Прощай, Евграф, до встречи 4. завершение

Владимир Ендурайский
К  сожалению у меня были основания для серьезных переживаний по поводу здоровья Евграфа.  Увы , шансы выздоровления от постигшего его недуга ничтожно малы и по сей день.  Учитывая  его характер жизни  и образ поведения надеяться на чудо не приходилось.  Надежда была на то , что женщина , о которой он так хорошо отзывался и родственники,  уберегут его от ожидаемых трудностей ….

Но случилось  худшее из ожидаемого и непредвиденное … А все это было как -будто заложено в документально-игровом  фильме Аркадия Когана  «Евграф», о котором я вспомнил после приезда домой и просмотрел в интернете.
 
Я не видел фильма более жестокого по отношению к герою.
 
В Петербурге среди творческой братии существует  негласное преклонение перед  достоевшиной (включая образ жизни его и его героев ,особенно Раскольникова) и Распутина.

Дух и гипнотическое присутствие этих личностей вольно, или невольно, испытывают те кто , связал свою жизнь  с этим  городом.  Когда я жил там, мне все время казалось, что призрачные образы Достоевского и Распутина часто преследуют меня, когда возвращался в квартиру в доме, где окна первого этажа выходили в стену соседнего дома на расстоянии вытянутой руки и в солнечную погоду мы сидели с включенной настольной лампой.  Иногда это видение доходило до  осязаемых галюценаций…

Просматривая фильм я вспомнил свои  впечатления того времени и  понял, что не единственный, кто это испытал …..Коган спроецировал всю свою "достоевшину "и "распутиншину"  на Евграфа.  Он  соединил в нем Распутина с  Раскольниковым и навязал ему эту жуткую идею фильма.
 
Евграф стоял на краю пропасти и Коган, как документалист , жестоко инициировал его падение и насладился этим, засняв все на пленку как доказательство факта . Ни тени попытки остановить падающего…. Типа- ну ,ну, падаешь, а нам интересно за этим понаблюдать.. Евграф в фильме ужасен, похабен и наслаждаясь  играет эту навязанную ему роль. 

Проскальзывает аналогия с фильмом «Агония», в котором замечательный актер Петренко создал утвердившийся  в сознании обывателя представление о личности  Распутина .  Евграф еще не думает о последствиях этой игры из объятий которой так и не сможет потом вырваться. Это роль постепенно убила в нем  человека ,  который с такой любовью писал портреты своих земляков, людей севера, портреты друзей .  Режиссер бесстрастно снимает пьяного , уставшего от хаоса в жизни, опустившегося  художника.
 
Коган  не видит висящих на стенах картин ,святящихся жизнью , благородством и выразительностью образов. Он буквально рыщет камерой по мастерской за каждым куском грязи , как бы показывая нам – вот оно падение сельского жителя, который не смог вжиться в город( строка из сценария фильма ) , вот как похожи художники с Монмартра и с  Невского!. Зритель видит , как пытается Евграф радоваться жизни, как кумир богемы Распутин, в общении с голыми женщинами и песнями под большую пьянку….

А с экрана телевизора, на втором плане, за всем действом бдит проницательным взглядом хладнокровный Невзоров.  Полный набор всей смеси, которым упивались все-  режиссер, художник-актер, любители чернухи и … . А каков же будет  финал, подумалось невольно, так же как у Распутина или Раскольникова?….Как –то холодно стало от таких мыслей …

Фильм, как предсказание судьбы художника,   художник играет в рулетку….. Это тревожное предчувствие не покидало долгое время после просмотра .  Но среди дел и забот как- то все это притупилось, успокоилось и даже позабылось.  Я не стал звонить Евграфу о своем  впечатлении от просмотра «шедевра» , чтобы не напоминать ему об этом и не навязывать не очень грустные   мысли. 

Мысли иногда материализуются ,к сожалению…..

Время не остановить , а расстояния разделяют нас так , что мы уже не видим происходящие изменения в другой точке и нам кажется, что все идет хорошо , когда так и говорят по телефону.  Так было и с Евграфом.  В коротких и редких общениях по телефону он уверял, что все хорошо , но иногда проскальзывали жалобы на ухудшение здоровья и самочувствия , что   становится  все труднее передвигаться

….Иногда чувствовалась пьяная веселость и задор…

Перед новым, 2017, вдруг приснился сон .  Брожу по набережной Невы в ясный, летний, солнечный день.  Праздный народ гуляет по улицам и набережным каналов Питера.  Всюду смех, веселье.  Иду по Дворцовому мосту и вдруг сталкиваюсь со светлой парой молодых людей
- Леночка, Евграф! Привет! И вы здесь !? -  Радуемся встрече, обнимаемся.
-Какими судьбами, как дела ,вы куда?  Как я рад , что вы снова вместе!
- Да, мы поженились и вот уплываем на пароходе в Грецию.  Теперь будем жить там ,приезжай ! Извини , мы опаздываем на пароход, давай ,пока! – Обнимаемся торопливо и они сбегают на трап к пароходу.  Я остаюсь удивленный и кричу с гранитного берега
-Прощай , Евграф!!!...до встречи !
 
Проснувшись долго размышлял  по поводу сна и не очень хорошие предчувствия не давали покоя . Решил позвонить после нового года, уж если плохое, то пусть  после нового года…..

Прошумели новогодние и рождественские праздники , времени достаточно для всего, в том числе долгим сидениям и «гуляниям» по интернету.  Неожиданно натыкаюсь на новость о том , что 17 картин петербургского художника Пайманова Евграфа навсегда уезжают в музей севера в г.Тазова и т.д.  Художник Пайманов Евграф подарил Ядринсому музею краеведения( райцентр в Чувашии, где он родился) 25 своих рисунков.
 
Искренняя радость  заполняет всю мою сущность. Наконец – то,  признание труда и жизни, не так уж все зря положено на алтарь искусства , дошло до людского разума, наконец , протянули руку помощи и внимание художнику..

Начинаю листать дальше, надеясь найти еще какие–то приятные новости   из жизни художника Евграфа Пайманова, возможные  выставки его картин, присвоения звания….

И вдруг читаю ….

Арестованы подозреваемые в убийстве художника Евграфа Пайманова…..

Ранее на два месяца был арестован подозреваемый в убийстве 16-летний подросток.

 Процесс проходил в закрытом режиме.
Речь идет об убийстве художника Евграфа Пайманова. Члена Союза художников, признанного мастера пейзажа и жанровых сцен, чьи работы хранятся во многих музеях, художественных галереях и в частных коллекциях, убили днем 3 июля в его квартире в доме 11 по Литейному проспекту.  Отмечается, что  после перенесенного инсульта пожилой художник мог передвигаться лишь в инвалидной коляске.
Спустя два дня были задержаны 19-летняя иногородняя учащаяся морской школы Яна Зуева и ее 16-летний приятель. Как сообщили следователи, подозреваемых выдали неумело заметенные следы убийства.

 
В храме была полная тишина и даже слышно было как горит свеча, перед которой я стоял и долго смотрел на колыхание пламени …..Мысли путались и уносились в высь ,туда, откуда возврата нет. …

Кто определяет нашу судьбу, кто ее предписал?  Или  мы сами ,все таки ,  ее  лепим, строим, пишем ,создаем и сами же ее перестраиваем, ломаем , крушим ….
 Ответ таял в вышине пространства храма . ..
Все мы ходим под негласным взором Бога.
 
Прощай , Евграф….до встречи …

-