Ч. 33 Нашли покой на дне океана. Волчья стая

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/02/10/1606

Гросс-адмирал Дениц был недоволен. Несмотря на то, что немцам удалось взломать британский военно-морской код, благодаря чему они получали сведения о конвоях, потери от нападения подводных лодок составляли двадцать процентов от числа судов в трансатлантических конвоях. Остановить атлантические коммуникации не удавалось.

2-го февраля 1943 года подводная лодка U-456, та самая, что торпедировала в 1942 году крейсер «Edinburgh» с грузом золота из Советского Союза, потопила три транспорта из состава конвоя HX 224.

Другая подводная лодка, U-632, подобрала моряка с одного из этих судов, который спасался на плоту. При допросе он сообщил, что следом за атакованным конвоем шёл другой конвой.

Командир U-632 передал полученные сведения в штаб, который поставил об этом в известность все остальные лодки, входившие в волчью стаю. Конвой, о котором шла речь, имел кодовое обозначение SC-118. Его заметили с подводной лодки U-187, благодаря небрежности матроса с одного из транспортов.

Тот крутил в руках ракетницу и нечаянно выстрелил из неё. Обрадованный командир подводной лодки скомандовал всплыть, чтобы сообщить о том, что видит конвой, но атаковать не успел, потому что был обнаружен эсминцами «Beverly»  и «Vimy».

На эсминцах использовали новый высокочастотный радиопеленгатор для получения точного местоположения U-187. Подводную лодку потопили, а подводников, спасавшихся на резиновых плотах, взяли в плен. Но две другие подлодки из волчьей стаи, U-262 и U-413, торпедировали польский транспорт  «Zagloba» и американский сухогруз «West Portal».

На следующий день конвой усилили противолодочным кораблём и двумя эсминцами, которые атаковали и повредили подводные лодки U-262 and U-267. Но немцы не отставали от конвоя.

На рассвете 7-го февраля командир U-402 капитан-лейтенант Зигфрид фон Форстнер торпедировал британский транспорт «Afrika», норвежский транспорт «Daghild», греческий сухогруз «Kalliopi», американский грузовой лайнер «Henry R. Mallory», американский танкер «Robert E. Hopkin», спасательное судно «Toward», а ночью потопил британский сухогруз «Newton Ash».

Подводная лодка U-614 потопила британский сухогруз   «Harmala». Зигфрида фон Форстнера, потопившего в течение суток семь судов и погубившего при этом массу народа, наградили Рыцарским Крестом. На войне тот герой, кто больше убьёт врагов.

Интересно сравнивать биографии командиров немецких подводных лодок, награждённых Рыцарским Крестом, число и тоннаж потопленных ими судов, и наших командиров подлодок, Героев Советского Союза, получивших награды в годы войны за потопленные корабли. В какой-то мере это даёт представление о масштабах морских сражений.

Дальнейшая судьба упомянутых выше подводных лодок, сложилась так:

U-456 погибла 12 мая 1943 года вместе с командой.
U-632 погибла 6 апреля 1943 года  вместе с командой.
U-187 погибла 4 февраля 1943 года. 9 человек погибли, 45 спасли.

U-262 в десятом боевом походе, который продлился 75 суток, была атакована с воздуха. Три человека погибли, лодка получила повреждения, но пришла в базу. Повторно была атакована с воздуха при нахождении в Готенхафене (Гдыне).  После новых повреждений её вывели из состава флота.

U-413 погибла 20 августа 1944 года. Из 46 человек спастись удалось только одному.
 U-267 затоплена 5 мая 1945 года в заливе Гелтинг.
U-402 погибла 4 сентября 1943 года вместе с экипажем.

28 апреля 1943 года штаб немецких подводных сил развернул огромную волчью стаю численностью в 50 подводных лодок к югу от Исландии. Немцы решили дать бой конвою ONS-5. Это был тихоходный конвой из 43 судов, направлявшийся из  Ливерпуля в Галифакс. Назначенная скорость конвоя была 7,5 узлов.

Эскортом командовал капитан 3 ранга Питер Гретон, а конвоем – капитан 1 ранга в отставке Джеймс Брук. Английская разведка перехватила инструкции командирам подводных лодок 26 апреля. Но расшифровать сообщения, зашифрованные на усовершенствованной «Энигме», смогли только во второй половине 5 мая.

Погода стояла штормовая, из-за чего конвой шёл с черепашьей скоростью 2-3 узла.
Переговоры между подводными лодками, перехваченные на эсминцах эскорта, встревожили капитана 3 ранга Гретона. Он перестроил свои корабли с учётом полученных сигналов гидролокаторов.

Погода всё время ухудшалась, скорость движения конвоя снизилась до одного узла. В Атлантике в это время находились в пути ещё четыре конвоя, и Дениц стянул ещё четыре волчьи стаи, намереваясь учинить союзникам невиданный разгром.

Атаки подводных лодок начались в ночь с 28 на 29 апреля. U-258 с перископной глубины торпедировала транспорт «McKeesport». Команду сняли, а повреждённый транспорт затопили, чтобы немцы не захватила секретные документы. Погиб один человек из экипажа транспорта.

U-258 была тоже повреждена, и отправилась на базу. Дениц считал, что раскинул такую мелкоячеистую сеть, что ни одно судно союзников сквозь неё не прорвётся.

Шторм продолжал бушевать. Гретон, учитывая погодные условия, предположил сторону, с какой нападут подводные лодки, и перевёл туда все свои корабли охранения.

Капитан 3 ранга принял очень рискованное решение, потому что одна сторона конвоя оказалась совершенно незащищённой, и катастрофа могла быть неизбежной.

Командовать конвоем обычно назначали отставников с большим опытом, а командование эскортом поручали молодым офицерам, решительным и не боявшимся ответственности. Гретон не ошибся, ночная атака началась именно оттуда, откуда он предполагал.

Подводные лодки заставили отказаться от атаки бомбардировками глубинными бомбами с кораблей. Позже узнали, что подлодки получили серьёзные повреждения. На пути в свою базу одна из них была потоплена эсминцем «Fleetwood».

Командир эскорта не сомневался, что теперь нужно ждать дневную атаку.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/13/1956