По снежным следам нарт

Анна Юркова
В Адыгее прошли первые зимние гонки на собачьих упряжках
 Соревнования состоялись в минувшие выходные (4-5 февраля) на заснеженном плато Лагонаки. Всего на стартовой площадке у ворот кордона Кавказского биосферного заповедника собрались более 30 команд из многих регионов России -Ростовской, Воронежской и Самарской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Чувашии, Казани, Москвы и  Санкт-Петербурга.

  Вперед, Арго!

  Ездовым собакам трудно усидеть на месте, энергия в них бьет ключом, особенно это касается сибирских хаски, чья густая шерсть и сильные лапы, рождают мысли о бескрайнем Севере. Пока гонщики готовят нарты молодые псы, впервые увидев вблизи столько сородичей, возбужденно поскуливают. Напряжение нарастает, когда упряжку выводят на старт: волонтеры еле удерживают бегунов, чтобы те не сорвались раньше времени. От нетерпения некоторые могут хватить зубами соседа за бок. Как только упряжку отпускают, собаки по команде каюра «вперед!» устремляются по заснеженной трассе.   

  Гонка проходит в нескольких номинациях: среди нарт с четырьмя и двумя собаками. Еще одна новая дисциплина - ски-джоринг, в которой лыжник-гонщик передвигается свободным стилем вместе с одной или несколькими собаками. У каждой группы команд своя дистанция - от 4 до 13,5 километра, но, несмотря на разные расстояния, для всех она непроста: сказываются горный рельеф, затяжные спуски и подъемы с высшей точкой на перевале более 2000 метров. Сложность добавляют сильные февральские ветра, дующие с низин. Наибольшие трудности поджидали участников наверху - мало того, что приходилось подниматься в горку, так еще вихри снега вскоре замели спортивную «магистраль», даже стерев следы промчавшихся ранее упряжек.  В результате несколько спортсменов не дошли до конца, повернув назад. Впрочем, для многих участников подобная гонка проходит впервые, а потому на кону стоит не победа, а удовольствие от новых впечатлений.

- Я в этом году впервые участвовала в соревнованиях на лыжах, - признается спортсменка из Санкт-Петербурга Елизавета Сильянова (дисциплина ски-джоринг с одной собакой). - Нравится это предстартовое волнение, возможность пообщаться с людьми, с которыми ты на одной волне. Если бы не собака, я лыжами не занималась бы вообще. Трасса очень понравилась, у нас в Питере такого снега нет. Но сегодня намело. Мы не дошли, подъем был очень сложный. Вдобавок нас догнала упряжка, и так как мой Арго почти подросток, он решил поиграть. В общем, мы долго их разнимали. Какое-то время шли наверх, но это уже не была гонка, а испытание на выносливость, поэтому свернули. Но мне кажется, такие ситуации лишь сближают владельца и собаку.

  Пока мы разговариваем с Елизаветой, полуторагодовалый Арго в ярко-оранжевом комбинезоне так и норовит натянуть поводок в руках хозяйки. Это охотничий пес немецкой породы курцхаара, поджарый, подвижный, с разбросанными по бокам и спине пятнышками цвета кофейных зерен. Бег для него - одно удовольствие. По словам девушки, щенка она взяла по объявлению. Но первоначально брать не думала, так как искала девочку шоколадного окраса, а тут оказался мальчик в крапинку. К тому же щенка продавали без документов, и выглядел он в свои шесть месяцев истощенным и болезненным, успев сменить трех хозяев.

- Но почему-то уйти не смогла, а теперь очень рада, что Арго попал ко мне. За год до этого я как-то зимой поехала на соревнования по ездовому спорту (в Ленобласти) посмотреть, как бегают хаски, - продолжает Елизавета. - До этого думала, что упряжками пользуются только северные народы. А о том, что ездовой спорт находится так близко, не догадывалась. С тех пор загорелась желанием поучаствовать. Не ради результата: тут важна связь между человеком и собакой. Помню наш первый старт летом, мы бежали пробный забег с хасками в парке. Впереди озеро с утками, и я понимаю: там будет финиш, все-таки, по сути,  пес охотник. Хаски аккуратно повернули к берегу, а я в этот момент кричу Аргоше: «Вперед, вперед!». И он побежал дальше. Оказалось, он меня слышит, что он хороший партнер, ему нравится скорость, не надо его мучить и заставлять.

Северные ездовые

  Действительно тренировки должны быть собаке в удовольствие. Иначе ничего не выйдет. Ведь в гонках главным нарушением, помимо опоздания на старт, является грубое обращение с животными.

- Чаще всего это случается с новичками. Если собаки слабо подготовлены, они быстро устают, останавливаются на середине дистанции, и спортсмен, чтобы продолжить гонку, может применить силу или накричать. Подобное отношение не допускается, - говорит Елена Литвинова, главный судья соревнований.

  На вопрос, какие собаки способны стать ездовыми, сотрудники питомников затрудняются дать однозначный ответ. Тянуть нарту могут многие, главное - выносливость и отношение к делу. Так, в открытом классе зимних гонок выступила упряжка с четверкой доберманов. Отдельно оценивался норвежский метис чемпиона мира по ездовому спорту 2014 года Павла Отбеткина. Также среди упряжек можно было увидеть пару прямо-таки «плюшевых» аляскинских маламутов.   

  Однако герои гонок - сибирские хаски. Владельцы собак могут часами говорить о своих питомцах, но всегда единодушны в одном: прежде чем заводить собаку этой породы, надо хорошенько узнать ее характер. Для ленивого, ведущего размеренный образ жизни хозяина этот четвероногий друг с неуемной энергией не подойдет.

- В целом, это собака-почтальон, то есть изначально она предназначалась для мелких почтовых перевозок. Вся ее любовь к жизни сводится к тому, чтобы сорваться, вымотать себя до полного изнеможения. Если ее не тренировать, то возникают проблемы. Некоторые хозяева жалуются: «вот, мебель погрызла, огород перекопала», а ведь у нее энергии сколько! – говорит краснодарский заводчик ездовых собак Эдуард Кизеев.

  Любопытно, но породу  «сибирская хаски» зарегистрировали американские кинологи в 30-х годах XX века, получив ее от аборигенных собак Дальнего Востока России. Толчком к выведению стало открытие золотых месторождений на Аляске, куда сразу потянулись промышленники вместе с многочисленными искателями приключений. В заснеженных районах Севера основным доступным средством передвижения служили ездовые собаки. Но ошибочно считать животных только транспортом. В суровых условиях умная собака спасала жизнь человеку. Яркий тому пример - упряжка Леонарда Сеппала во главе с хаски по имени Того, которая в 1925 году проделала путь почти в 1000 миль на большой скорости, чтобы доставить вакцину от дифтерии в охваченный эпидемией город Ном. Тот двухдневный переход в непогоду оказался для лидера-собаки последним.

Дай мне собачью упряжку, а остальное возьми себе

  В наши дни бег в упряжке больше спорт, чем необходимость. Но даже к самой короткой дистанции (4 километра) собаку надо готовить.

- Начинается все с пушистых молодых собак, которые любят бегать, но на короткие расстояния. Выносливость приходит с тренировками. Сначала с собакой нужно бегать рядом самому с использованием специального снаряжения. Потом ставить к более опытным. Работа с ними имеет свою специфику - их обучают рабочим командам: вперед, лево, право, тише. Команды «ко мне!» как таковой нет. Собаки в упряжке должны бежать с одной скоростью, то есть подходить друг другу по конституции. И, конечно, у них тоже свои предпочтения, кто-то им нравится, а кто-то нет. Специально их не приучают друг к другу. Если возникает агрессия, то просто меняют партнера, - рассказывает сотрудник Кавказского биосферного заповедника Кристина Бибина, победительница гонок в дисциплине «упряжка-четверка на 8 километров».

  Еще нельзя представить упряжку без вожака. Лидер выявляется в ходе тренировок. Это собака, которая первая и наиболее точно реагирует на команды каюра. Кстати, на старте легко определить главного в группе. Он первый по сигналу срывается вперед и тянет за собой словно локомотив всех остальных. Собак, проявляющих охотничий интерес или забияк по натуре, как правило, ставят в конец, где все попытки для агрессивных выпадов сводятся к нулю.

   В упряжке-четверке Кристины лидером выступает Мак, а с ним бегут его подросшие дети. Все собаки принадлежат одним из идейных вдохновителей гонок, научным сотрудникам заповедника Сергею и Татьяне Трепет, у которых в семье живут уже 13 хасок. Кристина не первый год работает с Маком, знает его характер также хорошо, как и его хозяева. Тренировки девушка проводит с осени по весну, в жаркую погоду собаки могут перегреться. Основное снаряжение - велосипед или четырехколесный карт, ездовая или тягловая шлейка, а также пояса и потяги. Стоит ли говорить, что для настоящих любителей этого спорта хобби выходит в копеечку.

  Девизом зимних гонок на собаках «Лагонаки-2017» стали слова известного датского полярника Кнуда Расмуссена: «Дай мне собачью упряжку, а остальное возьми себе». Как признаются организаторы, идея соревнований витала давно, но реализовать ее получилось только сейчас, поскольку только в прошлом году была официально зарегистрирована Федерация ездового спорта России, а затем и региональное отделение в Краснодарском крае и Республике Адыгея. И эта первая снежная гонка в Адыгее удалась. Призы достались всем участникам, а питомцы получили вкусные подарки.


Кстати, до 90-х годов XX века в России гонки на собачьих упряжках считались национальным видом спорта и проводились лишь в рамках северных национальных праздников как дань местным традициям. Информация об этих соревнованиях почти не выходила за поселковые границы. И только в 1990 году на Камчатке громко провели первую гонку, объявленную спортивной, - «Беренгию» с дистанцией 250 км.