Двойная ставка The Music of Chance 1993

Смирнов Виктор
РЕЦЕНЗИЯ ИЗ КНИГИ «КИНО И ЖИЗНЬ»

Для меня история фильма «The Music of Chance» началась в далёком 2001 году, когда я в первый раз увидел его по телевизору. Фильм транслировали по какому-то центральному каналу, но почему-то в очень плохом качестве. Однако тёмные полосы на экране и никудышный звук не помешали мне посмотреть фильм на одном дыхании — сюжет показался мне крайне интересным и оригинальным.
 
Джим Нэш, пытаясь убежать от своего прошлого, покупает красный BMW и отправляется в Нью-Йорк, чтобы начать новую жизнь. Классическая музыка, которую слушает Джим во время поездки, и живописные американские пейзажи за окном позволяют ему немного расслабиться и на время забыть про неудачи. Но «судьба», как известно, очень «хитра», и вскоре лирическое настроение сменяется тревожным любопытством — Джим видит окровавленного человека, идущего по обочине дороги. Добродушный и умиротворённый Нэш останавливается и пускает незнакомца в свой автомобиль. Новый друг Джима — итальянец Джек Поззи, зарабатывающий на жизнь исключительно игрой в покер. После очередной игры везунчик Поззи как всегда набил карманы деньгами, но был избит и ограблен…
 
Всю дорогу Поззи методично уговаривает Нэша принять участие в новой игре, которая обещает быть опасной, но удачной. Джек уверен в своей победе на сто процентов. И Нэш соглашается. Перекантовавшись некоторое время в Нью-Йорке, новоиспечённые друзья отправляются на игру в имение двух мультимиллионеров. Странные богачи тепло принимают гостей в своём роскошном особняке, кормят их и показывают огромный макет сказочного города, который они мечтают построить на своей территории. После этого начинается игра. Поначалу всё идёт гладко — Джек выигрывает. Но в середине игры Нэш уходит, чтобы ещё раз посмотреть на макет будущего города. С удивлением разглядывая конструкцию макета, Джим решает забрать себе на память две фигурки. Именно с этого момента и начинаются настоящие приключения…
 
Вернувшись к игрокам, он узнаёт, что везение на этот раз немилосердно изменяет Джеку — он начинает проигрывать. В процессе игры ребята потихоньку расстаются не только со своими деньгами, но и с машиной. Более того, они ещё и остаются в долгу. И тут богачи принимают неожиданное решение — чтобы как-то рассчитаться со своими долгами, Нэш и Поззи должны будут построить высокий забор из десяти тысяч каменных глыб, оставшихся после разрушения древнего ирландского замка. Свободолюбивый итальянец начинает яростно сопротивляться этому решению, но Джим говорит ему, что у них нет другого выхода и что эти люди не выпустят их живыми со своей территории. Парни вынуждены подписать контракт, согласно которому они должны будут работать в течение пятидесяти дней по десять часов в сутки. «Рабов» передают в руки пожилого надсмотрщика Кэлвина, который поселяет их в скромном, но весьма комфортном домике…
 
Лёгкая жизнь сменяется серыми трудовыми буднями. Работа не прекращается даже во время дождя. Ворочать камни — дело нелёгкое, но в свободное от работы время друзья живут довольно-таки вольготно — их хорошо кормят, поят дорогими спиртными напитками, доставляют проститутку… Но, несмотря на хорошие условия, Джек все равно не хочет отрабатывать долг. Ночью ребята выкапывают яму под забором, обнимаются на прощание, и Джек оказывается на воле. Он зовёт с собой Джима, но тот говорит, что не может уйти, не достроив каменное сооружение. Нэш продолжает строительство в одиночку. И однажды утром, выходя из своего домика, Джим видит страшную картину — на траве лежит труп его бывшего напарника. Таким образом Джек был наказан за свой побег…
 
После этой непонятной смерти Джиму начинают сниться кошмары. Отрицательные эмоции душат его, и, в конце концов, он решает отомстить за смерть друга, рискуя собственной жизнью. После завершения строительства, надсмотрщик со своим зятем приглашают Джима отметить в баре успешное окончание работы. Попив пивка и поиграв в бильярд, Джек снова садится за руль своего BMW, чтобы отвезти старика и его зятя обратно в поместье. Он специально разгоняет машину до предела, и на крутом повороте она переворачивается и падает в кювет. После автокатастрофы в живых остаётся только Джим Нэш. Немного изувеченный, он идёт по дороге в неизвестном направлении. Какой-то человек, проезжающий мимо, подбирает его на том же самом месте, где он когда-то в первый раз увидел Джека.
 
Фильм «The Music of Chance» снят в 1993 году по одноимённому роману Пола Остера. Главные роли в этой приключенческой драме исполнили гениальные, но не очень известные широкой публике актёры — Мэнди Пэтинкин и Джеймс Спейдер. На мой взгляд, это один из самых лучших дуэтов за всю историю американского кинематографа. Мэнди как всегда элитен, утончён и талантлив, а Джеймс в эксклюзивной роли пронырливого итальянца выглядит очень эксцентрично. Роли второго плана были исполнены не менее талантливыми актёрами, которых, кстати, не так уж и много. Фильм достаточно замкнут и несколько нелогичен, но эти качества придают ему особое очарование. Снимали шедевр неподалёку от Нью-Йорка, но при просмотре создаётся впечатление, что действие происходит где-то в южной Англии или северной Франции. Европейский колорит сохраняется на протяжении всего фильма, и это неудивительно, если учесть, что режиссёром и сценаристом этой киноленты является Филипп Хаас, операторами — Бернар Зитцерманн и Жан Де Сегонзак, продюсером — Фредерик Золло, а художником — Хуго Лючик-Выховски.
 
В России «The Music of Chance» вышел 7 декабря 1999 года на видеокассетах и был озвучен как «Двойная ставка». Понятно, что это не перевод, но название всё равно на влияет на содержание. Вообще, надо отметить, что фильм имеет восемь наименований: «The Music of Chance», «La Musica del Azar», «Двойная Ставка», «Музыка Судьбы», «Музыка по Случаю», «Музыка Азарта», «Музыка Удачи» и «Музыка Шанса». Последнее имя наиболее приближено к истине.
 
P. S. Главной и весьма неприятной особенностью фильма является то, что его попросту нигде нет. В нашей стране его практически не существует. Его нету ни в магазинах, ни в интернете. Но мне повезло — в декабре 2008 года я каким-то чудесным образом успел скачать «The Music of Chance» с сайта, который впоследствии был закрыт. Заветный диск с заветным фильмом хранится в моём столе вместе с другими киношедеврами и занимает среди них почётное первое место.

ноябрь 2009 года

10 из 10 
· Полезная рецензия?
· Да / Нет
· 18 / 4



_______________________________________

О  фильме «Музыка Шанса» (дополнительно)

Разочарованный в жизни американец средних лет Джим Нэш во время путешествия на своём автомобиле волею судьбы знакомится с молодым итальянцем Джеком Поцци, который в жизни умеет только одно – играть в покер на деньги. Впоследствии эта страсть погубит его, но прежде Поцци должен в последний раз испытать капризную удачу на прочность в игре против двух пожилых друзей-миллионеров. Джим Нэш, являясь таким же свободным художником, как и его новый приятель, соглашается принять денежное участие в игре. Партия состоялась. Но на этот раз Поцци не повезло – он потерпел сокрушительное поражение. Просадив все свои материальные ценности и к тому же оставшись в долгу, искатели приключений попадают в самую интересную и одновременно странную передрягу в своей жизни. Богачи придумали специфическое наказание для проигравших – строительство каменной стены. В судьбе Джека Поцци это решение сыграет роковую роль, а Джим Нэш в очередной раз убедится, что фортуна – это живой «организм», который по отношению к людям расставляет свои приоритеты.

Экзистенциальный символизм в киноискусстве – в целом явление нестандартное. Фильмы, пропитанные таинственностью, хаотической взаимообусловленностью живого и мёртвого начала и, как следствие, замкнутой и отчасти нелогичной безысходностью, закономерно остаются на теневой стороне кинематографической реальности. И в таком случае даже звёздный актёрский состав, вопреки здравому смыслу, играет второстепенную роль. Другими словами, если внутренняя суть картины накладывает на неё печать вышеперечисленных классических атрибутов артхауса, то фильм автоматически переходит в разряд «не для всех» и приобретает все качества редкого кино. Это, являясь, безусловно, достоинством кинопроизведения, в свою очередь, доставляет целый ряд неудобств ценителям интеллектуальных постановок.

В этом отношении «Двойная ставка» является больше экспериментом, чем полноценным проектом. Но с другой стороны в процессе инкрустации традиционного европейского менталитета в уже состоявшуюся коммерческую американскую киноиндустрию на свет появился уникальный во всех отношениях фильм. Двойственность и несовместимость главных категорий этой ленты создают неповторимую атмосферу волнующей интриги. Казалось бы, Америка на сегодняшний день – это пространство всеобщей перманентной наживы, и все мистические составляющие обыденного людского бытия в этой стране ослаблены до предела. Но это иллюзия. В пределах Соединённых Штатов ещё сохранились уголки, где время и пространство не подчиняются всеобщим социальным и природным законам. Поместье Фловера и Стоуна – яркий тому пример. Перейдя границу владений этих людей, главные герои попадают в совершенно иной мир, где, собственно, и заканчивается обыкновенная реальность и начинается другое измерение, состоящее из прочного сакрального ансамбля хаотических отрывков древних суеверий и агрессивных энергетических потоков из прошлых веков. Искусственный макет этой реальности составляет её остов, фундамент. Нарушение структуры макета приводит к необратимым последствиям в судьбе героев фильма.

Бессмысленное строительство стены из камней, из которых в далёком прошлом был построен некий замок в Ирландии, – основа ленты. Этот очаровательный фарс хоть и направлен в пустоту, но всё же содержит в себе символическую нагрузку и чётко подчёркивает и противопоставляет нрав «строителей». Стена в этой картине отождествляется с вынужденной необходимостью (временной или постоянной), которая, к сожалению, свойственна всей человеческой жизни. Фильм невъедливо объясняет, что каждый человек в жизни строит свою стену из своих камней по схеме, разработанной неведомыми инженерами в непостижимых уму лабораториях. Каждый по-разному реагирует на свою несвободу, но при этом у всех есть одинаковый и единственный выбор – или подчиниться и смириться, или спасовать и осознанно или неосознанно покинуть «стройплощадку», заплатив за свободу своей жизнью. Так поступил герой Джеймса Спейдера. С персонажем Мэнди Патинкина ничего не могло случиться в принципе, поскольку смирение – главное качество этого человека. Противопоставив и реалистично обрисовав характеры двух главных героев, фильм опять-таки ненавязчиво показал самое главное внутреннее различие между людьми.

Финальная развязка логично заканчивает историю, но одновременно и оставляет много вопросов. Но не по поводу дальнейшей жизни оставшегося в живых героя, а по контексту самого фильма и его смыслового посыла. Постановка как бы, подведя зрителя к закономерной развязке, в то же время резко обрывается, не раскрыв чего-то самого главного, существенного и долгожданного. В этом прослеживается основная загадочная интрига и завуалированное обаяние киноленты «Двойная ставка».


Смирнов Виктор