Земля, которая стала родной. Часть 7

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
Весна... весна...весна! Ах! Сколько в ней  любви, нежности, ярких удивительных красок и запахов!  От тёплого весеннего дыхания пробуждается всё живое. Распускаются цветы. Птицы обустраивают гнёзда. Апрельские сумерки приходят теперь позже, чтобы плавно перейти в тихую ночь. Тёмное небо завораживает переливами мерцающих звёзд...
А с рассветом в юное апрельское  утро врывается порывистое солёное дыхание моря. Нежная зелень берёз дрожит от  утренней прохлады, а под дневными лучами тёплого солнышка блаженно раскидывает свои объятия.
Я всегда стараюсь хоть немного побыть наедине с природой. Поэтому каждый день до учебного центра, который находится в 3 километрах от дома, шла пешком. Выходила пораньше, чтобы не спеша пообщаться с моими новыми маленькими друзьями – лесными зверюшками. 
Вот заяц, который выбегает сюда именно в это время:
- Ну, что, серенький? День начинается!- улыбалась я, рассматривая длинноухое чудо. 
Трусишка обычно смотрел в мою сторону, потом  сжимал своё упругое тельце, чтобы тут же вытянуться, словно отпущенная пружина, и давал стрекача.
От этой встречи радовалась и наполнялась восторгом душа.
A я шла дальше не спеша, наслаждаясь блаженством рассвета.
Вдруг с моря подул резкий ветер.  Своими мощными порывами он словно накрыл город сплошным покрывалом из тяжелых серых туч. Небо темнело на глазах, и вот на лицо упала одна дождевая капелька, потом другая, и…  вот он - мелкий весенний  дождь.
Дождь никак не испугал меня, а навеял трогательные воспоминания о маме, о доме. Тоска комом подкатила к горлу. Я шла и думала о том, что скорее бы доучиться, чтобы, наконец, устроиться на работу, скопить денег и поехать на Родину к маме. Размышления о том, что все беды на Земле из-за  проклятых денег, навеяли грусть... А дождь хлестал и хлестал в лицо. И где слезинка, где дождинка уже было не разобрать...
На занятиях время пробегало незаметно в непринуждённой обстановке. Весна и здесь внесла свои изменения. Если практическая часть обучения проходила в гостиницах, ресторанах, столовых, то теоретические занятия  в хорошую погоду стали проводиться на природе. С нашими преподавателями мы всей группой выходили туда, где есть скамейки. Теперь мы постигали науку не в аудиториях, а в парке или в летнем театре.
Всюду звучала финско-шведская речь, к которой я постепенно привыкала. Общения на родном языке уже не было. Финляндия не спеша открывала нам дверь в свой маленький уютный мир. Впереди спокойная и размеренная жизнь.
Иногда я выходила в город просто прогуляться и заглянуть в магазины. Я рассматривала, что-то примеривала на себя, но на покупки не хватало денег. Скромная зарплата мужа и моё пособие уходили на оплату квартиры и на питание.
Как-то раз в одном из магазинов я сосредоточенно выбирала какую-то мелкую, необходимую в быту, вещицу. И вдруг, как гром средь ясного неба, услышала родные простые слова:
- Мама! Нос!
Я быстро обернулась и увидела ребёнка в коляске, который пальчиком указывал на свой носик и радовался тому, что может поделиться своей новостью с мамой.
Моё сердце, казалось, выпрыгнет от радостного волнения. Я подошла к коляске и спросила:
- Как тебя зовут, мальчик?
- Саша! Его зовут Саша! – улыбалась молодая женщина, стоявшая рядом с коляской. – Привет! Ты откуда?
- Привет! Я из глубинки России, а ты? – ответила я.
- Из Петрозаводска. Скоро будет 4 года, как живём в Оулу.
- А мы совсем недавно приехали.
- Скучаете, наверное?! - улыбалась собеседница. - Первое время и мне было трудно, но потом привыкла. Привыкните и вы.
Так я познакомилась с Леной. Милой доброй, родной по духу. Потом мы часто встречались, гуляли по набережной, делились душевными переживаниями,  воспоминаниями о Родине.
- Я бы поехала к маме, но пока не могу, никак не получается скопить денег. -
- Да-а-а! Дорога не близкая до Белгорода. - соглашалась подружка. – А знаешь, тут недалеко есть магазин, где по средам и пятницам дают продукты бесплатно.
- Как бесплатно?
- А тебе, что муж не объяснил, что малоимущим государство выдаёт бесплатные продукты.
- Нет, Тимо не говорил. Да он, наверное, и не знает об этом!
- Все знают! - улыбнулась Лена. - На следующей неделе - майские праздники,  вот перед праздником пойдём вместе, я тебе всё там и объясню. Договорились?
- Договорились!
Я с интересом ждала это новое событие.
И вот, мы уже у небольшого магазина, к которому не спеша подходили люди. Одни - с большими дорожными сумками, другие – с рюкзаками.  Здесь и финны, и русские, и эстонцы, и другие иностранцы. 
Ровно в 12 часов открыли двери и пригласили первых пять человек.
- Лена, можно я с тобой пойду, боюсь, что растеряюсь и ничего не пойму.
- Не переживай, ты так! Здесь всё просто. - успокаивала меня подруга.
Наша очередь подошла быстро. В светлом помещении было несколько отделов. Я вошла в первый – молочный. У меня доброжелательно спросили: сколько в семье человек? 
- Раскрывай сумку! - скомандовала подружка. 
Мне выдали по количеству душ в семье: 2 литра молока, йогурты, кефир. 
- Таня, идём дальше, в овощной отдел.
Здесь дали 2 кг картошки, салат, помидоры и огурцы, в мясном отделе - колбасу, сыр и фасованное филе свинины. В хлебном отделе без ограничений выбирай всё, что понравится.
Две большие сумки были набиты продуктами.
- Лена! Какая радость! Спасибо, тебе! Ты – наша спасительница!
- Таня, мы должны помогать друг другу, мы же земляки. В Финляндии государство очень заботится  о безработных и малоимущих, поэтому здесь нет нищих и попрошаек. А когда пойдёшь работать, будешь эти же продукты покупать в магазине.
- Ну, вот и подходит Первомай!  - произнёс Тимо, глядя в окно.
-  Да, повсюду давно идёт торговля огромными воздушными шарами. - заметила я.
- Завтра днём пойдём в центр города, будет весело!
- Тимо, расскажи об этом празднике, какой он?
- Прежде всего, Первомай - это веселый и шумный праздник студентов. Его название происходит от имени католической святой Вальпургии, день памяти которой приходится на 1 мая.Название Vappu удачно зашифровало в себе 3 основных символа праздника: Wappu - сокращение от имени святой Walpurga, vaipua - погружаться и vapaa- свободный.
Студенты - и нынешние, и закончившие учебу много лет назад, - надевают белые фуражки, и начинают веселиться уже с 30 апреля.
Здесь встречаются и пожилые люди в белых студенческих фуражках. Для них праздник Ваппу — знак их жизненного успеха, ведь в бедной до- и послевоенной Финляндии окончить лицей мог не каждый, даже очень способный, финн. 
Современные  студенты освобождают себя в этот день не только от правил поведения, но и от школы. В этот день  в одной компании можно встретить и профессора, и студента. Все рады возможности вернуться на денек в свою бурную студенческую юность. Все они надевают пёстрые комбинезоны из плотной непромокаемой ткани. Каждый факультет имеет свой цвет, потом наносят на них логотипы всех спонсоров факультета. Так же прикрепляют эмблемы всех слётов в которых принимали участие. И вот в этих пёстрых комбинезонах празднуют Ваппу.
-Тимо, а у нас, в России, 1 Мая считается праздником Весны и труда.
- Наш народ испокон веков тоже почитал день 30 апреля и как праздник весны, расцвета природы и плодородия. Это начало посевного сезона. Ночью скот освобождался от тесных стойбищ и выпускался на вольные хлеба. История этого праздника древняя. В далеком языческом прошлом, доставшемся финнам от викингов и кельтов, существовало поверье, что в последнюю апрельскую ночь открывается возможность перехода из мира мертвых в мир живых. Ну, а в открытую дверь, естественно, толпой ломится всякая нечисть, которая, как известно, боится огня. Вот и получалось, что в эту ночь по всей стране жгли костры и звонили в колокола, что защищало от нечистой силы и задабривало «хороших» богов плодородия. Предки ещё верили в то, что огонь, танцы, музыка и звон надолго отпугивали хищников, изголодавшихся за зиму.
Но это история... А завтра будет студенческое веселье!
А позже я поняла, что современные финны не вдаются в запутанную историю праздника, им интересен сам процесс веселья.
Последний апрельский день был щедр на солнце. На центральную площадь города, откуда доносилось многократное «Ура!»,  спешили пожилые и совсем юные студенты. Повсюду слышна музыка, весёлый смех, звон бокалов с шампанским. Яркие краски серпантина, флагов. На каждом шагу продаются традиционное первомайское угощение – хворост. На пикниках жарятся сосиски, коптится рыба. Молодежь усаживается прямо на газоны, достает припасенные лакомства и спиртное.
Праздник в полном разгаре!!!
Обычно спокойные и сдержанные, финны в эту ночь готовы на любые безумства. Меня поразило количество алкоголя, употребляемое в этот день студентами. В ход идёт традиционный напиток -  сима, напоминающий медовуху, и всё, что пенится: пиво, сидр, шампанское.
Финны позволяют себе в этот день буквально «всё», и за это «всё» их не наказывает полиция. Можно пить пиво из бутылки прямо на улице, валяться, где попало, обливать всех специальной пастой из баллончиков, обзываться, напиваться. Полиция лишь спокойно беседует с расшалившимися сверх меры, предлагая им прилечь в сторонке на травке.
Праздник продолжался до глубокой ночи, а мы, устав от ярких эмоций, возвращались домой. Я шла и думала о том, что эта маленькая страна интересна не только природой, но и весёлыми праздниками. 
 
                Продолжение тут: http://proza.ru/2017/02/17/2080