Сюрприз

Алевтина Маталовасмирнова
      Заканчивался две тысяча шестнадцатый год. Дети мои уже взрослые, а внучке только исполнилось семь лет. Зять купил ёлочку заранее ,но ждать наступления праздников дети не захотели, и нарядили её сразу. Пушистая наряженная красавица стояла до Нового года две недели - мохнатая, пахучая, и радовала разнообразием игрушек и светящимися гирляндами.
      Несколько лет подряд в доме украшали искусственную ёлку - тоже хорошо, но не  то, и теперь эта нарядная сосна радовала меня как в детстве. Тогда жили все несколько проще, и возможности у всех были скромнее, развлекательные мероприятия  были не часты, и новогодних праздников мы ждали с нетерпением.
      Семья наша со средним достатком, но ёлочка всегда была для нас с сестрой настоящая, чаще ель, чем сосна. Когда папа заносил её в дом морозную,пахнущую лесом,
мы с сестрой бежали приветствовать и встречать её. Посланница леса и предвестница праздника, она вызывала особые чувства и восторг, детский восторг! Папа заносил деревянную крестовину из кладовки, которая находилась в подвале дома, коробки с игрушками, гирляндами. Мы аккуратно вешали ёлочные игрушки на веточки, игрушек было очень много. Сохранились старинные игрушки, они отличались качеством, неброскими расцветками, и размерами, две старинные огромные совы сохранились до сей поры, и другие старинные игрушки, их толщина или плотность стекла видимо таковы, что они практически не бьются.
      Среди игрушек, которые мы с сестрой вешали на ёлку, были герои сказок - Красная шапочка, сказочная избушка, обезьянка, собачка, было много фигурок животных, удивительные игрушки  в форме различных овощей и фруктов: кукурузный початок, стручки гороха, груши, игрушки в форме грибочков, шишки.Те игрушки, которые были куплены позднее, были более яркие, но очень хрупкие, и не было такого многообразия форм, а были  по большей части шары разной величины,сосульки.
      Если какая - то игрушка разбивалась, то её не выбрасывали, а измельчали, и украшали этим блеском короны, которые вырезали из картона,и предварительно промазывали клеем. Если битых игрушек было много, то их также измельчёнными мы носили в школу для оформления поздравительных плакатов, стенгазет на листе ватмана. Тогда не было фломастеров, маркеров, и мы писали тексты плакатными перьями разной ширины и разноцветной тушью, вставляя перо в обычную деревянную перьевую ручку, нынешние дети такую ручку и в глаза не видели. Мы так старались украсить школу к праздникам, что практически всё что только было в наших силах делали сами.
В то время мы разводили зубной порошок, и макая в него кисти, разрисовывали стекла на окнах в кабинетах ,и там, где были стёкла в дверях тоже рисовали веточки ели с висящими на них шарами, писали поздравления, получалось по зимнему бело и красиво.
      Хорошо помню первую макушку у нашей елочки - это было пятиконечная объёмная красная звезда, собранная из стеклянных трубочек большого размера, позднее её заменили на современную макушку - остроконечную, блестящую. Перед тем как вешать игрушки, папа развешивал гирлянду. Время моего детства совпало с началом освоения космоса, и гирлянда наша была из разноцветных пластмассовых фигурок  космических станций, в ней была фигурка ракеты, и, если мне не изменяет память,"Восток-2", фигурки планет, звёзд, солнце в гирлянде было такое ярко - оранжевое с жёлтыми лучами. Каждая фигурка была крупных размеров, и лампочки хорошо их
освещали.
      Мишуры  было немного. Пушистую мишуру мы вешали горизонтально, и стеклянные бусы тоже, а тонкую мишуру располагали вертикально по периметру от верхушки до низу, получалось очень красиво.
      Игрушки были все интересные, но меня больше всего радовали три необычные игрушки: две балерины и один гармонист. Выполнены они были видимо из ваты, и впоследствии обклеены.Балерины были в балетных пачках, немного пухлых,с коронами на головах, они как - бы стояли на одной ножке, а другая ножка у каждой из них была отведена в сторону, и согнута, как будто они готовились к прыжку, правая рука  согнута в локте, а левая вытянута вверх. Балерины были очень лёгкие,и необычайно красивые. Гармонист -  в красной косоворотке с поясом, синих широких шароварах и сапожках.На голове его красовалась фуражка с козырьком виднелся чуб, а в руках он держал гармошку. Это было незабываемое трио, никакие другие более яркие игрушки не врезались в память мне как эти две изящные балерины и лихой гармонист.
      Мама между ёлочными игрушками развешивала конфетки на ниточке, и потом их снимали только как приз за стих или песенку.
      Мы с нетерпением все ждали наступления праздника потому что  в Новый год мы получали подарки - кулёчки со сладостями, будто ждали чего - то необычного.
      За две недели к ёлочке в доме все как - то уже привыкли, и мне захотелось чем - то удивить внучку. Тридцатого декабря я купила шоколадных конфет, положила их отдельно. Утром тридцать первого декабря встала пораньше, пока все в доме спали, взяла конфеты, и пошла в комнату, где стояла ёлочка. Я привязывала к каждой конфете ниточку, и вешала конфеты между игрушками, как когда - то делала мама. Вешала я конфеты, и представляла как удивится внучка утром, я думала о хорошем, и мне хотелось чтобы мое настроение передалось и внучке и детям.
      Я развешивала одну за одной конфеты, а передо мной вставали картинки моего детства, наши новогодние праздники.
      Когда я закончила работу, дом был ещё сонный тихо, все спят. Я постояла несколько минут, любуясь ёлочкой - красавицей, представила глаза удивлённой внучки, на душе было радостно.
      Вот такой нехитрый сюрприз приготовила я в канун Нового года своей семье, и пока развешивала конфетки, окунулась в своё далёкое детство.

        12 02 17