Уходящая эпоха

Эльвира Гусева
Василий Дмитриевич Поленов был одним из выдающихся русских  художников 19 века. Он, как никто другой, умел передавать в пейзажах настроение. Достаточно взглянуть на  его картину «Бабушкин сад».

На первый взгляд  она  самая обыкновенная, но это только на первый взгляд. Присмотревшись,  мы откроем для себя много интересного, картина  расскажет о том времени, когда она была написана, и  не только о нём…

Её  сюжет несёт философскую нагрузку:  уходящая эпоха, где встречаются  на время  век восемнадцатый и девятнадцатый, то есть старое и новое, отжившее и  совсем ещё юное. При этом в картине нет  нисколько грусти, хотя художник переживает глубокую ностальгию. В детстве он имел счастье бывать в  имении бабушки,  наблюдать  и восхищаться расцветом  дворянских поместий, он всю жизнь помнил об этом. 
Его настроение блестяще отразил  поэт Афанасий Фет  в своём стихотворении:

Приветствую тебя, мой старый сад,
Цветущих лет цветущее наследство!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда дышало моё детство.

Идею уходящей эпохи  Василий Поленов  воплощает  в картине «Бабушкин сад». Перед зрителем предстаёт  старый дом с белыми колоннами, парадным крыльцом, построенный в стиле классицизма. Деревянный дом, оштукатуренный  снаружи,  а такая  архитектура была характерна для Москвы после событий 1812 года,   окружённый прекрасным  садом, в своё время выглядел весьма солидно. Похожие барские усадьбы встречаются в произведениях  И.С.Тургенева: дома с флигельками, колоннами и мезонинами, тенистыми липовыми аллеями, переплетениями нового и старого.

Когда – то  хозяева дома  вели активную жизнь, принимали у себя именитых особ. А какие устраивали балы! Звучала прекрасная музыка, вальсировали знатные кавалеры с красавицами в роскошных платьях и дорогих украшениях. В перерывах между танцами, хозяева и гости предавались светским беседам, обсуждали последние новости, делились впечатлениями – такой была жизнь в поместье в те времена.

Без особого труда можно представить  уютный  ухоженный  сад, аккуратно постриженные  деревья и кустарники, роскошные клумбы  с благоухающими  цветами. В живописном уголке сада, вероятно, размещалась беседка, где господа  пили  чай, вели беседы или просто отдыхали. Был там когда-то и тихий пруд, с летающими над водой хрустальными стрекозами. В укромном местечке сада,  в тени деревьев, на скамеечке, уединялись и проводили время  влюблённые парочки, наслаждаясь свежестью  и ароматом цветущих роз.

Но время  блистательных дворянских гнёзд  ушло… Некогда красивый дом утратил былой блеск, облетела штукатурка, поблекла и выгорела краска, проржавели  карнизы, выкрошилась лепнина над окнами, износились  каменные ступеньки парадного крыльца. Зарос роскошный сад, давно не стриженые деревья  выглядят диковато, теперь они  разрослись  так, что закрывают собой большую часть фасада дома. Исчезли аллеи с розами, кустарники   расползлись,  их  побеги  проросли на   дорожке, ведущей к дому. Всюду следы запущенности.

Идею единения человека  и природы  художник  воплощает,  показывая на переднем плане образы двух женщин: бабушки и внучки. Одновременно его героини  представляют два времени – уходящее  и будущее.
 
Их  фигуры, в окружении природы, привлекают внимание зрителя. Единство настроения  женского  мира  и  мира  природы, побуждающее к их диалогу, создаёт  лирику пейзажного мотива, и Поленов, безусловно, в этом преуспел.

Работая яркими красками, автор картины  не оставляет зрителю места для грусти. Сгорбленная  старушка в коричневом салопе и белом чепце, вероятно, погружена в  воспоминания ушедшей  молодости. Бережно поддерживающая  её  внучка, мила и красива,  одета  в модное ярко – розовое  платье, грезит  счастливым замужеством.
 
Голубое небо, тропинка, посыпанная жёлтым песком, солнечные блики на сочной зелени сада, яркие  головки цветов  и  цветущих трав – говорят  сами за себя: жизнь продолжается, на смену прошлому приходит будущее,  и  оно  набирает силу.

Цветовой колорит  картины делает её  светлой, яркой и привлекательной, это оценили критики художественного творчества – современники Поленова  и выразили своё высочайшее мнение.