Точка невозврата. Глава 14. Экскурсия

Зюлёв Леонтий Михайлович
  14. Экскурсия
 
  Нас уже ожидал офицер губернского жандармского управления. Не подозревая о цели визита, он надел парадный мундир, для встречи царственной особы. Нам совершенно не нужна была такая реклама, и я попросил переодеть его в обычный костюм. С трудом нашли инженера сходного роста и поменяли одежду. Ехать для осмотра дома решили на извозчике. Автомобилей в городе имелось всего несколько, и они на улице сразу привлекали оживлённое внимание, совершенно ненужное нам.
  Мы расселись в одной из колясок, стоявших у ворот завода. Наклонившись к извозчику, я негромко проговорил:
  - К дому инженера Ипатьева, пожалуйста. Знаешь, где это?
  - Обижаешь барин! - весело ответил извозчик и тронул коляску с места.
  - Я почитай с детства весь город исходил и изъездил,- добавил он.
  - Так ведь он меняется, строится, наверно?
  - Да в последние годы, как появился новый завод, очень изменился. В старые времена на окраинах: ни дороги, ни свету, да ещё и деньги, бывало, отнимут. Сейчас спокойно и свет электрический везде. Ещё спасибо Петру Аркадьевичу, и душегубов извёл. Он хоть и придумал Столыпинский галстук, да ведь с нашим людом нельзя иначе.
  Про себя я с удовлетворением отметил, что всё же не зря мы вложили большие деньги в благоустройство городов и перевооружение полиции, у которой основным оружием была "селёдка" - дубинка из гуттаперчи.
  Город был всё же небольшой, и через несколько минут мы остановились у ворот двухэтажного приземистого особняка.
  - Приехали, барин!
  Я рассчитался с извозчиком, попросив его подъехать через пару часов. Он ответил:
  - Поздно уже, навряд ли я найду клиентов, я тут постою, в сторонке, ежели немного заплатите за простой.
  - Хорошо, - ответил я.
  Мы направились к парадному крыльцу.
  Конечно, я прекрасно знал всю историю события, но чтоб не раскрывать перед княжной своё знание, решил осмотреть с ней весь дом и, как будто невзначай, найти нужную комнату. Знал я также и то, что семьи инженера и его самого нет в городе. За домом приглядывали горничная Аграфена и сторож Егор. На случай осмотра я заготовил легенду, вполне похожую на правду. Постучав в парадное и дождавшись, когда выйдет сторож, я сказал ему:
  - У барышни в этом доме прошло детство, она сейчас в Екатеринбурге проездом, можно она осмотрит, ничего не трогая, комнаты в доме, где играла ещё ребёнком?
  Егор не возражал. Аграфена, спустившаяся со второго этажа, вызвалась проводить нас по дому. Офицер остался с Егором, а мы с Ольгой поднялись на второй этаж. Пришла моя очередь изумляться: Ольга ориентировалась в расположении комнат лучше горничной, спрашивая её только о вещах незначительных. Мне подумалось: наверно душа Ольги, покинув тело после расстрела, оставила в памяти всё, что происходило в доме до него. Они прожили в этом доме семьдесят три дня, и это было их последнее жилище. Ольга весело щебетала с горничной, но я видел, как она всё больше и больше нервничает. Простодушная Груня ничего не замечала. Тогда Ольга спросила:
  - Аграфена, а подвал в доме ещё сохранился?
  - Господи, да куды ж он девается! Только я боюсь туды ночью ходить, мне голоса какие-то слышатся. Ежели меня посылают зачем - то, так я Егора с собой зову. А Вам, барышня, разве не боязно?
  - Мы там играли с сёстрами и прятались перед обедом, чтоб не пить рыбий жир, но нас, конечно, находили. Можно, я посмотрю?
  - Да как не можно, конечно пожалуйте, только, возьмите Егора, он покажет, где вход и остальное всё, а я боюсь
  Она спустилась с нами в парадное и передала сторожу просьбу княжны. Егор, ни слова не говоря, повёл нас вдоль фасада и, завернув за угол, открыл дверь. Вниз вела лестница из трёх ступеней, на площадке ниже неё в обе стороны находились двери. Ольга, не раздумывая, открыла левую дверь и шагнула в комнату с белёными стенами и кафельным полом. Я не отставал ни на шаг, и вовремя успел подхватить её оседающее тело, когда внезапно лицо её приняло цвет стен. К счастью, Егор и офицер остались на улице, и не видели, что происходит с гостьей. Комнату использовали под кладовую, в ней хранились старые стулья с вычурными спинками и ещё несколько предметов мебели, тоже явно старой. Усадив Ольгу на один из стульев, я увидел, что она не в обмороке, а просто испытала сильнейшее потрясение. Румянец медленно возвращался на её лицо.
  - Это именно та комната, из сна, - прошептала она.
  - Даже мебель та же, когда мы сидели тут. Нам сказали, что возможен обстрел, и надо спуститься в подвал. Я даже успела тут написать слова из библии, вот на этой стене. Стена сияла первозданной белизной.
  Я прекрасно знал, что она написала, но успокоил её:
  - Ольга, теперь вы видите, что это только сон.
  - Да, но откуда я могу знать, как расположены комнаты в доме и об этой комнате?
  - Такое иногда возможно с каждым человеком, ему снятся места, в которых он не бывал.
  - Так подробно?
  - Да, до мельчайших подробностей. И никто наверно не сумеет объяснить, почему это происходит.
  Девушка уже полностью пришла в себя, и оставаться в этом помещении далее не имело никакого смысла. Мы вышли на воздух. Егор при виде нас заметил:
  - Смелая вы барышня, детишки инженера боятся сюда заглядывать даже днём, ну да они маленькие ещё.
  Ольга поблагодарила Егора и Груню за возможность встретиться с детством. Я хотел предложить за беспокойство денег, но, видя с какой радостью и непосредственностью отнеслись к нам эти простые люди, устыдился.
  Наш извозчик, развернувшись, так и простоял невдалеке от парадного входа, город спал. Мы сели в коляску и отправились на завод. Все молчали. Щедро отблагодарив извозчика и отправив на нём офицера, домой, мы с Ольгой остались у аппарата вдвоём. Тихая и тёплая ночь окружила нас, но мне показалось, что Ольгу слегка знобит. Я предложил лететь обратно. Она согласилась.
  - Только не так, как вперёд. Я понимаю, что никто не в восторге, если его заставить делать, что он не хочет, но, я женщина, а нашим капризам надо потакать.
  - Ольга Николаевна, я повезу Вас как китайскую вазу, - сказал я, улыбнувшись.
  - Не сомневаюсь и рада, что Вы наконец-то рассмотрели, что я женщина, обычная хрупкая женщина, пусть и княжна.
  Обратно мы летели гораздо медленнее. Подняв аппарат в стратосферу, я думал, что Ольгу хоть немного отвлечёт потрясающий вид звёздного неба, но она ушла в себя, как улитка в свой домик и промолчала всю дорогу.
  Дорогой я думал, куда её доставить, автомобиль остался на заводе, но я, конечно, не мог отпустить её ночью без охраны за город, пришлось бы всё это организовать. Везти её в летнюю резиденцию царя не хотелось, там наверняка еще не спали, и могли начаться расспросы. Больше всего я не хотел именно их но выбирать не приходилось. Посмотрев на задремавшую в кресле княжну, я понял, что точка посадки только одна и отключил приводное устройство. Мы тихонечко опустились на знакомую площадку перед летним дворцом в Царском селе, Ольга поцеловала меня, сказав на прощание:
  - О времени, я думаю, мы с Вами ещё поговорим?
  С этими словами она направилась к дверям. Проводив её взглядом, я закрыл купол и несколько секунд сидел в полнейшей прострации. Меня испугала страстность, которую она вложила в поцелуй. Через четверть часа я уже пил чай, в родном кабинете. Решив не ехать в город, устроился спать. Мне снилась Ольга.

                Продолжение завтра