Чему можно научиться, если пишешь курсовые работы

Денис Паничкин
Когда пишешь на заказ реферат, курсовую и - тем более – дипломную работу, обязательно понадобятся дополнительные знания по теме. И после каждой работы что-то обязательно запоминаешь, и может случиться так, что запомненное понадобится для другого, в том числе и не имеющего отношения к авторскому рефератному делу.

Ведь то, что преподают в школах и вузах, далеко не было деполитизировано в послекоммунистический период. Просто одно заменили другим, но «сверху» от такого полного контроля, какой был при СССР и КПСС, довольно быстро начинают самоустраняться, и уже в конце перестройки отдельные преподаватели зарывались в уничтожении советской идеологии по сравнению даже с проводимой официальной политикой «деидеологизации», до того, что просто преподносили свои взгляды в качестве истины в последней инстанции. Такие появлялись и позже, воспользовавшись бесконтрольностью. Но в начавшемся учебном году я отметил их массовое появление. Только что не официально они преподают, например, русский национализм (который именно из-за столкновения с ним в процессе исполнительской работы я возненавидел до степени русофобии). Один из таких преподавателей ставит на первое место И. Ильина, которого (в связи с украинскими событиями последнего года) всё чаще называют «русским духовным братом С. Бандеры» Делать это по тексту работы впереди Жуковского, Ушинского, Чернышевского, Пирогова, Бердяева, Синицкого, Остроградского и некоего, известного только по инициалам С.П. – я считаю неправомерным. Мало того, пример с Ильиным был при навязывании его мне ещё и плагиатом. Могу предположить, что преподаватель более чем приветствует появление такой группы личностей, выдающих себя за историков и культурологов, как «национал-плагиаторы».

Преподают в вузах и колледжах неприкрытое мужененавистничество (я знаю уже два случая – курс лекций Н.Ф. Дмитриевской по экономической психологии в ФИНЭКе 2003 года и оцененную на отлично курсовую работу в Пермском крае в 2013 году), потребительское отношение к персоналу – как к «обслуге». Открыто пропагандируют классовый социал-шовинизм.

То есть – учебные программы пишутся под создание управляемой толпы, а иногда самовольно в ещё большей степени в том же направлении переписываются самими преподавателями.

Мастер-исполнитель должен быть ответственным за написанные им работы и не допускать подобного. И поэтому он не должен рассчитывать на официально преподаваемый курс, а иногда и полностью отказаться от него. Ничего не принимать на веру, относиться критически ко всему – и чем больше преподаватель поддерживает какой-то подход, тем сильнее должно быть критическое отношение к таковому. Искать на стороне, находить, обрабатывать, спорить в своих курсовых с преподавателем и учить тому же студентов-заказчиков, обязывая их читать выданные работы!

Самый сильный пример, который я могу привести – это модная в «экономикс» (как называется эта «наука» в США) теория «порочного круга бедности». И если мне закажут работу на эту тему, то напишу её от и до как уничтожающую критику этой теории, развив то, что я нашёл однажды:
 
Экономическая наука объясняет возникновение порочного круга бедности тем, что бедные не могут откладывать сбережения, вследствие чего нет средств для инвестирования развития производства и увеличения доходов. Бедные виноваты в том, что они бедные, а богатым приходиться раздобывать инвестиции со стороны, чтобы улучшить благосостояние бедных.
Развитие экономики возможно при условии наличия инвестиций и потребительского спроса. Если значительную часть инвестиций составляют иностранные инвестиции и внутренние 14 человек, которые владеют 26% ВВП России, то значительный потребительский спрос обеспечивают 13,1% населения, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Естественно, что 18 млн. чел., живущих за чертой бедности, не могут инвестировать развитие производство своими сбережениями, но 100% их мизерных доходов направляется на удовлетворение жизненно необходимых потребностей, и именно они (и вообще большинство населения!), а не 14 самых богатых людей России, обеспечивают равновесие спроса и предложения на рынке, без чего немыслимо развитие экономики.
 
В другой раз мне понадобилось проверить, правильно ли я в своей работе дал определение показателя, известного как «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Всем этим «рейтинговым» и прочим искусственным показателям не очень доверяю, но при проверке через сопоставление с работами других исполнителей, в том числе в Интернете, нашёл и сохранил вот что:
 
Самый важный момент: при расчёте ИРЧП берётся не номинальный ВВП на душу населения, а именно ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности. Всё дело в том, что курс главных мировых валют, прежде всего - доллара, по отношению к большинству национальных валют сильно завышен в сравнении с их реальной покупательной способностью. Мне доводилось читать, что курс доллара относительно китайского юаня, например, завышен чуть ли не в 8 раз! Сильно завышен курс доллара и по отношению к российскому рублю. Это - один из механизмов ограбления Третьего мира и постсоветского пространства кучкой стран «Золотого миллиарда»: используя завышенный курс своих валют, западные капиталисты задёшево скупают в слаборазвитых странах их товары, услуги, природные богатства и рабочую силу, а свои товары и услуги продают дороже. Однако диспаритет валют означает, что реальный «разрыв» в уровне жизни развитых стран (и, прежде всего, - США) и стран слаборазвитых всё же ниже, чем «разрыв», выраженный через номинальный среднедушевой ВВП. Если в некой западной стране ВВП на душу населения составляет 30.000 долларов, а в некой африканской стране - 500, это ещё не означает, что жители первой живут в 60 раз зажиточнее; скорее всего, «разрыв» в реальных доходах меньше - скажем, в 30, 40 или 50 раз. И это обстоятельство необходимо учитывать при определении реального уровня жизни в стране.
 
Это – для тех, кого из всех новостей интересует только валютный курс и цены на нефть (на нынешнее их снижение я отвечу цитатой из интервью с писателем М. Веллером, слышанным мной по радио в 2008 году – тоже при падении цен на нефть, причём много лет назад считалось, что 35 долларов за бочку – много, а в 2008 году оказалось, что 50 долларов – мало. «Это уже жадность», - сказал Веллер).

Кстати, о новостях. Сознательный подбор новостей о ЧП, катастрофах и максимумах долговых платежей ведётся с тем, чтобы дать понять зрителям/слушателям/читателям: от вас ничего не зависит, вы не сможете и не станете помогать пострадавшим, и вам никто не поможет, так что живите, бойтесь и развлекайтесь! Это поддерживают и зажравшиеся владельцы рефератных компаний, которые откровенно паразитируют на исполнителях, и крайним выражением такой паразитической жизни напоказ стал каршеринг.

Но эти люди – и конкретные личности, и представители их класса в целом – сильны не собственной силой и даже не богатством, а раболепием окружающих. Как бы не рисовали их в кинопропаганде последних лет, где богатые показаны всесильными, причём стоит только им сказать нужную фразу или просто посмотреть на человека, – и все им уступают. «Как же, они дают деньги за это», - скажут мне. Но ведь ни в одном из фильмов не показано реального перехода денег от богатого к кому-то нужному ему «на один раз». И кому, как не мне, обратить на это внимание, если я имел дело с контрольными работами по налоговому законодательству, и вопрос о том, когда возникает обязательство по уплате НДС, мне попадался много раз. Правильный ответ: в момент перехода права собственности. И аналогия с переходом сработала, я задумывался и хочу заставить задумываться других. Почему, когда показан такой «олигарх», обыватели готовы унижаться перед ним, вместо того, чтобы подумать об ином – «Убьём старика да ограбим!» - и провести это в жизнь.

Задумываться я способен при любой заданной теме работы. Случается, что задумываюсь и через много лет. Например, я узнал в 2002 году при выполнении небольшой контрольной работы по истории государства и права, что Наполеон издал закон, требовавший принимать показания работодателя на веру, и вот я как-то неожиданно вспомнил об этой работе в 2014 году и пришёл к выводу, что если бы подобный закон издали большевики в период НЭПа, то на веру принимались бы любые показания наёмного работника против нэмпана. Хотя уже до этого пришлось побывать и в роли работодателя, шантажируемого работниками, и как раз таких работников современная трудовая инспекция защищает. При этом они любят ссылаться на отработанную фразу, что «незнание закона не освобождает от ответственности». Но ведь есть и другое, более важное: «Неопубликованные законы не применяются». И всем, кто читает это, говорю: если кто-то скажет вам, что «у жизни, бизнеса и др. свои законы» - требуйте ответа, где они были опубликованы. При отказе – не подчиняйтесь чужим условиям, до применения справедливого оборонительного насилия.

Я – за такое справедливое насилие. И именно насчёт Наполеона я задал ещё в школе на уроке истории «неудобный» вопрос: почему Наполеона всего лишь сослали, а не казнили? Конечно, мне не смогли ответить. Или не захотели (как раз в данном случае я не уверен, что не захотели). И стоило мне только узнать слова Наполеона о том, что «народ обязан быть управляемым», то такой несостоявшийся финал мне показался более чем справедливым, и тогда бы очередной Сансон (фамилия потомственных палачей) мог бы с гордостью сказать: «Я превзошёл своего деда, который казнил Людовика XVI, и отца, который казнил Робеспьера. Я обезглавил самого императора».

Справедливое насилие может пригодиться и для сопровождения своей работы, хотя бы для самообороны при распространении своих объявлений; самый недавний случай по времени произошёл вблизи Володарского моста, когда пришлось отбить нападение одной старухи-лохотронщицы: она рекламировала лотерейные билеты и пыталась откровенным рукоприкладством мне помешать распространять свою рекламу. Это было куда хуже, чем характерный образ из моей детской «страшной прозы», где то и дело появлялась «сволочь-бабка», которую много раз, казалось бы, уничтожали, так она выживала и продолжала делать свои гадости. Пока её не избили так, что она заболела и умерла в больнице после безрезультатного лечения … Надеюсь, что и с этой торговкой «русским лото» вскоре сделают нечто подобное.

Вопросы, которые кому-то не нравятся, тоже могут быть использованы для защиты. В метрополитене – в поездах, несмотря на запреты, продают то, что многим заведомо не нужно. Как-то раз в вагон валился некий «калебый мужик» (тоже персонаж из моих историй и детских ролевых игр с братом). И едва поезд тронулся, он стал предлагать приобрести якобы «дёшево» памятные монеты о присоединении Крыма и Севастополя к России. Я во всеуслышание заявил: «Что дала Россия Крыму? Оффшоры, казино и ЕГЭ! Причём ЕГЭ – самое худшее из перечисленного!». Это не обывательское обсуждение событий на кухне или у телевизора, а уверенное отражение действительно гражданской и действительно политической позиции.

И сейчас пропаганду справедливого насилия и умение задавать неудобные вопросы я обратил в стиль исполнительской работы. Ведь исполнителей – хотя бы в силу того, что они не состоят в штате и не имеют договоров, – трудовая инспекция даже теоретически не станет защищать от администрации рефератных посредников, не говоря уже о симпатиях к этим посредникам, так как эти посредники умеют жить напоказ. Но … каршеринг и казино новой стоимости не создают. Посредники, как HomeWork, без исполнителей не обойдутся, хотя всеми способами этих исполнителей унижают.

Поэтому исполнители должны осознать, что им не нужны посредники, что они сами могут находить заказчиков, используя для рекламы и даже расширенно – для продвижения – многое, в том числе и отходы собственного производства (материалы, не вошедшие в работы по любым причинам). И – делать работы на совесть, чтобы подделки от посредников перестали пользоваться спросом.