Шахматная шкатулка. Расстановка фигур

Алексей Ратушный
Расстановка фигур

Порядок проведения конкурса в детсадовской группе

Каждый элемент шахматной игры может быть превращён в самостоятельную микроигру для детей дошкольного возраста.
Рассмотрим эти элементы.

Манипуляции с шахматными фигурами.

Перемещение шахматной фигуры по полям.
Взятие на шахматной доске.
Рокировка.
Взятие на проходе.
Сдача партии.
Складывание фигуры в коробочку (ящичек, в саму доску, в кулёчек)
Расстановка фигур в начальное положение.

Манипуляции с часами

Нажатие кнопки часов одной и той же рукой
Обязательность перевода часов
Игра одной рукой
Прочная установка часов
Перевод стрелок шахматных часов
Манипуляции с электронными часами

Положение тела играющего

Правильная поза за столиком
Положение ног играющего
Положения рук играющего
Позы во время игры

Запись хода игры

Положение бланка записи партии
Размещение письменного прибора
Позы для ведения записи

Движения глаз играющего

Обзоро всей доски
Поиск нужного поля
Нотация наизусть

Размещения играющих во время

Партии
Матча
Турнира
Сеанса
Игры вслепую

Таким образом сегодня мы остановимся на расстановке фигур.

Набор микроигр с этим элементом

Расстановка двумя руками
Расстановка одной рукой
Расстановка на скорость
Состязание в скорости расстановки

Расстановка двумя руками – первоначальное занятие, во время которого преподаватель демонстрирует детям «правильный» способ первоначальной расстановки фигур:
Две ладьи (акцентируя внимание детей на двух ладьях одного цвета в двух руках, и четкость установки обеих ладей на два угловых поля одновременно).
Произносимый текст: «Две ладьи»
Произношение: четко, ясно, громко, акцентированно.
Демонстрация: двумя руками берутся две ладьи (большим и указательным пальцами обеих рук) и поднимаются с двух сторон от головы преподавателя на уровне глаз, фиксируются задержкой и затем одновременно ставятся на углы доски аккуратно, четко, строго по центрам полей, без щелчка но акцентированно.
Два коня
Два слона.
Король и Ферзь – по центру!
Королева любит свой цвет!
Восемь пешек – от краев к центру по две пешки одновременно с двух краев.
При расстановке пешек можно проговаривать: «две пешки – раз, две пешки – два, две пешки – три, две пешки – четыре».
Далее каждый ребенок по очереди выполняет эту расстановку (зачетная расстановка) с отметкой в журнале. Расставившие идут играть в рекреационную зону занятия.
О рекреационной зоне занятия – все пространство кабинета делится на зону занятия и рекреационную зону, где дети окунаются в самостоятельную игру между собой, с компьютерами, с другими предметами в кабинете (глобус, синтезатор, телескоп, таблица Менделеева, анатомическая скульптура тела человека, карта, магнитная шахматная доска, большая доска на полу, столик шахматный с часами, танцпол.

Соревнования по расстановке фигур на скорость: детям демонстрируется «скоростная» расстановка фигур. После чего дети играют в эту игру попарно «на высадку». Проигравший выбывает, а выигравшему дается новый партнер. И так до тех пор, пока не наиграются вволю.
Обычно это десять – пятнадцать микроигр.
Начальное положение для расставляемых фигур определяет преподаватель:
Из ящичка – у каждого свой ящичек для фигур одного цвета
Из коробки
Из рассыпной кучки на столе
Из смеси фигур прямо на доске.
Дополнительные условия, правила и критерии определяет сам преподаватель в зависимости от контингента (например можно отдельно расставлять все фигуры или только часть)