Человек, приделавший к ногам колёса

Виталий Чумаков
Кто бы мог подумать. что хороший прочухан от начальника стимулирует творческую деятельность человека. В результате появилось на свет одно из популярнейших изобретений в истории человечества. А дело было так.

Однажды немецкий работник по специальности каретник опоздал на работу. Дело житейское, с кем не бывает. Если при этом учесть, что эта история  происходила в не в нашем веке, и даже не в прошлом, а в XVIII веке, а если быть точным, то в1761 году. году. Кстати, в России в это время правил император Петра III Федорович. внук Петра I. В 1761 году заключил мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне 1756-1763. Ввел в армии немецкие порядки. Всё это ему зачтётся, когда его свергнет с российского престола собственная супруга, впоследствии ставшей Екатериной Великой.

А у нашего немца были свои заботы, не имеющие ничего общего с такими геополитическими сдвигами. Ну что ему Гекуба? И что он Гекубе? (с). Если под Гекубой понимать княжну Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, в православии Екатерину Алексеевну.

 Видимо, это опоздание каретника было не первым, что вызвало крайнее раздражение у его начальника. Он разразился отборными немецкими ругательствами типа "Доннэр вэттер ("плохая погода", что соответствует забористому русскому трёхэтажному мату) и добавил в сердцах: ""Эй, парень, приделай-ка к своим ногам колеса!" Эта историческая фраза, которой хозяин каретника не придал никакого значения, стала отправной точкой для создания изобретения, осчастливившего человечество.

У расстроенного каретника Михаэля Каслера в этот день всё валилось из рук, работа не клеилась, а  из головы не выходили слова сердитого начальника "приделать к ногам колёса". Легко сказать, но я же не карета, - думал Михаэль. Думал, думал и, придя домой, продолжал думать. И однажды его осенила революционная мысль: если у него две ноги, то и колёс должно быть не четыре, как у кареты, а только два. Он  взял два тяжёлых каретных колеса, соединил их перекладинами с сиденьем. Усевшись, он не смог удержать вертикальное положение. Не циркач же он, а мастер-каретник!

Несмотря на неудачу, идея движения на двух колёсах Каслеру понравилась и он взялся за изготовление макета первого велосипеда. Когда он покатился на нём с горки, каретник обнаружил, что в движении его средство передвижения приобретает устойчивость. Тогда его осенило приделать педали к переднему колесу, чтобы приводить в движение то, чему он ещё не знал названия.

Наконец, наступил день. когда Михаэль Каслер предпринял небольшое – всего в два километра - путешествие из родного Браунсдорфа (что в округе Магдебург) до соседнего Браусберда. Но именно благодаря этому путешествию он навсегда вписал свое имя в историю.

(По материалам http://knowhistory.ru/49-11-fevralya.html )

И хотя поговорка: "Не надо изобретать велосипед!" появилась раньше, чем был изобретён велосипед, нашёлся же упрямец, который вопреки общепринятой молве всё же изобрёл велосипед. Но оказывается, это не единственная версия изобретения велосипеда.

Вот другая версия, не такая старая, как первая.http://www.proza.ru/2012/03/18/1483

 Сначала в 1817 немецкий профессор барон Карл фон Дрез (отсюда дрезина) создал первый двухколесный самокат. Этот самокат фон Дрез называл «машиной для ходьбы».

         
 В Великобритании машина Дреза завоевала большую популярность и стала называться «денди-хорз». Хотя этой машине больше подходило бы латинское слово "велосипед", от  латинских слов: «велокс», что значит «быстрый», и «педис» - родительный падеж от «пес» - «нога». Дословно «велосипед» переводится как «быстроног».

Интересно, что такое сочетание латинских слов на Руси было известно намного раньше изобретения велосипеда. В XVII веке кто-то из духовных лиц решил несколько облагородить свою фамилию, придать ей солидный, респектабельный вид. Для этого некий Бегунов или Быстроногов, изменив фамилию на латинский лад, стал именоваться Велосипедовым. Согласись, это весьма курьёзный случай, когда фамилия обогнала создание самого велосипеда почти на два века!


В 1839—1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан в Шотландии усовершенствовал самокат Дреза, добавив педали и седло, но велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным. В 1862 году Пьер Лалман из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и также оснастил его педалями на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. Лалмана принято считать собственно изобретателем велосипеда. Уже в 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями. Считается, что именно Мишо и придумал для устройства название «велосипед».

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Ровер («Скиталец») . Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Старли. Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами. Велосипеды такой конструкции получили название безопасных, а слово Ровер во многих языках и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар, западноукраинское Ров`эр ). Фирма Rover, ставшая огромным автомобильным концерном, просуществовала до 15 апреля 2005, когда обанкротилась.

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода.

Велосипеды сыграли свою роль в эмансипации женщин, когда благодаря велосипеду в 90-х годах 19 века в моду вошли женские шаровары.

Велосипеды начали использоваться в военном деле в ходе англо-бурской войны 1899—1902 гг..

В цирке на двухколёсных велосипедах ездят медведи и обезьяны, а на трёхколёсных — слоны.

Самая «велосипедная» страна Европы — Дания. Велосипед чрезвычайно распространен в таких азиатских странах как Китай, Индия и Индонезия благодаря своей дешевизне.