Блюз в голодной стране

Вал Белин
7(42)2000/НА НЕВСКОМ

Беседуют Валерий Белинов и Геннадий Бачинский

Г.Б. - В последние годы твоя группа "Белинов Блюз Бэнд" заработала славу лучшего блюзового проекта в Петербурге. Придётся быть банальным, раз уж ты такой теперь уважаемый... С чего всё начиналось?

В.Б. - Я начинал в Риге, в старых тамошних группах... Да это, наверное. неинтересно...

Г.Б. - Конечно неинтересно.

В.Б. - Достаточно сказать. что тогда я играл не блюз, а джаз-рок, фьюжн.

Г.Б. - Многие российские музыкальные профессионалы умудрились дискредитировать понятие "джаз-рок". Изощрённая техника, необходимая при исполнении в этом жанре, у них затмевала смысл музицирования. Теперь у нас многие воспринимают это направление музыки как пустое и формальное. Что в твоём понимании "джаз-рок"?

В.Б. - В моём понимании джаз - это музыка, которая возникла в Штатах от слияния двух культур, чёрной и белой, и началась, как танцевальная музыка для притонов. А музыка "рок" более активная, более сюжетная форма. То есть джаз в основном имел музыкальное настроение, мотив или ритм. А рок носит более литературный характер - там может иметь значение текст, сюжет. То есть мы уже приближаемся, в общем-то. к таким серьёзным жанрам, как опера, и опять же уходим корнями в более древние культуры, в фольклор, ритуальность. А слияние джаза и рока... Рок обогащает джаз ритмами и ладами, а соответственно, джаз обогащает рок изощрёнными импровизациями. Получается - фьюжн. Рок - это как бы "кач", когда человек качается в кайфе... Рок более массивен, что ли. Проблема лишь в том, что рокеры зациклены на каких-то клише, им очень сложно бывает даже между собой определиться во вкусах. В джазе проще - там общемузыкальные принципы взаимоотношений...
Так вот на эту тему я и задумался " А какие принципы могут объединять рокеров?" Если существует джем-сейшн, то какое общение могло бы существовать между рокерами? И назвал это - "фарм-сейшн". Суть фарм-сейшна в том, что во время фарма ударные должны начать с какого-то риффа или ритма, бас должен подхватить этот рифф и в процессе импровизации солисты и ритм-секция обмениваются всё новыми и новыми возникающими риффами, подхватывая и развивая их, обогащая импровизации солистов... Скажем солист наиграл рифф, а басист подхватил, развивая походу...устав от одного риффа, можно всегда придумать новый и т.д.

Г.Б. - Кстати, почти всегда, когда устраивается джем, музыканты играют либо джаз, либо блюз.

В.Б. - Блюз объединяет. Блюз любят как джазмены, так и рокеры. Блюз сам по себе имеет релаксационную функцию, он расслабляет, заставляет человека перестать думать о чём-то насущном, он как бы говорит ему - "Либо танцуй, либо пой или напевай, либо просто не слушай". В своё время, когда негры стали петь так называемые блюзы, белые фиксировали странное чувство - им казалось, что чёрные поют грязно. Оказывается негры почти все ноты пели чисто и только определённые "грязно". С точки зрения темперации, известной как хроматическая темперация, человек не слышит промежуточных звуков. Правда со временем выяснилось, что существует другая темперация - например в индийской музыке. Там она состоит из 24х четверть-тонов. Но способность различать эту четверть тона зависит от того, насколько утончён слух. Иными словами, выяснилось, что у негров более утончённый слух, чем у белых. Когда белые это поняли, они стали стремиться подражать этим dirty tones. В итоге выяснилось, что когда человек использует эти "грязные тона" в своих вокализах, то даже в простых аккордовых последовательностях возникают некие странные состояния - в них нет ни мажора, ни минора. Можно простой пример привести. Возьмём хорошо темперированные звуки генератора тона и станем слушать их в течении часа, слух устаёт настолько, что он перестаёт воспринимать музыку на долго. Наоборот, придя в лес, послушаем пение птиц, оно не является темперированным - оказывается наш слух отдыхает и заряжает нас энергией.

Г.Б. - Ещё один вопрос. касательно твоего прошлого. Те слова, которые ты произносишь по-английски, звучат довольно убедительно и натурально, равно как и пение блюзовых стандартов на английском. Что у тебя с английским? Насколько это действительно английский?

В.Б. - Я некоторое время жил в Америке, хотя с английским у меня всегда было хорошо. Я также хорошо понимаю эстонский, знаю латышский язык, на разговорном уровне говорю, почти без акцента...

Г.Б. - Почему ты переехал в Питер?

В.Б. - Надо сказать, что в Америке всё шло хорошо, было много общения и встреч с музыкантами - мои дела продвигались. Однако в душе творились странные вещи, было ощущение, что в меня внедрилась какая-то личность... какая-то новая... Я чувствовал, что этой личности всё-равно, буду я в Штатах жить или нет. Видимо судьба звала меня. Когда я вернулся назад, я понял, что это была иллюзорная игра. То, что произошло со мной потом, было долгой депрессией...

Г.Б. - Вообщем ты обломался очень круто.

В.Б. - Да. Я полностью исчез из поля зрения всех совершенно тусовок. Я жил на берегу моря. Я ничего не делал. Я только выходил на море утром и вечером уходил... иногда вообще не уходил, мог целый день и всю ночь провести прямо у моря...

Г.Б. - Твои ощущения того периода, видимо, сходны с ощущениями твоего любимого блюзового музыканта. Я, конечно, говорю о Питере Грине...

В.Б. - Возможно, да.

Г.Б. - Этот человек в своё время покинул "FLEETWOOD MAC" просто на пике славы. Когда в семидесятых " FLEETWOOD MAC" были практически богами поп-музыки, он вдруг завязал с музыкой вообще, ушёл в монахи...

В.Б. - Я ничего не знаю об этом.

Г.Б. - Он внезапно увлёкся религией и забросил музыку, все свои миллионные гонорары перечислил в какой-то фонд и скрылся на несколько лет, потом его видели то там, то сям, в каких-то сектах. Его постоянно приглашали вернуться в музыку, но он даже говорить об этом не хотел. Видели его работающим официантом, в ресторанчике каком-то. Но у него были периоды, когда он всё-таки вылезал из этого своего философского заточения, что ли, из философской ссылки и играл на гитаре. Кстати, у тебя ведь есть в репертуаре песня, написанная Питером Грином.

В.Б. - Да, это "Need Your Love So Bad".

Г.Б. - А скажи, правда ли, что Роберт Джонсон продал душу дьяволу, чтобы научиться играть блюз?

В.Б. - Я думаю, что это скандальная утка, которая придаёт популярности человеку. Да и потом, надо сказать, что негры из дельты Миссиссипи - они все довольно забитые, довольно недалёкие. Естественно, там считалось, что если человек чем-то непонятен или от него исходит какая-то энергия, то он дьявол. Кстати, в своё время иезуиты вообще отвергали любую музыку. Считалось, что любая музыка идёт от дьявола, какая бы она ни была.

Г.Б. - Давай вернёмся к тебе.

В.Б. - Для меня началось всё с начала. Я понял, что забыто всё прошлое, всё моё артистическое наследие как будто ушло. Я осознал, что нужно начинать с улицы. Я начал играть на улицах Риги.

Г.Б. - Твоя жизнь в Риге кончилась переездом в Питер. Теперь ты живёшь здесь в коммуналке...

В.Б. - Дело же не в этом. У меня здесь достаточно насыщенная творческая жизнь, которую я сам себе сделал. Я недавно был в Риге - там сейчас очень плохо с творческой жизнью. Развиваются национал-шовинистические направления в искусстве, там идёт возвращение к достаточно примитивным формам латышского шлягера... Я не смог бы долго находиться в этой атмосфере... Питер - это средоточие всего. В Питере есть всё.

________________________________


Белинов живёт в Питере очень активно - выступает, тусуется, изобретает музыкальные инструменты, выпускает записи. Он играет свой блюз, который так любят во всём мире.