Как москит помог Горбачёву стать секретарём ЦК

Александр Смирнов 83
Приносить жертвы чужому-это значит выслуживаться.
Сознавать долг и не исполнять его-это трусость.

Конфуций

Как всегда, я и в конце восьмидесятых внимательно отслеживал ситуацию в стране. У меня крепло понимание того, что страна не вполне здорова, население живёт бедновато, его особенно раздражал дефицит продуктов, качественных промтоваров. Развитие промышленности, сельского хозяйства значительно отстало от уровня развитых стран, поэтому преобразования были необходимы. Но во время так называемой перестройки я почувствовал, что добром это не закончится. Нельзя было одновременно производить политическую и экономическую перестройки, которые затеял Горбачёв. Китайский лидер Дэн Сяо Пин более умно подошёл к преобразованию своей страны, проведя революционную перестройку экономики и ради стабильности в основном сохранив политическую надстройку. И теперь Китай пожинает плоды и бурно развивается.

У нас ведь тоже всё могло пойти иначе. Один из вариантов иного развития событий был изложен в ироничной статье известного казахского писателя и публициста Олжаса Сулейменова, опубликованной 29.11.1996 года в газете «Труд» под названием: «Пока жужжат москиты», и основанной, как он отмечал, на реальных событиях. Сулейменов находился в ближнем окружении тогдашнего первого секретаря ЦК компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева и нынешнего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Содержание статьи в сжатом изложении заключалось в следующем.

 В советские времена для укрепления власти и соблюдения баланса интересов центра и национальных республик первыми секретарями союзных республик практически всегда назначался или выбирался авторитетный представитель коренной национальности, а вторым секретарём, отвечающим за кадровую политику и правоохранительные органы, был, как правило, русский или украинец, как представители основных государствообразующих наций.

В Казахстане во времена Брежнева таковыми были член Политбюро ЦК КПСС Д.А.Кунаев, вторым секретарём - бывший министр сельского хозяйства СССР Валентин Месяц, так как после освоения целинных земель сельское хозяйство Казахстана было очень значимым. И когда Горбачёв впоследствии необдуманно сместил Кунаева и вместо него назначил бывшего первого секретаря Ульяновской области Колбина, русского по национальности, это вызвало массовые волнения в Алма-Ате и других городах Казахстана. Необдуманное решение пришлось отменить.

Существовала практика, что при поездке на отдых за рубеж чиновников высшего звена отпускали не поодиночке, а парами. На Кубу вместе с Месяцем поехал первый секретарь одного из обкомов партии, казах по национальности. Надо же было такому случиться, что этого секретаря ужалил в деликатное место москит, из-за чего этот орган сильно распух, отпуск был подпорчен. К тому же Месяц частенько подшучивал над потерпевшим, в результате этот секретарь буквально возненавидел его. По возвращении из отпуска Кунаев, как всегда, стал расспрашивать секретаря о прошедшем отпуске, и тот сообщил в частности, что Месяц однажды в разговоре за рюмкой выражал неодобрение участием жены Кунаева Зухры Шариповны в принятии им важных решений. В 1978 году неожиданно умирает секретарь ЦК, курировавший сельское хозяйство страны, очень авторитетный Кулаков. На его место Брежнев продвигал именно Месяца, как наиболее квалифицированного специалиста по сельскому хозяйству в масштабах страны, имеющего, кроме того и большой опыт партийной работы.

Брежнев обратился за советом к Кунаеву. Тот подтвердил как высокую квалификацию Месяца в управлении сельским хозяйством, так и его богатый опыт партийной работы, но дальше замялся. Брежнев почувствовал, что Кунаев что-то недоговаривает и попросил высказаться подробнее. И Кунаев сказал Брежневу, что Месяц не всегда проявляет лояльность к первым лицам, но если с ним поработать, то это будет наилучшая кандидатура. Но у Леонида Ильича времени уже не было, он был серьёзно болен, и Месяц не прошёл. И кто же был введён секретарём ЦК по сельскому хозяйству? Вы угадали, им оказался милейший Михаил Сергеевич. С одной стороны, может показаться странным, что секретарём ЦК по сельскому хозяйству назначили человека, не являющегося крупным специалистом в этой области. Но, возможно, более важным было то, что он был хорошо известен партийной и государственной верхушке, как приветливый и услужливый партийный руководитель Ставрополья, где расположены многие курорты и куда приезжали на отдых её представители.

К сожалению, у Горбачёва оказался амбициозный, но нетвёрдый характер, он оказался слабым лидером, поддавался разным влияниям, в том числе своей жены. Очень хотелось ему угодить и нравиться всем, и вашим и нашим, в первую очередь западным лидерам, для чего он готов был поступиться национальными интересами страны. Его программа перестройки оказалась сырой и во многом непродуманной, а её политическая часть, реализованная под руководством ренегата А.Н.Яковлева и вовсе авантюрной. В результате такой политики произошло резкое ослабление Советского Союза как на международном уровне, так и внутри страны, что предопределило дальнейшую катастрофу. В начале 90-х годов я придумал для него и Ельцина такие определения: Горбачёв – краснобай и трус, Ельцин - дуролом.

Позднее, при написании автобиографии Кунаева Сулейменов уговаривал его вставить этот эпизод, считая, что участие Кунаева в нём изменило ход истории. Динмухамед Ахмедович, хитро улыбаясь, заметил, что герой этой трагикомедии не он, а кубинский москит. И если допустить здесь использование сослагательного наклонения, и если бы москит ужалил обкомовского секретаря в другое место, то история СССР могла бы развиться совсем в другом направлении. Такое могло произойти только в стране, где развитие важнейших событий зависит от воли одного человека.