ОТЦЫ

Мила Потапова
               

      Пятиклассник Петька Сидорчук делал уроки. С кухни, как обычно  слышалась ругань родителей.
      «Сколько же они могут ругаться?»   Петька торопился доделать уроки, чтобы скорее уйти из дома к дедушке, который всегда ждал его и был очень ему рад.
      -Мама, я к деду пошёл, уроки я сделал.
      - А у отца уже и спрашивать, не надо?
     В голосе отца звучала злоба, да по-другому,он и говорить не мог, ни с ним, ни с мамой.  Маму Петьке было жалко, но он не понимал, почему, она терпит  такое отцово хамство,ведь,раньше, он был таким добрым и ласковым.
       - Иди, иди, сынок.Отнеси  деду,суп свежий я сварила, и привет передавай.
     Петька схватил термос с супом и постарался быстрее уйти из дому, чтобы не видеть и не слышать , орущего вслед , отца.
       -Давай, давай, беги, не споткнись, к своему деду-калеке.
        У Петьки на глазах были слёзы, когда он выходил из подъезда. Отойдя подальше от дома, он сел на скамеечку, чтобы не приходить к деду в   таких расстроенных чувствах.  Он сидел, а слёзы текли и текли, он думал: « Зачем мама его родила? Почему он не родился в какой-то другой семье?»
   
      Плакал из-за жалости к матери, к любимому дедушке, который потерял руку, работая на заводе, выполняя приказ неумного начальника, но, он и одной рукой так владел, что всему хорошему, что умел Петька, его научил дед, который   умел делать всё. Он сам смастерил себе протез, сам научился с ним управляться.  Петька гордился своим дедом, поэтому вытер слёзы и бегом побежал в соседний дом. Ведь, если бы он родился в другой семье, у него бы  никогда не было такого деда. Ключ от  квартиры деда, у него был, когда, он вошёл, дед сидел на кухне , чистил картофель.
      - Привет, дед, а мама тебе суп сварила, привет передавала, давай, я тебе помогу.
      - Помоги, коль пришёл. За суп и привет, спасибо. Ну, давай, рассказывай, как твои дела, что нового в школе?
      - Да, всё нормально, дед, и в школе всё хорошо.
      - А мне Мария Петровна звонила, опять у тебя разногласия с ней, о чём спорили-то?
      -  Да, ни о чём. Про Муму спорили. Я ей сказал, что не одобряю Герасима за его поступок, а она мне говорит, что не о том там совсем написано,  вот и поспорили. А чего она тебе звонила, жаловалась.
      -  Ну что ты, хвалила, наоборот, говорила, что тебе в кружок литературный записаться надо, что мыслишь ты хорошо и правильно, а излагаешь письменно очень  коряво.  Ну а дома-то, что?
      Петька тяжело вздохнул, мама просила его, не говорить деду про домашние  скандалы, жалела деда, сердце у того  слабое, но Петьку так беспокоило в последнее время состояние мамы, которая часто, закрывшись в ванной, тихо  сидела там и плакала.  Маму он очень любил.
       - Дед, скажи, а ты бабушку любил?
       - Почему любил, я её и сейчас люблю.
       - Так, ведь, она же умерла. Разве можно любить того, кого уже нет.
       - Эх, Петька, конечно, можно. Сейчас вот только и понимаешь, как любил, вспоминаешь всё, что когда-то несправедливо сказал, когда обижал.
       - Дед, а папа любит маму?
       - Трудный вопрос, Петя, когда-то любил, они же росли вместе, потом вместе учились, вместе на один завод пошли работать. А что это ты такие вопросы задаешь, случилось, что?
        - Да, ругаются они постоянно, надоело слушать и меня отец совсем не любит.
        Дед внимательно посмотрел на внука, глубоко вздохнул, но ничего ответить внуку так и не смог.  Решил он к другу своему Сергею сходить, посоветоваться.
       Петька дочистил картофель, замочил его в воде, как мама всегда делала и сказал:
        - Знаешь, дед, мне иногда кажется, что он , вовсе и не отец мой, а какой-то чужой дядька.- Но, маму, он зачем  обижает? Она же у нас такая добрая.
       Вот этого вопроса, дед и боялся больше всего.  Перед смертью своей, жена его, Любушка , сказала ему:
      - Ты знаешь,Боря,Петька- неродной сын Ивану, если, что, замени ему отца, согрешила наша дочь перед самой свадьбой с одним приезжим практикантом, уехал он потом, а Петька родился, она и сама не знала этого, а я чувствую сердцем, не Иванов это сын. Экспертизу дочь сделала на той неделе,не ошиблась я.
      - Что же ты раньше молчала? Кто он хоть, как зовут?
      - Не знаю я больше ничего, ты у дочери разузнай, может тебе расскажет.
               
        После похорон жены, он завёл разговор с дочерью, но так и не смог добиться от неё ничего, заплакала она и убежала тогда. Зятя своего Ивана он не любил, нелюбовь у них была взаимная. Предложил он тогда дочери:
      -  Ты помни , дочка, если станет невмоготу, переезжайте с Петькой ко мне, в тесноте, да не в обиде.
      -  Пусть у Петьки будет отец, хотя бы такой,- ответила дочь и ушла, утирая слёзы.

               
                ***

        На следующий день, пошёл Борис Иванович к своему лучшему другу Сергею, рассказал ему вчерашний разговор с внуком и про  то, что от жены когда-то своей услышал.
      - Я к тебе, Сергей, за советом пришёл, как поступить правильно, может разыскать отца настоящего, написать ему письмо, может и не знает он вовсе, что у него такой сынишка  замечательный вырос.
      -  Попробую, Боря, помочь тебе, воспользуюсь своими старыми связями.
Сергей Николаевич - бывший начальник РОВД, через три дня принес Борису Ивановичу всю информацию, данные того заезжего практиканта,  в отделе кадров завода на него остались, долго он тогда на практике работал, ну а дальше, никакого большого труда и не нужно было, узнать адрес его проживания, место работы.
      -  Вот тебе все данные,  как хочешь, так и используй их, только совет тебе дам, по –дружески, Петьке пока ничего не говори.  Сергей положил перед Борисом напечатанный листок с данными о том практиканте, который когда-то соблазнил его дочку.
       Борис Иванович хотел сначала написать письмо этому , пока неизвестному ему человеку, потом понял: лучше бы встретиться , да поговорить с этим человеком, а там, что будет. В листочке был указан и номер мобильного телефона: Семенова Петра Викторовича. « Вишь, ты, даже именем , его назвала, любила, видать»- подумал Борис Иванович.
               
                ***
   Петька  пришел из школы, на кухне опять скандалили родители.
   -  Жрать давай,- кричал с кухни выпивший отец.
   - То, что ты жратвой называешь, еда, называется.
   - Ну, ты ещё учить меня будешь, как говорить, то мать твоя-училка учила, учила, то отец твой-калека всё учит и ты туда же, скоро ещё и сынок твой ненаглядный Петенька начнет меня учить, достали Вы меня все, не буду жрать, пойду к Коляну, там хоть никто учить меня не будет.
    Петька хотел незаметно проскользнуть мимо кухни, закрыться в своей комнате, заложить в уши беруши и не слышать ничего.
    Потом громко хлопнула входная дверь.
«  Ушёл, вечером придет пьяный, опять скандалить будет» -подумал Петя.
Он вошёл в кухню, увидел плачущую мать, обнял её, гладил по голове, вытирал слёзы.
   -  Не плачь, мама, давай уедем от него, ну зачем он нам такой?
    Мама вытерла слёзы, обняла сына, поцеловала его и ничего не ответила, ушла в ванную комнату и включила воду.
    Петька понял, мама опять плачет, но не хочет, чтобы он видел. Самое спокойное время, это, когда отца дома не было, он любил это время и лег на диван,  читать свою любимую книжку: « Робинзон Крузо», читал внимательно и мечтал, вот бы оказаться на необитаемом острове вместе с любимыми мамой и дедушкой.  Незаметно для себя , он заснул и когда мама пришла звать его кушать, он был уже там на том острове, где не было  отца, но почему-то он искал его и никак не мог найти.
     Татьяна взяла осторожно книжку у сына, укрыла его одеялом и тихонечко вышла из комнаты, плотно закрыв дверь.

                ***
       Борис Иванович взял листок-информацию, набрал указанный там номер телефона.
       Ответил приятный женский голос: приёмная, слушаю Вас.
« Вот тебе и на»- подумал Борис Иванович, но диалог решил всё-таки продолжить.
    -  Могу я услышать Петра Викторовича.
    - По какому вопросу? Если по личному, Петр Викторович принимает сегодня с 14 до 16. Вас записать? Ваша фамилия, имя, отчество?
    - Да, пожалуйста, Борис Иванович Сергеев.
    - Подходите, к 15.00, не опаздывайте, всего доброго.
   К встрече с Семеновым, предполагаемым отцом Петьки, Борис Иванович готовился тщательно, достал новый костюм, купленный ещё его Любушкой, как она сказала: «гробовой».  Костюм был отглажен, он достал свои медали: Ветеран труда, Заслуженный Металлург , надел свежую сорочку, начистил ботинки, посмотрел на себя в зеркало, видом остался доволен, включил телевизор, нашёл любимую передачу  про природу и животных и стал ждать. Время шло медленно, не выдержав, вышел из дома пораньше, поехал специально на транспорте, хотя во дворе стояла его старенькая, но верная Лада-Калина, которую он любовно называл: Ладушка. Офис, где работал Семенов, он нашёл легко. На часах было 2 часа дня. « Рано ещё»-подумал он и решил зайти в кафе, которое находилось неподалеку. Присев в кафе, заказал себе блинчики с мясом и чай и стал потихоньку есть, тщательно, пережёвывая пищу, чтобы быстрее прошло время.
    Когда часы показывали 14.45, Борис Иванович вошел в офис, представился секретарше, которая тут же предложила ему кофе или чай.
    Борис Иванович поблагодарил, но отказался.
    Через пять минут из кабинета с табличкой Семенов П.В. вышел посетитель, и секретарь проводила его в кабинет директора.
     Зайдя в кабинет, Борис Иванович огляделся, удивился скромности обстановки в  кабинете. За столом сидел мужчина. Седина только, только пробивалась на висках, она придавала ему солидный вид, мужчина был симпатичный, но, что больше всего поразило-лицом-копия внук. Впечатление он производил хорошее, конечно, не могла его Танюшка устоять перед таким парнем. Впервые он не осудил дочь, а просто, по-человечески, понял её.
   - Что Вас привело ко мне, уважаемый ветеран, присаживайтесь.
   Нисколько не смущаясь, Борис Иванович в двух словах объяснил цель своего визита, рассказав о том, какой у него замечательный внук и спросил напрямик, а не хотел ли , он, Петр Викторович, увидеть его?
     В кабинете стало очень тихо, пауза затянулась, Борис Иванович уже хотел встать и уйти, подумав, что изначально, затея его была неудачной и провальной, но тут Петр Викторович, выпив залпом стакан воды, набрал номер секретаря и тихо сказал:
    - Светочка, там кто-то ещё есть по записи?
    - Да, Петр Викторович, наша постоянная, Анна Сергеевна по поводу повышения зарплаты.
    - Отправь её к Алексею, меня сегодня больше не будет, я уезжаю на важную встречу.
     У Бориса Ивановича отлегло от сердца, даже заколотилось оно, как-то неритмично, положив под язык валидол, он ждал, что Петр Викторович сейчас раскланяется и попрощается с ним, но,  то, что он услышал, давало надежду, что не зря он сегодня всю ночь не спал и пришёл сюда.
    - Борис Иванович, может пойдем куда-нибудь, выпьем, стресс снять, вообще-то я не пью, особенно , по будням, но такое, надо как-то усвоить и переварить.
    - Спасибо, Петр Викторович, но мне совсем нельзя, да  и скоро Петька из школы прибежит, не увидит меня, беспокоиться будет.
    - А, можно, к Вам в гости напроситься? Я понимаю,  что это не очень вежливо с моей стороны, но не могу я Вас сейчас вот так отпустить. Значит, Татьяна, родила от меня сына и не сказала мне об этом, я же ей все свои координаты оставил, почему?
        Петр Викторович встал, стал ходить по кабинету, будто искал что-то.
    - У меня , ведь, жизнь, не сложилась. Женился неудачно, развёлся. Теперь, вот, один живу, а у меня, оказывается, взрослый сын растёт, невероятно, невероятно.   
       Он всё время ворошил свои волосы, вот и внук его тоже, когда о чём-то задумывался, начинал делать то же самое. Дед даже усмехнулся.
      -  А, поехали, Петр, можно, без отчества, на ты?
      - Да, конечно, какое отчество, у меня же сын теперь есть, а, может ещё и отец появился, я, ведь,  сам из детдома.
      - Светочка, Владимир не занят?
      - Нет, ожидает Вас.

        Приехав домой, Борис Иванович, первым делом снял пиджак и только тут Петр увидел, что вместо левой руки, у Бориса болтался протез.
     - Проходи, Петр, вот альбом с фотографиями, когда жена была жива, фотографировала  постоянно, там и Татьяна есть и Петька с самого дня рождения.
        Петр стал перелистывать альбом, удивляясь всё больше и больше, досмотрев его до конца, он сказал:
     - Генетика  пусть отдыхает, у меня итак сомнений не было, а теперь вообще, я знаю одно -я отец, и, оказывается, какое это счастье, быть отцом.  Расскажите мне о нем,я всё, всё хочу о нём знать.
     -  Петька наш, замечательный мальчишка, умница, отличник, но только очень ранимый и впечатлительный, жалостливый. Не знаю, что  и рассказывать о нем, мне многие завидуют, что у меня такой внук, спасибо тебе, Петр, за него. Что-то он сегодня задержался, позвоню-ка  я дочери, спрошу.  Слышь, Таня, а где Петька?
      - Спит, папа. Иван ушёл пьянствовать, я на работу собираюсь, оставлю ему записку, чтобы шёл к тебе ночевать сегодня, а то Иван опять изведёт его своими придирками. А что, что-то случилось? Так я могу его разбудить.
      - Нет, не буди, пусть поспит, я его дождусь.
      - Борис Иванович, можно, я ещё побуду, очень уж хочется увидеть сына, нет, Вы не беспокойтесь, я в лоб не буду говорить, что я –его отец, я же понимаю, парня надо как-то подготовить к этому.
      -  А, давайте, в другой раз, телефон у меня Ваш есть, я Вам позвоню.
      -  Хорошо, я буду ждать, Борис Иванович, очень буду ждать.

                ***

    С работы Татьяна шла с тяжелым сердцем, зная, что опять будет тяжелый разговор с мужем. Пыталась вспомнить, с чего начались все эти скандалы, которые продолжались уже больше года, но на ум,так ничего и не шло. Она понимала, что давно надо было сказать Ивану правду, которую она узнала, именно, год назад, сделав генетическую экспертизу на отцовство, тогда всё стало для неё ясным, и, вдруг, её, как током ударило, так он, наверное, нашёл этот документ, она его тогда не выбросила, спрятала, да, видать, не очень хорошо, вот он и нашёл Иван  его и как же ей раньше-то это в голову не приходило.
       Когда она подходила к дому, у неё созрело решение, она, вдруг, вспомнила, что , она- тоже человек и больше не позволит с собой и с её сыном так обращаться. Если Ивана дома не будет, то соберет самые необходимые вещи и переедет пока к отцу, потом, что-нибудь решит. Подходя к двери, она поняла, что Иван дома не один, её это насторожило, тихо зайдя в квартиру, она с порога услышала голос отца, который не был у них с самой смерти мамы.
     - Ты, Иван, совесть-то пропил совсем, не работаешь, дочь изводишь, сын от тебя бегает, что с тобой случилось?
     -  Да, не мой это сын.Это твоя дочка мне его за моего выдала, а я –то,поверил, как  дурак, любил их. 
В руках он держал документ об отцовстве и тыкал им в  лицо отцу.А, ты, пень старый, случаем не знаешь отца " моего сыночка?"
     -  Знаю, хороший у него отец, а вообще-то я приехал за дочкой, у меня будут жить, пока не разменяете квартиру.
     - А кто тебе сказал, что я её выпущу отсюда, ты, что ли калека? Ну, попробуй, а может, она меня любит, ты не думал своей башкой?
    Татьяна прошла в комнату сына, второпях стала собирать его вещи, скидывала всё, что попадалось, потом  уложила свои.
    Зашла в кухню и спокойно сказала:
     -  Пойдём, папа, я готова.
   Отец поднялся, посмотрел на Ивана, подхватил здоровой рукой сумку, и они вышли из квартиры под скандальный мат Ивана.

          Дома у деда, их уже ждал Петька, который успел к их приходу пожарить картошку.  За ужином, Борис Иванович рассказал  всё о Петре, мама плакала, а Петька стоял и ерошил свои волосы и никак не мог понять, почему, мама опять плачет, ведь, всё хорошо. 
      
         Через два дня, они встретились: сын и отец и долго смотрели друг на друга, как будто не могли насмотреться, а волосы у обоих были взъерошены и напоминали они оба- ёжиков.