Закон синусоиды Глава 2 ВПТО Часть 15 коллегия

Дудко 3
    БАСЕНКО  НИКОЛАЙ  ВАСИЛЬЕВИЧ
Родился 22.03.1918, умер в Москве в 1995 г.,  русский, член ВКП(б) с 1942 г.
Место рождения – Ставропольский край, г. Пятигорск.
Призван в армию Андреевским РВК, Ростов на Дону, в 1941 г.
Служил в 525 артполку – 16 арткорпус, 11 гв. Армия – в звании/должности
- капитана начальника артмастерской.
Награды: орден Красной Звезды, медаль «За оборону Кавказа» - 1946 г.




ЗАКОН  СИНУСОИДЫ

ГЛАВА 2  ВПТО

ЧАСТЬ 15  КОЛЛЕГИЯ


                КОЛЛЕГИЯ
   
  Среди многих новых для меня обязанностей было - присутствовать в обязательном порядке на заседаниях КОЛЛЕГИЙ в "РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКЕ".

  На КОЛЛЕГИИ приглашались: члены коллегии, начальники главков, управлений, отделов и организаций при "РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКЕ".

  Бурцев, находясь в РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКЕ, звонит мне по какому-то вопросу, и говорит - "Сейчас видел Анисимова - он на коллегии, а ты - нет". Я ответил, что меня не приглашали. Бурцев в ответ - "тебе всегда нужно там быть"...

  Действительно, я узнал, что на коллегии обязаны быть все руководители организаций, подчинённых РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКИ, в том числе и я.

  В дневнике есть запись:

  .............В 10 00 - коллегия по плану 1976 года. Был почти на равных - даже получил материалы коллегии.

  Коллегия кончилась в 14 35. Пообедал.

  На коллегии Анисимов отнёсся хорошо. Спросил: почему не беру материалы коллегии сам. Я сказал, что сейчас договорились брать...


  Самой памятной для меня КОЛЛЕГИЕЙ, была та, на которой  был заслушан мой доклад о ходе работ по внедрению АСУ, проводимых ВПТО АСУ "РОССЕЛЬХОЗТЕХСИСТЕМА".

  На коллегии я отчитался за работу ВПТО, которую признали удовлетворительной.


Вот, сейчас, прошло ровно 40 лет с того злополучного 1976 года.
И я думаю – почему всё-таки я, сумев проявить себя на работе и сдвинув с места эти залежи тунеядства, лени и порой - предательства большинства окружавших меня сотрудников, не сумел завоевать и заручиться защитой и поддержкой моих непосредственных руководителей?

Вот иерархическая лестница этих моих «опекунов».

Самые непосредственные: Анисимов, Буланов и позже, после перехода на работу в Управление АСУ – Бурцев.

Анисимов всегда относился ко мне дружески и с пониманием ситуации, в которой я кувыркался. Но после реорганизации складского Управления его перевели в другое, и Буланов занял должность начальника Управления АСУ.

Соответственно, Буланов и его заместитель  Бурцев,  объединившись, обрушились на меня с позиций силы, разрешающей всем остальным сотрудникам ВПТО – оказывать им помощь в усилиях вынудить меня уволиться из организации.

На следующей  иерархической ступени – Поляков Николай Ефремович – заместитель председателя Комитета «Россельхозтехника», который отвечал  за экономику Комитета, - непосредственный наш начальник.

Он считал себя демократом и разрешал нижестоящим работникам обращаться к нему в любое время. Этим пользовались такие, как  Бурцев и подобные ему. В кабинете у Полякова всегда кто-нибудь из них находился и беседы велись не только на рабочие темы.

Именно, сам Поляков часто передавал мне то, о чём успели ему «накапать в уши» обо мне мои оппоненты. Поляков сначала защищал меня.

Но вода камень точит. А главное  - с моей стороны не использовалась возможность наладить с Поляковым дружеские отношения. Я каждую минуту старался уделить работе.  Тем более, что - текучка погружала меня в какую-то бездонную воронку дефицита времени, отпущенного для выполнения первоочередных заданий.

Я не умел – специально подстраиваться под кого-то, не умел лебезить и использовать подхалимаж.

Больше того – я допускал ошибки, благодаря которым у Полякова возникало чувство досады.  Я имею в виду – случай, подобный тому, когда я отказался купить за счёт организации комнатный Итальянский гарнитур, как позже оказалось, для его дочери. Или когда я, проявляя самостоятельность, проводил в действие решения, - не посоветовавшись с ним и, самое главное, не согласовав с ним.
Я считал (ошибочно!), что являясь директором, некоторые вещи могу решать самостоятельно...

Получается, что я сам не просчитывал возможности, обращать доброжелательную поддержку начальства себе в помощь.

Воспитанный в тепличной атмосфере моего бывшего предприятия – НИХТИ, я до конца не прочувствовал всей надвигавшейся на меня угрозы, за что со временем  и поплатился.

И, наконец,  самый верхний уровень, это  – председатель комитета – Босенко Николай Васильевич.

У меня, конечно, не могли быть с Н. В. Босенко такие же частые встречи, как с Н. Е. Поляковым, но контакты на уровне решения рабочих вопросов происходили.

Каждый раз, находясь на коллегиях, я наблюдал за Н. В. Босенко и по тому, как он председательствовал, вёл коллегию, задавал  вопросы выступающим, делал моментальные выводы и принимал единственно правильные решения, я понимал – какой огромный опыт он приобрёл за время всей своей предыдущей партийной работы.

Родился он в 1918 году. Ему был 41 год, когда он в 1957 году был назначен на должность заместителя Начальника Ставропольского краевого управления сельского хозяйства.

В 1960 он был уже 1-м секретарём Ново-Александровского районного комитета КПСС (Ставропольского края).

 Через год – в 1961 году он стал 2-м секретарём Ставропольского промышленного областного комитета КПСС.

 По партийной карьерной лестнице он продвигался быстро.

В 1963 он уже был 1-м секретарём Ставропольского промышленного краевого комитета КПСС.

В 1964-м – 2-м секретарём Ставропольского краевого комитета КПСС.

А дальше его назначение на должность Председатель исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета была связана с рядом исторических фактов.

Я недавно прочитал опубликованную в интернете очень интересную книгу Николая Зеньковича – «МИХАИЛ ГОРБАЧЁВ: - ЖИЗНЬ ДО КРЕМЛЯ».

Николай Зенькович – известный мастер «литературного факта». Издана его серия книг – «ДОСЬЕ». Среди них – «ТАЙНЫ  УХОДЯЩЕГО  ВЕКА»  в 4-х томах, «БОРИС ЕЛЬЦИН: - РАЗНЫЕ ЖИЗНИ» - в 2-х томах, «ПОКУШЕНИЯ  И  ИНСЦЕНИРОВКИ», «МАРШАЛЫ  И  ГЕНСЕКИ», «ЦК  ЗАКРЫТ – ВСЕ  УШЛИ…», «БЫЛА  ТАКАЯ  СТРАНА".

И вот теперь вышли его новые книги: - «МИХАИЛ ГОРБАЧЁВ: - ЖИЗНЬ  ДО  КРЕМЛЯ» и другие.

Не буду вдаваться в подробности, рассказанные в этой книге о Горбачёве. Но там есть интересная информация о Николае Васильевиче Босенко.

Чтобы не исказить фактов при пересказе, я просто приведу небольшой отрывок из этой книги…



«....Л.Н. Ефремов, «хрущёвец», бывший первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, (должность, которую после перевода Л. Н. Ефремова обратно в Москву займёт Н. В. Босенко) переведённый из Москвы с должности кандидата в члены Президиума ЦК КПСС, заместителя председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР (председателем был сам Н.С. Хрущёв), неистовый защитник социалистической идеи, в возрасте 84-х лет написавший ряд книг, о направленности которых можно судить по названиям — «Ренегат Горбачёв», «Альянс двурушников», «Ядовитая чаша Яковлева»........

Л. Ефремов:

Жизнь продолжала свой бег. Работы хватало всем, особенно в сфере сельского хозяйства. Одновременно продолжало расширяться в крае промышленное производство: машиностроение в Ставрополе, Георгиевске, Пятигорске, химическое производство в Невинномысске, нефтегазовая промышленность в Нефтекумске и т.д. Мы добились строительства ряда новых и расширения действующих предприятий, в т.ч. в Карачаево-Черкесии, в частности — Урупского медного рудника…

В общем, дел было невпроворот. И вдруг весной 1970 года я был отозван из края в Москву по указанию Л.И. Брежнева. С ним состоялась долгая беседа о моей новой работе. Вопреки моему желанию меня назначали первым заместителем Председателя Государственного комитета СССР по науке и технике.

В конце концов Брежнев заявил, что о моём назначении уже принято постановление Политбюро ЦК и, следовательно, вопрос исчерпан.

Он добавил: «В провинции сидеть тебе довольно. Здесь будешь на людях, а там посмотрим… Эта работа для тебя не последняя… Давай лучше подумаем, кого выдвинем первым секретарём крайкома вместо тебя?»

Л.И. Брежнев подчеркнул в разговоре: «К нам приходят письма из Ставрополья, что много посылаем руководителей сверху. Какие у тебя соображения?»

Очень важный момент. Зададимся вопросом: кто писал эти письма? Колхозные механизаторы и овцеводы? Учителя? Врачи? Рабочие химических предприятий? Они были далеки от кадровых начальственных интриг. Авторами писем были люди, безусловно, близкие к ставропольской партийной верхушке. Нет сомнения, что письма были инициированы той же самой верхушкой, которая хотела прибрать власть к своим рукам.

По словам Ефремова, он ответил, что поскольку не ожидал такого поворота дела, специально на эту тему не думал и ни с кем не советовался. Но всё же позволит себе высказать некоторые личные соображения.

Сказал, что на протяжении многих лет в Ставрополь на пост первого секретаря крайкома партии, действительно, присылались товарищи, главным образом, из Москвы. Так, там работали М.А. Суслов, И.П. Бойцов, в прошлом секретарь Калининского обкома партии, инспектор ЦК. Были присланы И.К. Лебедев — зампред Совмина РСФСР, Н.И. Беляев — из ЦК, Ф.Д. Кулаков — министр заготовок и хлебопекарной промышленности РСФСР. Направили в Ставрополь из ЦК КПСС и его самого. Таким образом, всё это были приезжие люди. Каждый работал по-своему. Беляев, с его больным сердцем, продержался там всего шесть месяцев. Кулаков работал около четырёх лет, а он, Ефремов, пробыл на посту первого секретаря шесть лет.

— Ставропольская партийная организация идейно и организационно крепка, — сказал Ефремов Леониду Ильичу. — Мне кажется, можно выдвигать к руководству из своей парторганизации людей, хорошо работающих и положительно зарекомендовавших себя.

Добавил, что коммунисты Ставрополья не избалованы благоприятными условиями, привыкли бороться с трудностями, преодолевать их и успешно вести за собой трудящихся.

Подумав, Брежнев сказал:

— В принципе твои соображения правильны. Но кого конкретно можно порекомендовать на пост первого секретаря, если не посылать работника из ЦК?

Ефремов ответил, что можно рассмотреть кандидатуры председателя крайисполкома Н.В. Босенко или второго секретаря крайкома партии М.С. Горбачёва.

— В Горьком на пост первого секретаря обкома выдвинули первого секретаря горкома партии, — произнёс Ефремов. — Но это в Горьком. Там полтора миллиона жителей, это крупный индустриальный и научный центр. Не сравнить со Ставрополем. Кроме того, у нас в горкоме товарищ работает совсем недавно. Так что можно рассматривать только названные мною кандидатуры.

— Как ты их характеризуешь? — спросил Брежнев.

Ефремов дал положительную оценку и Босенко и Горбачёву. Правда, Босенко постарше, он инженер железнодорожного транспорта, работал по призыву в МТС, участник Великой Отечественной войны, имеет награды. Он был уже первым секретарём промышленного крайкома партии в Ставрополе, так что это — готовый первый секретарь. По складу характера уравновешенный, знает хозяйственную работу, в общении с людьми доступен. Человек он честный и трудолюбивый.

— Если бы вы меня не направили в 1964 году на Ставрополье, Босенко вполне мог бы возглавить краевую партийную организацию, — заключил Ефремов.

— А Горбачёв?

— Он — молодой работник. Имеет высшее юридическое образование. Учился в Московском государственном университете. Из крестьянской семьи. Заочно окончил сельскохозяйственный институт. В юношеские годы во время школьных каникул работал помощником механизатора. Прошёл школу в Ставропольском крайкоме комсомола. Активный человек. Вторым секретарём крайкома КПСС работает почти два года. Ездил с делегацией ЦК КПСС в Чехословакию. Его, по моим сведениям, выдвигал на партийную работу Ф.Д. Кулаков. Он — секретарь ЦК КПСС. Вы, Леонид Ильич, можете узнать его мнение и о Горбачёве, и о Босенко. Наверное, скажет своё слово Андропов. Юрий Владимирович родился на станции Нагутская Ставропольского края. Он хорошо знает своего земляка Горбачёва и может дать ему свою оценку.

Брежнев сказал, что этот вопрос обдумают в ЦК и скажут о своём решении.

На следующий день Леонид Ильич вызвал Ефремова к себе и сказал, что, посоветовавшись, решили рекомендовать на пост первого секретаря крайкома партии Горбачёва.

 Ефремов, по его словам, заметил ещё раз, что он — молодой человек, опыта у него мало, особенно в промышленности. На это Брежнев сказал:

— Что же, мы все молодыми были. Поработает Горбачёв в Ставрополе, переведём его в другой обком. Наберётся опыта.

В Ставрополь на пленум крайкома с Ефремовым поехал зав. сектором Отдела партийных органов ЦК КПСС с поручением рекомендовать Горбачёва первым секретарём.

Перед пленумом Ефремов и представитель ЦК провели беседы в отдельности с каждым членом бюро крайкома, сказали о том решении, которое принято относительно перевода Леонида Николаевича в Москву и просили высказать свою точку зрения, кого следует рекомендовать на пост первого секретаря крайкома. Большинство назвали Горбачёва. Двое членов бюро рекомендовали подумать о Босенко.

Собрался пленум крайкома. Было доложено о решении перевести Ефремова в Москву. Он видел и чувствовал, что для большинства это было неожиданным.

Многие не предполагали расставаться с ним. Партийный актив высоко ценил его отношение к кадрам. Знали, что в противоположность некоторым его предшественникам, особенно И.К. Лебедеву и другим, он берёг людей, не допускал «избиения» руководителей, сочетал требовательность с заботливым отношением к партийным товарищам, с которыми вместе стремился исправить недостатки и ошибки в работе… Проводили его по-хорошему.

На вопрос, какие будут предложения об избрании нового первого секретаря крайкома КПСС, последовали положительные высказывания по кандидатуре Горбачёва, другие фамилии не назывались. Ефремов сказал, что прозвучавшее предложение соответствует точке зрения бюро крайкома и руководства ЦК КПСС. М.С. Горбачёв в апреле 1970 года был избран первым секретарём Ставропольского крайкома КПСС. Так решился этот вопрос.

Ефремов подчёркивает: у него нет никакого сомнения в том, что внезапный вызов в ЦК в апреле 1970 года, предложение о переходе на другую работу — всё это было продуманным ходом Ф.Д. Кулакова и М.А. Суслова, которые «приревновали» его к Ставрополю.

— Этот нечестный ход прожжённых политиков был поддержан и самим Брежневым, — утверждает Ефремов.»



Вот таким образом – Босенко Н. В. вступил в должность Председателя исполнительного комитета Ставропольского краевого совета  только после того, как М. Горбачёв был переведён на другую работу.

(Для справки…

Как свидетельствовал Евгений Чазов, в разговоре с ним после смерти Ф.Д. Кулакова в 1978 году Брежнев «стал перебирать по памяти возможные кандидатуры на освободившееся место секретаря ЦК и первым назвал Горбачёва».

27 ноября 1978 года на Пленуме ЦК КПСС М. Горбачёв был избран Секретарём ЦК КПСС. 6 декабря 1978 года переехал с семьёй в Москву. С 27 ноября 1979 года по 21 октября 1980 года — кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Председатель Комиссии законодательных предположений Совета Союза Верховного Совета СССР в 1979—84 годах.

С 21 октября 1980 года по 24 августа 1991 года — член Политбюро ЦК КПСС, с 9 декабря 1989 года по 19 июня 1990 года — Председатель Российского бюро ЦК КПСС, с 11 марта 1985 года по 24 августа 1991 года — Генеральный секретарь ЦК КПСС.

На пост генсека Горбачёва, после смерти К. У. Черненко, выдвинул на заседании Политбюро ЦК КПСС 11 марта 1985 года Министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, причём Андрей Андреевич относил это к своей личной инициативе.

В мемуарах первого заместителя председателя КГБ СССР Ф.Д. Бобкова упоминается, что ещё в начале 1985 года из-за болезни Черненко на Политбюро председательствовал Горбачёв, из чего автор делает вывод, что Михаил Сергеевич уже тогда был вторым лицом в государстве и преемником на посту генсека.

1 октября 1988 года Михаил Горбачёв занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, то есть стал совмещать высшие должности в партийной и государственной иерархии.»

-----------------------------------------------------

Босенко Н. В.  продолжал работать в Ставрополе.

И только в 1973 года он был назначен в Москве -  Председательем Всероссийского объединения «Россельхозтехника» СМ РСФСР Государственного комитета РСФСР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.

-----------------------------------------------------



Первый раз с Босенко я встретился на субботнике. Мы вместе работали на строительстве дома  а Нижегородской улице, где мне первоначально была выделена квартира на пятом этаже.

Вёл Босенко себя с окружающими его людьми просто и дружелюбно. Те, кто его не знал лично, не могли бы и подумать, что рядом с ними трудится Председатель комитета.

Но в квадратных метрах нуждались не только будущие новосёлы дома на Нижегородской.

ВПТО – организация не имела своего постоянного офиса и рабочих помещений.
А главное – не были определено расположение будущего Вычислительного Центра.

 
На Волгоградском проспекте специально для В/О РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКИ был выстроен многоэтажный дом (15 этажей). Когда я перешел в ВПТО АСУ, застал как раз период, когда перед сдачей дома, делились площади между Управлениями и отделами центрального аппарата   В/О "РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКИ".

Я об этом уже рассказывал в разделе – «Квадратные метры»…

Частично повторюсь, поскольку здесь упоминается о моей второй встрече с Босенко Н. В.

ВПТО АСУ планировалось выделение 200 кв. метров на 2-ом этаже здания.

Буланов (зам. начальника Управления складского хозяйства и АСУ), вызвал нас к себе, и сказал, что по вопросу размещения нас ждёт Плетнёв - (работник из АХО Комитета.)

К Буланову поехали я и Бурцев. Смотрели проект Волгоградского: 2-ой, 3-ий и 15 этажи. Удовлетворяет только 3-ий и весь целиком ~ 300 м2. Но это только ВЦ.

Бурцев предложил не 3-ий этаж, а 16 (воздух чище, людей меньше будет ходить и т.д., правда, надо будет его достроить), ну, а потом, если отдать нам весь этаж, то из 300 м2 полезной площади можно сделать все 500 м2. Договорились представить обоснование.


Окончательное решение по выделению площадей в доме на Волгоградском проспекте принимал БОСЕНКО (Председатель КОМИТЕТА РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКИ)

Были у Босенко: Крысин (Первый заместитель БОСЕНКО, отец Крысина, работающего в союзной Сельхозтехнике СССР), Поляков (зам. БОСЕНКО) наш непосредственный начальник, Петухов (начальник АХО РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКИ), Кормилицин (Управляющий делами РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКИ) и Милых (член группы контроля при Председателе Комитета).
   
Я докладывал. Отрывали звонки пару раз. Я рассказал - где и что будет расставлено, какая машина, какие устройства, что будут делать. (Хотя по должности это должен был делать главный инженер ВПТО - он же "техник"), но «какой»?).
   
Босенко особенно оживился, когда речь зашла о создании диспетчерской службы. Он спросил: - "А будем мы иметь однодневную, пятидневную ... и т.д. - информацию?". Я говорю: - "Будем, но не сразу, постепенно. На этаже мы не умещаемся, нужно ещё 100 м2 на втором".

Меня поддержал Поляков. Все почти согласились. Но последнее слово за Босенко. Он сказал - "Дело нужное, готовьте ТЭО, даю весь этаж, размещайтесь, а 2-ой ломать нельзя".

Воспользовавшись моментом, я попросил содействия по приобретению ЕС "Р-40", это лучшая машина, но - ГДР.
 Поляков добавил - "Р-30 и Р-50 наши отечественные и дешевле".
Босенко - "Сколько стоит Р-40?"
 Я - "примерно 3 млн.". Поляков поправил - "1,5".
 Босенко - "Деньги будут. Крысин достанет. Сколько времени нужно на ТЭО?"
Я - "1,5-2 недели" - "хорошо, а проект?".
Я - "месяца 2-3, выполнит Глав АПУ Москвы".

Босенко - "Отделку в первую очередь вести - 3-его этажа. Нужно - размещайте оборудование, приобретайте и действуйте!".
   
Так я отвоевал этаж, вместо заявленных ранее Анисимовым 200 м2 (т.е. полэтажа)! Теперь нужно крутиться.

   
Когда вышли, Поляков говорит - "Зайди, ты мне нужен".

Когда я был у Полякова, через некоторое время раздаётся звонок Босенко.

Он спросил - "Кто это был? Блестяще! Мне понравился доклад." - Поляков отвечает - "Директор ВПТО, который занимается проектированием АСУ".

Так я во второй раз пересекся лично с БОСЕНКО.

Таким было первое впечатление БОСЕНКО обо мне.

Третий раз я с Босенко пересёкся на Коллегии, когда отчитывался за работу ВПТО, которую признали удовлетворительной.

Все мои ответы на заданные им вопросы он отметил положительно и напутствовал на дальнейшее  позитивное продвижение деятельности ВПТО.


И вот – не прошло и года, как в результате бурно развивавшихся событий в нашей фирме, он подписывает Приказ о моём снятии с должности.

Именно, в этой части Главы сейчас я не буду препарировать  причины произошедшего. Все эти проблемы вскроются в процессе моего дальнейшего рассказа о конкретных событиях, произошедших в ВПТО во второй половине 1976-го года.

А пока, я поведаю о некоторых отвлекающих от работы моментах – о поездках в командировки, в которые меня отправляло руководство.