Каньон Чарын

Юрий Воякин
на авторском фото Долина Замков

       Друзья, вы когда-нибудь видели фотографии Гранд-Каньона в далёкой Америке? Думаю — да, видели эти необычные места многие. Но, оказывается, нечто подобное есть и на нашем континенте! Да-да, это так, и стоит только набраться смелости, выбрать свободное время, и… приключения ждут вас!
       Давно мечтал взглянуть на эти места, и, как оказалось, мечты иногда сбываются. На майские праздники работодатель мой умчался отдыхать куда-то за океан. Образовалось свободное время и, не откладывая в долгий ящик, я купил билеты и рванул в Центральную Азию! Место, где в этот раз удалось побывать мне, носило очень интригующее название Долина Замков в Чарынском каньоне, который в свою очередь находится на границе Китая и Казахстана там, где белеют вершины Заилийского Алатау. От Москвы до предгорий северного Тянь-Шаня не близко, но современные средства передвижения сокращают расстояния, и существенно экономят путешественнику время.
       И вот вокруг меня простирается широкая бескрайняя степь. Весна, и поэтому окружающее пространство не высушено знойным азиатским солнцем, а насыщенно зеленью, всякими там цветочками, ковылью-полынью и прочей красотой. Но красота, это если смотреть по сторонам, под ногами же у тебя вьётся убогая разбитая грунтовка, и особенно не разогнаться. Знающие люди рассказывали, что раньше здесь обитали большие стада сайгаков, джейранов и прочих парнокопытных, сейчас же лишь редкие суслики выскакивают из-под колёс, да всевозможные пернатые кружат над головой. Далеко впереди, сквозь призрачную дымку миражей, виднеются какие-то несерьёзные по размерам горы и тёмные скалы, но подъезжая к ним, вдруг, внизу под ногами внезапно открывается взору огромных размеров провал! И если бы путешественник не знал куда едет, то завизжал бы от восторга увидев то, что открылась перед ним. Это и есть Чарынский каньон: крутые скалы, камни, местами редкий колючий кустарник и жара! Здесь запросто можно было бы снимать продолжение, на приключенческий блокбастер «Золото Маккенны». В каньоне нет ничего привычного, для избалованного комфортом туриста. Ступени, перила, мостики, страховочных верёвки и обходительные гиды — остались где-то там, в далекой и призрачной Европе. Здесь же всё зависит только от тебя самого. Сноровка, цепкость рук, добротная обувь и крепкие нервы — это то, что тебе необходимо в такой авантюре. Надеясь, что всё перечисленное в активе у меня имелось, я бодро зашагал вперёд.
       Река за миллионы лет пробуровила в камнях глубокое русло. Вода, время, ветры и прочие катаклизмы, обтёсывали скалы со скрупулёзностью сумасшедшего скульптора создавая то, что сейчас называют Долиной замков. Впрочем, самой реки-то пока и не видно, она где-то там, далеко, и к ней ещё топать и топать между этих «крепостных стен, скульптур и башен». Вниз по каньону двигаться легко, радуясь увиденному ты выбираешь различные ракурсы и фоткаешь, фоткаешь, фоткаешь... Хочется забраться и на ту скалу, и на эту, но многое оставляешь на потом, на десерт, на обратный путь — пытаясь растянуть удовольствие... Но вот и река. Она с виду обычна, как и сотни таких же горных рек: холодная, прозрачная, быстрая. Хочется охладить разгоряченное тело, поплескаться среди камышей растущих у воды, но здравый рассудок подсказывает, что рисковать не стоит, бурное течение запросто унесёт в Китай. Здесь вдоль берега уже довольно много зелени, ивы полощут свои ветви в холодных водах реки, рядом негустой кустарник, камыш и осока. Можно присесть передохнуть, выпить чаю из термоса и перекусить бутербродами. Осматриваюсь, чуть в стороне видна рощица, с виду обычные деревья, однако я помню о чём читал, выискивая информацию об этом месте. Получается, что это и есть та самая роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другие подобные деревья есть только в Северной Америке. Где-то здесь недалеко произрастает и туранговая роща — роща азиатского тополя. Не ботаник я, а всё равно интересно.
       В другой стороне виднеются пяток шалашей, стоящих на поднятых над землёй помостах. Понимаю, что помост задуман неспроста, змеям, скорпионам и прочей неласковой живности непросто будет подняться по гладко отёсанным столбам вверх, к временному пристанищу человека. Чуть дальше белеют несколько юрт, хлипкая ограда, всхрапывают лошади. Это местные жители уйгуры, пытаются заработать на уставших туристах, предоставляя им кров и ночлег. Впрочем, никто (как на Синае) не навязывается, предлагая свои услуги, это радует. Отдохнув и набравшись сил, можно двигаться назад. Но, возвращаться проторённым путём, банально и неинтересно. Хочется новых впечатлений, ракурсов, простора. И, пожалуй, я не стал бы себя уважать, если бы кряхтя и постанывая двинулся назад тем же маршрутом. Взвалив на плечи рюкзак, я уверенно направился по едва приметной тропе вверх, в скалы...
       Человек такое существо, которому зачастую хочется побывать в неизведанных местах и изучить что-то новое. И тут это двуногое существо вступает в противоречие с самим собой: его инстинкт трепещет и требует безопасности, а голова неизведанных ощущений, переживаний и приключений. Ох-хо-хошеньки хо-хо... знал бы я, на что решился в этот раз! Впрочем, всё равно полез бы, однозначно. Но, дорогие мои читатели, сразу хотелось бы предупредить, если путешественник понимает, что физическая подготовка у него ниже среднего, то идти моим путем и карабкаться вверх не стоит. Зачем бездумно рисковать, тем более в одиночку?
       Горные маршруты бывают разными, где-то затяжной пологий подъем, выматывающий своей монотонностью, где-то крутая вертикаль, которую без специальной подготовки и амуниции не преодолеть. Здесь же всё вроде бы пристойно... поначалу... Но потом, да, всё оказалось весьма и весьма непросто. Изодранные в хлам брюки, синяки, ссадины, сбитые локти и колени, но восторгу не было предела! Едва не расколотил фотоаппарат, когда Удача помахала ручкой, а я сорвался и покатился по осыпи вниз. Но, это надо было видеть, как я кувыркался, прижимая к груди и закрывая руками камеру. Впрочем, смешно мне сейчас, а тогда было не до смеха... Лежу, отплёвываюсь от мелкой взвеси песка попавшего в рот, пытаюсь разлепить запорошенные пылью глаза, а мысли так и бьются о черепную коробку: «вот же дурак, и какого лешего не сиделось тебе дома? Куда опять попёрся на старости лет?! Возлежал бы сейчас на уютном диване, прихлёбывал пиво, смотрел телевизор. Спокойствие и умиротворение — что ещё нужно для счастливого пенсионера?!.. Но нет же, не терпится, зудит в одном месте, всё экстрима душа просит». Проморгавшись, я разглядываю облака и прислушиваюсь к себе. Высоко в небе кружит орёл, с такой высоты человек лежащий без движения внизу, кажется ему потенциальной добычей… «А что? Если бы я сломал себе шею, то этот пернатый неплохо поужинав остался бы довольным. Однако, хрен тебе, птаха небесная, не дождёшься!..  Мысли постепенно успокаиваются, пошевелил руками, ногами, шеей, вроде бы ничего не сломано, но с правой ногой что-то неладное. Осторожно отложив в сторону фотоаппарат, ощупываю себя и чувствую, что пальцы становятся липкими – кровь. Досадно, это совсем некстати, впрочем, раны несерьёзные: сбиты локти, колени, щека и лоб тоже пострадали от неласково принявшей меня скальной породы. Ещё бы, такие кульбиты выписывал, удивительно что вообще цел остался. Обработав раны спиртом из фляжки, что-то залепил пластырем, что-то обмотал бинтом поверх ошмётков одежды, и уже внимательнее осмотрел ногу. Понимаю, что здорово зашиб колено и потянул мышцы, но это ерунда, пройдёт, главное, что не сочится кровь из-под разодранных брюк. Приподнявшись, внимательно осматриваюсь. Картина, мягко говоря совсем не радужная: уступ, с которого я сорвался, высоко, назад не взобраться, а за спиною пропасть. Где-то внизу уютно журчит река, захотелось напиться, но это потом, сейчас главное выбраться. Оцениваю обстановку: справа отвесная скала с чахлыми кустиками, придётся двигаться влево, но что там дальше за выступом, не видно. Эх, забраться бы назад, туда, откуда свалился, ведь где-то там небольшая группа туристов, которую я встретил недавно. «Туристы, горы, оборванец с колбасой в руках и обезумевшим взглядом»… где-то такое я уже видел. Де жа вю? Ах да, вот оно что, я улыбнулся, вспомнив фрагмент из фильма «12 стульев»: машины с туристами проезжающие по Военно-Грузинской дороге и молящий о помощи на неприступной скале отец Федор… «Хм… в те времена просто не было мобильной связи, вот и сидел на уступе батюшка, до пришествия архангелов в виде санитаров псих больницы. Мне же такая перспектива не грозит, с телефоном как-то веселее, он поможет вызвать помощь если не получится выбраться самостоятельно. Кстати, как он себя чувствует после падения?» Вытаскиваю коммуникатор из нагрудного кармана, тыкаю в экран нажимаю кнопки, и... чувствую, что лоб покрывает испарина. Мой почти новенький гаджет сдох, зараза! Экран тёмен, как лик Отелло. «Так, спокойно, не паниковать», пытаюсь унять вопящую благим матом «Хелп ми!», нервную систему. Вынимаю аккумулятор, протираю экран, продуваю все щёлочки, проверяю сим-карты, вставляю аккумулятор назад пробую включить — безрезультатно… Оппа, попал как кур во щи, вот так ситуация: видимых повреждений нет, но телефон не функционирует. В душе снежным комом зарождаются нотки страха... Совсем некстати в голову лезет поговорка: «Надежда умирает последней». Однако, у поговорки той есть ещё и весьма развёрнутое продолжение: «Надежда юношей питает… Но есть ещё дурные вести, она последней умирает, причём обычно с нами вместе». Помотав головой, отгоняя наваждение и печальные мысли, бормочу первое что приходит в голову:
       - Наверно кто-то и не знает, а кто-то ныть-стонать привык: надежды юношей питают, а я давно уже мужик. Ни фига, прорвёмся, и не такое бывало!
       Встряхнувшись я приободрился, сунул ненужный девайс в карман, поплотнее затянул лямки рюкзака и, осторожно двинулся вдоль скалы влево. Как выбирался, лучше не вспоминать, цепляясь за колючий терновник, обламывая ногти и едва не зубами вгрызаясь в скалы, я всё же выбрался на относительно безопасное место. Отдышался, передохнул, напился и двинулся в сторону тропы. А внизу такая красота, аж дух захватывает! Эх, и почему люди не летают?! Взмыл бы сейчас ввысь, и кружил себе над земными просторами. Как там у наших соседей Шевченко писал?.. «Дивлюсь я на небо тай думку гадаю, чёму пешеход я, чего не летаю? Дай Боже мне крылья и дай парашют мне, я землю покину и в небо взлетаю»... Но нет, увы, я не птица, и тянет к земле пудовой гирей рюкзак, качает и штормит измученное усталостью тело, и бьются мысли в голове: «надо спешить, скоро стемнеет. Вперёд-вперёд, не сдаваться, я смогу, я сильный... был сильным, сейчас уже не очень, но надо идти... нельзя останавливаться»...
       Последние сотни метров преодолевал уже на «втором дыхании», на злости, словно робот – на автомате, проклиная себя за нешуточно потяжелевший рюкзак, куртку, оптику. Налегке было бы проще и быстрее… Однако, разразившаяся вдруг гроза и ливень показали, что и куртку захватил я не напрасно, и дождевик пригодился укрыв меня и аппаратуру. Когда забрался наконец в машину и отдышался, немного повеселел, слава Богу, что всё закончилось благополучно. Синяки и ссадины исчезнут, а впечатления останутся на всю жизнь. Но самое интересное это то, что телефон заработал как ни в чём небывало, лишь только я оказался в безопасности! Полтергейст? Не иначе. 
       И всё же, это приключение послужило мне хорошим уроком, в такие экстремальные путешествия не отправляться одному, и брать с собой на всякий непредвиденный случай запасной телефон. Пусть старый он, древний, допотопный, но лишь бы работал исправно и аккумулятор его был заряжен «под завязку».

       Фотографии Чарынского каньона можно увидеть здесь  https://fotki.yandex.ru/users/saygon61/album/218128/
       Здесь можно посмотреть самодельный видеоролик  https://youtu.be/GGnmZ3LCpb0

       Центральная Азия, река Чарын.
       май 2015 года