Непобедимый

Юрий Ушанов
НЕПОБЕДИМЫЙ
За свою долгую (более 50 лет) научно-производственную деятельность мне приходилось общаться со многими главными и генеральными конструкторами. Но больше всего мне довелось работать с Сергеем Павловичем Непобедимым.
Сергей Павлович Непобедимый, выдающийся главный конструктор, один из последних в плеяде последователей Королева, главный конструктор того же калибра.  Под его руководством и при непосредственном участии разработано множество ракетных систем, стоявших и до сих пор стоящих на вооружении нашей, и не только нашей, армии. Это были системы, не имеющие аналогов в мире и превосходящие иностранные образцы. Американцы  не зря включили «Оку» в договор по РСМД, хотя по своим параметрам она не попадала в договор, потому что они боялись «Оки», а ее аналога у них не было и нет до сих пор.
Он был уникальным конструктором, я не знаю другого, кто бы ковал не только  «меч», но и «щит». А под руководством Сергей Павловича разрабатывались ПТУРС  «Шмель» и «Малютка» для поражения танков и комплекс  «Арена» для их защиты; разработаны ракеты «Точка» и «Ока» и велась раз-работка комплекса противоракетной обороны.
Сергей Павлович имел множество правительственных наград, и он мог бы, как Суворов, снимая награды говорить: это я получил за то-то, это за то-то. Все награды были им получены за конкретные работы, не было дежурных наград по случаю юбилеев своих или государственных.
Мне довелось много лет работать с Сергеем Павловичем и наблюдать его в различной обстановке – официальной, деловой, неформальной..
В официальной обстановке  - это был мэтр, знающий себе цену и умеющий достойно себя держать с людьми самого высокого ранга. Ему приходилось общаться с министрами, руководителями оборонного отдела ЦК КПСС и  Военно-промышленной комиссии, членом политбюро Д.Ф. Устиновым, и он держал себя достойно, не льстил и не угождал, а убеждал и разъяснял свою позицию по развитию и созданию оборонной техники  для нужд нашей армии.
В деловой обстановке – это был жесткий, требовательный руководитель. Современный ракетный комплекс это сложнейшая система, в разработке которой участвует множество смежных предприятий. Например, при разработке «Точки» и «Оки» кооперация составляла около двухсот предприятий. И весь этот громадный коллектив надо увязать в единое целое и подчинить решению одной, главной задачи.
По каждой из крупных работ создавался  Совет главных конструкторов под руководством \Сергей Павловича. В него входили как главные конструктора основных систем, например, по «Оке» -  Жуков Борис Петрович (разработчик твердотопливного двигателя), Колесов Борис Сергеевич (система управления), Сергеев Георгий Иванович (наземная пусковая установка), так и разработчики других подсистем комплекса – регламентной аппаратуры, навигационных приборов, системы прицеливания, системы топопривязки и навигации и др.
На заседаниях Совета главных конструкторов рассматривались вопросы разработки и изготовления составных частей комплекса, а в дальнейшем ход и результаты государственных испытаний. Сергей Павлович жестко критиковал смежников за срыв сроков или недостаточный объем испытаний. Но если видел у смежников трудности, всегда приходил на помощь, используя свой авторитет и контакты. При проведении испытаний Сергей Павлович присутствовал на каждом пуске «Оки», включая пуск ракеты в Забайкалье при температуре минус 50 градусов. После каждого пуска Сергей Павлович приезжал на стартовую площадку и благодарил стартовую команду военных и промышленности за проведенную работу.
 В случае неудачной работы, а такие, конечно, были, именно для этого и проводятся испытания, Cергей Павлович организовывал работу по поиску причины отказа. Например, по «Оке» в подобных случаях, он, после поздравления стартовой команды, брал меня под руку, отводил в сторону и говорил примерно так: « Юра, по предварительным данным мы имеем такие-то отклонения. Что, по вашему мнению, может быть их причиной?» Я рассказы-вал, какие неисправности могут привести к таким отклонениям. Сергей Павлович интересовался этим не для того, чтобы найти и наказать виновных, а  для того, чтобы правильно организовать поиск причины отказа и в дальнейшем быстро устранить причины.
Несмотря на жесткость при работе со смежниками, Сергей Павлович относился к ним с большим уважением, благодарил за успешную работу и не забывал о них при распределении правительственных наград. Два ордена на знамени нашего института - Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики, разработчика систем управления ракет «Точка» и «Ока» и других систем, получены за работы с Сергеем Павловичем. Главный конструктор систем управления «Точки» и «Оки» - Колесов Б.С стал Героем социалистического труда;  Колесов Б.С. и Галашевский   А.Н. –стали лауреатами государственной премии; Я, как заместитель главного конструктора и технический руководитель испытаний по «Оке», удостоен высшей правительственной награды - ордена Ленина. Многие сотрудники института награждены орденами и медалями СССР.
Это относилось и к другим предприятиям. Не было забыто ни одно предприятие из всей кооперации.
   Сергей Павлович был внимателен к людям, старался создать хорошие условия для работы и отдыха. Особенно по отношению к испытателям, которым приходилось проводить много времени вдали от дома в нелегких климатических условиях. Экспедиция КБМ в местах испытаний была всегда луч-шей по обеспечению сотрудников жильем, бытовыми условиями. транспортом. Для доставки людей и оборудования к месту испытаний заказывались спецавиарейсы.
Несмотря на высокое положение и множество заслуг, у Сергей Павловича не было высокомерия и зазнайства. Он охотно общался не только с руководителями предприятий, но и с ведущими специалистами предприятий, в том числе в неформальной обстановке.
Все это создавало дружескую обстановку и помогало разрабатывать и испытывать новейшие образцы военной техники, несмотря на неизбежно возникающие трудности.
Мне хочется закончить эти заметки словами Сергей Павловича: « Без ВПК нет армии, без армии нет страны». Наша страна живет и еще долго будет жить с оружием, созданным Сергей Павловичем Непобедимым. Он был одним из столпов Военно-промышленного комплекса, а значит, и страны.