне?
- Мне не разрешили, Иван Тимофеевич.
- Кто не разрешил?  - он спрашивал, чеканя каждое  слово.
Сорокин промолчал. Начальник отдела достал из портсигара папиросу и закурил.
- Что так смотришь на меня, капитан. Думаешь, вот сидит этот старик за столом и учит меня жить. Я всегда раньше, почему-то считал, что старость наступает лишь тогда, когда человек не воспринимает необычное. Но сейчас я  поменял свою точку зрения. Почему, пока не знаю.
Он докурил папиросу.
- Что у нас с майором Бекметовым? – неожиданно спросил он. – Нашли?
- Ищем, Иван Тимофеевич. Не исключено, что он временно «залег на дно». У нас есть тонкая ниточка, но ваш заместитель заставил  переориентировать работу группы на ликвидацию ракетчиков и тем самым лишил меня возможности проверить ее.
Начальник стряхнул пепел с папиросы в пепельницу и посмотрел на Сорокина. Ему нравился этот моложавый капитан с медалью на груди. Он чем-то напоминал его в молодости: такой же цепкий, честный и прямой.
- Все, что связано с группой ракетчиков, передайте Любимову, а сами займитесь розыском майора Бекметова. Задача ясна? И еще. Постарайтесь найти этого человека как можно быстрее. Нами перехвачена немецкая радиограмма, которая требует активизации операции «Туннель». Что это, мы пока не знаем.
- Разрешите идти?
- Идите ,– тихо произнес Сидоров.
«Похоже, ему сильно нездоровится, – подумал Сорокин, выходя из кабинета, – мешки под глазами,  цвет лица…»
Сев в ожидавшую его машину, он направился на базу. На улице было темно, где-то в небе завывали немецкие самолеты, и были слышны хлопки зенитных орудий. Проезжая мимо дома, он заметил, как по пожарной лестнице спускается мужчина.
- Останови машину, – приказал он водителю.
Достав из кобуры пистолет, он направился во двор, где  скрылась фигура мужчины. Справа от него звякнула какая-то железка.
- Стой! Руки вверх! – выкрикнул он.
Он сделал  два шага и увидел мужчину, который стоял с поднятыми  руками.
- Не стреляйте! – услышал он за спиной женский голос. – Не стреляйте!
Сорокин обернулся и увидел двух молодых девушек.
- Не стреляйте, это наш командир!
Как выяснилось, мужчина был командиром народной дружины, которая несла службу на крышах домов, туша зажигательные бомбы, которые сбрасывали на город немецкие самолеты. Разобравшись с этой проблемой, Сорокин продолжил свой путь.

***
Бекметов лежал на диване и отрешенно смотрел в потолок комнаты. Вот уже три дня его мучила депрессия. Ему ничего не хотелось делать. Бутылка водки по-прежнему стояла на столе, но он к ней за это время даже  не притронулся. Сейчас он думал о семье, оставленной им в Минске. Два дня назад он передал через связную  сообщение о том, что приступил к выполнению задания, однако это был блеф.  Он был уверен, что сотрудники НКВД изъяли из камеры хранения его чемодан, в котором находилась взрывчатка. Начинать дело, не имея самого главного – взрывчатки, было глупо.
За стенкой послышались голоса. Он прислушался и сразу же догадался, что в соседней квартире спорят супруги. Он удивился этому и снова вспомнил свою супругу, с которой за все десять лет совместной жизни ни разу не ругался. Служба заставляла его довольно часто менять место жительства: бросала с Дальнего Востока на Запад, но, несмотря на все эти  тяготы жизни, его жена ни разу не высказала ему претензий. Да и в чем она могла его упрекнуть? Сотни таких офицерских семей мотались по всему Советскому Союзу, ни имея не постоянного места службы, ни места жительства. Проводя все время в казармах, он даже не заметил, как выросла  дочь. В том году, когда его судьба сделала резкий поворот, дочка должна была пойти в школу. Он вспомнил ее лицо, светлые пушистые волосы, веснушки на носу и щеках, звонкий голосок, и ему вдруг стало тяжело. Он хорошо знал, что бывает с семьями врагов народа, и сейчас было неважно, чей он враг - немцев или русских.
«Если бы я тогда не согласился сотрудничать с немцами, что было бы со мной и  семьей? – уже в который раз спросил он себя. – Наверняка бы  расстреляли, а вместе со мной, возможно, расстреляли бы и семью, ведь у немцев был приказ фюрера расстреливать на месте офицеров, политработников, евреев и цыган. Советский лагерь мало, чем отличался от немецкого: и там и здесь никто не разбирался, кто стоит перед ними. Пословица о том, что дети за отцов не отвечают, явно не работала ни здесь, ни за линией фронта».
В коридоре раздались шаги. Его тело непроизвольно напряглось, а рука машинально нащупала ребристую рукоятку лежавшего под подушкой пистолета. Он встал с дивана, и осторожно ступая босыми ногами, встал у   двери. Она осторожно открылась, и в прихожую вошел мужчина в черной фетровой шляпе. Он сделал знак рукой, и в дверях выросла еще одна мужская фигура в шинели. Это явно были не квартирные воры. Но и на чекистов они походили мало: у них не было той уверенности, которая присуща этой категории людей.
«Кто эти люди и что они делают в моей квартире? – подумал он. – Откуда у них ключ? Это явно не сотрудники НКВД, тогда кто?»
Мужчины, осторожно ступая, прошли сначала на кухню. Один из них открыл дверь туалета и, убедившись, что он пуст, облегченно вздохнул и спрятал пистолет в кобуру.
- Николай! Похоже, никого в квартире нет, – произнес мужчина в шляпе. – Сонька вчера сказала, что он должен появиться лишь к вечеру. Я представляю, как он удивится, обнаружив нас здесь.
Они громко засмеялись. Отодвинув в сторону дверную штору, в комнату вошел мужчина, одетый в шинель. Бекметов ударил его рукояткой пистолета по голове. Слегка ойкнув, мужчина, словно сдутый шар, осел на пол.
- Николай, что случилось? – раздалось с кухни.
Мужчина вошел в комнату и, увидев лежащего на полу товарища, стал пятиться назад, пока не уперся спиной в Бекметова. Тот  с силой толкнул его стволом пистолета в спину и, когда мужчина отлетел от него метра на три, приказал ему сесть на пол с поднятыми руками.
- Кто такой? – спросил его Бекметов. – Откуда у вас ключ от квартиры?
- Сонька дала, – ответил тот. – Мы от Директора. Ты знаешь кто это?
Майор промолчал. Ему было хорошо знакомо это имя, но самого Директора он ни разу еще не видел.
- Зачем пришли?
- Проверить твои бытовые условия, – издевательски произнес мужчина. – Хотели посмотреть, как ты живешь.
- Разве вам Сонька это не рассказала?
- Может, и рассказала, однако доверяй, но проверяй. Она Директору пожаловалась, что ты целыми днями валяешься и ничего не хочешь делать.
- Все ясно. Вставай. Садись на стул, а  руки положи на колени. А вот и товарищ твой вроде бы очнулся.
Николай поднялся с пола и непонимающим взглядом осмотрел комнату. Ему было непонятно, как этот человек  одним ударом «выключил»  его из игры. Он потянулся к кобуре, но та оказалась пустой.
- Не дергайся, а то я снова тебя накажу, – назидательно произнес майор.
- Чего? – с вызовом произнес мужчина в шинели и сделал шаг в его сторону.
Бекметов ударил его ребром ладони в шею. Мужчина захрипел и снова повалился на пол.
- Передай Директору, что я не нуждаюсь в контроле и опеке. Понял? И еще, передай, что мне нужно «мыло».
Мужчина надел шляпу и направился к двери, забыв о своем приятеле.
- Погоди минуту, сейчас он очнется.
Мужчина в шинели захрипел и открыл глаза. Пошатываясь, он поднялся с пола.
- Забирай товарища и топай отсюда
 Они вышли из квартиры.

***
Бекметов, одетый  в черную рабочую куртку железнодорожника, шел вдоль путей метро. Он иногда останавливался и постукивал молоточком по рельсам. Впереди показались огни приближающейся электрички. Он быстро сориентировался и, найдя в стене  специальную технологическую нишу, встал в нее. Воздушная волна от движущегося локомотива сначала плотно прижала его к стене, а затем поток воздуха потащил его за собой. Он прижался плотнее и схватился рукой за скобу. Когда состав промчался мимо, он вышел из ниши и направился дальше. Он хорошо помнил схему подземки и сейчас, по его расчету, должен был выйти на развилку путей. Пройдя метров сто, он увидел ее. Осмотревшись по сторонам и поправив фонарь, он свернул налево. Туннель, по которому он двигался,  освещался редкими электрическими фонарями. Свет был таким тусклым, что в десяти метрах от них было уже трудно разглядеть свою руку. Он прошел буквально метров триста, когда услышал сдавленный от волнения мужской голос:
- Стой, кто идет! Кому говорю, стой, а то стрелять буду!
Он сделал несколько шагов и увидел солдата, одетого в форму сотрудника НКВД. Боец держал в руках винтовку и, судя по его испуганному лицу, готов был стрелять в любого, кто подойдет к нему ближе десяти метров.
- Не стреляй, я обходчик! – громко крикнул ему в ответ Бекметов. – Я работаю здесь недавно и, по всей вероятности, свернул не в тот туннель.
На лице часового появилась улыбка.
- Все равно нельзя! Я сам здесь всего неделю. Слышу чьи-то шаги, а тебя в темноте не видно. Мне таких страхов наговорили про это ваше метро, что до сих пор мурашки по спине бегают. Вот я и подумал…
- Ничего, я вот тоже здесь недавно после ранения, поэтому еще плохо ориентируюсь. Выходит, это и есть  туннель НКВД. Я также чего только не слышал, а вот видеть не приходилось. У тебя, братишка, закурить не будет?
- Нет. Нам запрещено курить на посту.
- И сколько ты здесь уже стоишь?
- Скоро два часа. У нас смена через каждые два часа.
- И много здесь вас?
- Это тебе зачем?
- Да так, на всякий случай. Мало ли что?
- По этой ветке три поста, по другим не знаю.
- Ладно, бывай, служивый, – произнес Бекметов и, повернувшись, направился в обратную сторону.
По последним данным немецкой разведки, здесь под землей была размещена одна из запасных ставок  Сталина. К ней  проложили специальную железнодорожную ветку, ведущую от самого Кремля до этого бункера. Еще ни одному простому человеку не удалось проникнуть в него, так как он тщательно охранялся специальными частями НКВД.
«Вот сейчас я столкнулся в этом туннеле с часовым. Что это означает? Почему часовой в туннеле? Неужели это и есть та специальная ветка, ведущая в бункер Сталина?» - размышлял Бекметов, шагая по шпалам.
От этих мыслей его оторвали яркие огни приближающегося состава. Он вовремя успел занять место в технологической нише, прежде чем локомотив с двумя прицепленными к нему вагонами промчался мимо него и свернул на левую ветку. Он не успел разглядеть, кто находился в вагонах, но  в том, что это были высокие армейские чины, он не сомневался.
«Что будет с моей семьей, если я не выполню это задание? – почему-то подумал он.- Ведь здесь под землей, может произойти все, что угодно: могут схватить сотрудники НКВД, можно попасть под поезд и об этом никто не узнает».
Он сразу же вспомнил женщин и детей, которых немцы отправляли в вагонах в Аушвиц.  Перрон минского вокзала тогда был переполнен эсэсовцами с собаками. За командами немецких солдат и лаем собак иногда были слышны отчаянные крики женщин и детей. На его глазах немецкий офицер застрелил ребенка, когда тот попытался убежать. Эта показательная казнь  мальчика, на глазах обезумевшей от горя матери до сих пор намертво застряла в его сознании.
«Запомните, Бекметов, в случае вашей добровольной сдачи сотрудникам НКВД,  вы подпишите приговор своей семье. Вам это понятно?» - произнес капитан Мозе на военном аэродроме.
Эти слова он запомнил и сейчас, выбираясь из туннеля метро через аварийный выход, почему-то подумал о том поезде из двух вагонов.
«В принципе, неважно, кто окажется в этом поезде: генералы, Сталин или путевые рабочие, главное - взорвать его», - решил он.
Он осторожно открыл дверь в техническое помещение, быстро переоделся в обычную гражданскую одежду и, подняв воротник старенького зимнего пальто, вышел из помещения. Мимо него шли сотни людей, не обращая на него никакого внимания. Он вышел из метро и направился домой.

***
Сорокин сидел за столом, перед ним лежала газета «Правда». На первой полосе была напечатана фотография командующего 20-ой армии Андрея Андреевича Власова. Именно его армия в январских боях за Москву отбросила немцев на сто километров от столицы. В процессе  наступательной операции войсками генерал-майора Власова были освобождены три города. Автор этой статьи называл Власова не иначе, как спасителем Москвы. Внизу был помещен указ, согласно которому командарму было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. Чувство гордости наполнило сердце капитана, ведь он служил когда-то в особом отделе этой армии, и ему приходилось неоднократно встречаться с этим легендарным человеком.
Раздался стук в дверь. Александр отложил в сторону газету и посмотрел на вошедшего в кабинет своего заместителя.
- Разрешите доложить? – произнес Храпов.
- Проходи, Валентин. Что нового? – поинтересовался у него Сорокин.
- Александр Михайлович! Нам, похоже, удалось выйти на связную майора Бекметова. Мы нашли ее одноклассницу, которая сообщила, что недавно видела свою подругу по школе…
- И где она ее видела? – перебив его, с интересом спросил Сорокин.
- Она встретила ее в метро на станции «Курская». Подруга была не одна, ее сопровождал солидного вида мужчина в черной фетровой шляпе.
- И что нам это дает? Возможно, это случайная встреча?
Валентин улыбнулся и, как мальчишка, сверкая глазами, произнес:
- Дело в том, что она хорошо знает этого мужчину. Он музыкант и живет напротив ее дома. Его окна выходят во двор, и она раньше часто слушала его игру на рояле. Я думаю, что если мы выйдем на этого мужчину, то он нам сдаст связную.
- А если не выдаст? Ну, мало ли что? – как-то не совсем уверенно, произнес Сорокин. – А вдруг это лишь случайное знакомство?
Блеск, в глазах Храпова моментально исчез.
- Я предлагаю установить за ним наблюдение, ведь другой возможности  выйти на эту Соню у нас просто нет. Мы же ничего не теряем товарищ капитан. Потаскаем его по городу, установим его связи и адреса посещения, а там  посмотрим, стоит его  брать или нет, – произнес Валентин и с надеждой посмотрел на своего начальника.
- С оперативной точки зрения, ты прав Храпов. На безрыбье – и рак -  рыба.  Я согласен, так как мы, в общем, ничего не теряем. А вдруг повезет? Готовь людей.  Чтобы не произошло как с Бекметовым, нужно работать тонко и профессионально. Если за ним мы повесим один хвост, то он его может обнаружить и попытается скрыться, поэтому нужно работать всем отделом: прошел один метров триста, поменялся с напарником, и так далее. Вот тогда он вас не обнаружит, и вы его не потеряете. Понял?
- Так точно, товарищ капитан. Можно полюбопытствовать? Что сегодня пишут в газете «Правда»?
- Здесь большая статья о командарме Власове. Я  служил с ним и хочу сказать: умнейший мужик. Этого не скрывает и Георгий Жуков, который дал  ему лестную характеристику. Приятно, когда о человеке говорят хорошо. Вот возьми, почитай.
Сорокин протянул ему газету. Когда его заместитель вышел из кабинета, капитан снял трубку и набрал номер начальника отдела. Он кратко доложил ему о результатах работы группы по розыску майора Бекметова. Судя по голосу, тот был доволен ними и попросил взять под личный контроль разработку музыканта.
- Я все понял, Иван Тимофеевич. В этот раз мы его не потеряем.
Он положил трубку и, надев пальто, направился по адресу, где проживал музыкант.