Шум за сценой

Александр Широбоков 3
ШУМ  ЗА  СЦЕНОЙ

Александр Широбоков


                Оркестру нужен дирижёр.
                Публике нужен клакер.

                Всеволод Меерхольд



          Эх, давно это было… Франция, семнадцатый, восемнадцатый век. Короли Людовики. Расцвет классицизма в искусстве. Трагедии  известных нам Пьера Корнеля в театре «Маре», а также  творчество Жана Росина с  его трагедиями  в  театре «Бургундский отель». Публика плакала, смеялась, рукоплескала. Но, как мог в те  древние времена  очередной король  Людовик, данный Богом,  сидеть на этих зрелищах  вместе с простыми поданными.  Вот тут и появился Королевский театр. И сразу возникла проблема: - сидит в Королевском зале  первое лицо государства, зачастую с каменным лицом. Смотрит. А артисты, предположим в трагикомедии, шутят. Кто первым в зале  осмелится засмеяться, зааплодировать или даже шевельнуться, в конце концов? Никто. Да и Король-то сидит, как говорится, репу чешет и не знает – как себя вести. Не все же Короли понимают, что говорят или поют  на сцене…  Вот  прочитать речь по бумажке… Тут и вспомнили организаторы зрелищ про древний  Рим. А в древнем Риме уже давным -  давно создали клакеров  в виде группы специальных людей, аплодирующих или освистывающих актёров.  За деньги, конечно.  Перенесли передовой, но забытый опыт во Францию.  Тут уж Королю стало ясно, - как проявлять эмоции. Руководил клакерами в королевском театре  проверенный в смысле идеологии  человек, не ниже маркиза, я думаю.
 

    «Быстро годы летят, как в пути поезда», - поётся в известной песне. Пролетел девятнадцатый и двадцатый век. Наука на марше. Зворыкин – отец телевидения.  Из чёрно-белого изображения    его детище   стало  цветным. Практически не осталось королей. Всё больше президенты. И каждому президенту хочется нравиться своему народу. И даже той части  народа, которой этот президент не нравится…Вот тут и пригодилось телевидение. Особенно цветное.


      Менялись в Европе и названия государств. Войны. Раздел многих территорий. Но Россия и Франция практически не изменились. Что касается клакеров, то они перегруппировались. Остались только в опере и в балете. Не знаю как во Франции, но в наше время  в России озадачились – как приспособить медленно исчезающий контингент хлопальщиков.  Дела-то внутри страны всё лучше и лучше. Инфляция не растёт, а, как, справедливо пишут в «хорошей» прессе, неуклонно снижается.  Пошёл я недавно в булочную купить батон. Выбрал тот, что подороже - за 55 рублей. Дешёвые батоны  начинают засыхать, пока кусок булки подносишь ко рту. Вчера зашёл снова за батоном. Уже 62 рубля! Это за три дня! Смотрю официальные сообщения: - Уровень инфляции в январе   2017года – 0,3 % !!!  Про бензин – я молчу… Недоумевает народ. Несознательные начинают бухтеть. Сознательные умоляют отдать Исаакиевский Собор  церкви. Тут я, похоже,  немного не о том.


     Так как же объяснить народу, что всё хорошо и всё идёт по плану, разработанному Правительством и одобренным Президентом? Тут и появились новые клакеры, как когда-то в древнем Риме появились  гладиаторы. Там сражались с мечами и дротиками. У нас же образовали разнообразные ток шоу со словесной крикливой перепалкой, которая иногда заканчивается  дракой в прямом эфире, причём   с самыми привлекательными названиями: - «Субботний вечер с Соловьёвым». Откуда ведущий взялся – толком никто не знает. Говорят, благодаря привлечению  Жириновского, известного скандального авторитета из ЛДПР. С радостью этот ведущий постоянно   сообщает, что он еврей. Мне импонирует такая размашистая откровенность. Это его очень украшает в моих глазах. Посыпались одна за другой  программы с  экрана: - «Давайте, подумаем», «Правда -  где-то рядом», «Открытая студия», «Поединок».  И прочие  ток шоу. Сначала многие   смотрели.  Потом большинству просвещённых зрителей «зрелище» просто осто… (есть две версии этого слова в непечатном варианте) - остонадоело. И тут вспомнили кукловоды  программ  про одного «великого» юмориста:


       - У тебя жена – женщина! – звучит со сцены и в зале хохот!


 В зале, действительно, смех. Показывают хохочущих зрителей. Просвещённые скептики уверяют, что это монтаж. Ну, не может нормальный человек, если он не полный придурок , смеяться над большинством острот таких юмористов. Вот этот приём и взяли на вооружение организаторы ток шоу.


      Включаю поздним вечером телевизор. Натыкаюсь на ток шоу. Переключаю. Опять ток шоу. И опять те же самые лица участников, кроме ведущего. Что характерно, всё происходит в прямом эфире, о чём гласит титр в верхнем углу кадра. Снова переключаю. Меняется только ведущий. И опять прямой эфир!.. Трамп и Украина! Уже о Сирии не упоминают. А о российских моногородах, где закрылся единственный завод или фабрика с появлением  сотен новых безработных,  речь вообще не идёт. Дороги у нас отличные! Наука процветает, обласканная властью!  Пенсии достойные. Нет! Украина и Трамп! Чтобы о других проблемах у нас и мысли не было. И на каждом канале по команде в нужный момент одобрительные аплодисменты. Посматриваю то тут, то там. Зачем я это делаю? Ведь противно! Лёжа на диване, задумался. Почему я смотрю это? Патриотизм, в понимании этих каналов? Нет! Может быть, монархизм? Безусловно, нет. Может быть интернационализм? Вроде, нет. Хотя, меня интересует судьба одного «Пулемётчика», нет, вспомнил, кликуха -  «Стрелок». Где он сейчас? Говорят, что в Москве. В отставке. Критикует Донбасс. Я беспокоюсь… Ведь, воевал.   Фамилия его, говорят, Гиркин… А я смотрю всю эту лабуду. И тут меня осенило – это же у меня  мазохизм. Точно! Ввёл определение мазохизма Леопольд фон Захер – Мазоха. В широком смысле слова мазохизм – это удовольствие причинять боль себе. Вот, лежу и причиняю. Показывают вопрос к одному оголтелому полемисту с армянской фамилией.  Спрашивают его, отрицающего всё очевидное,  о поставках  в ДНР ржавых автоматов в 2014 году.


             - Не было такого. Ложь это всё и провокация!
          - А как же ваши слова в 2014, - спрашивают его оппоненты уже в 2017 году, - Вы же сами  говорили нам тогда: - «То, что Россия вас плохо обеспечивает вооружением  - ложь. РФ обеспечивает вас вооружением и современной бронетехникой».


Брызжет слюной. Ручонками размахивает. Толком  ответить не может. Как подставил Кремль полемист с армянской фамилией! Но не это меня интересует. Меня занимает клака. Её трансформация. Сначала просто хлопали в нужный момент на ток шоу. Но телезрители быстро  поняли, что это -  туфта.


          - Видимо, плохо доходит до зрителей, - решили кукловоды.


Смотрю «Поединок».


         - Вызывается на поединок  Владимир Жириновский, наш всеобщий любимец, и Николай Злобина, ставленник США, - примерно так начинает ведущий. Их позиции такие… 

         После первого же слова Жириновского пошёл счёт зрительских симпатий. Первые 30 секунд: - счёт 206 против 51, вторая половина минуты: - уже 510 против 108. В чью пользу – это понятно. Удивляюсь. Как-то всё очень быстро. Ну, лидер, конечно! В понимании ведущего… Смотрю 15 декабря РИА – Новости:


  - «Лидер ЛДПР Владимир Жириновский стал лидером антирейтинга доверия россиян — 21% опрошенных не доверили бы политику решение важных государственных вопросов, свидетельствуют данные опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения  (ВЦИОМ)».


Наш Премьер, кстати, оказался на втором месте…

      
       Через неделю та же программа. Ведущий проводит поединок Жириновского и Проханова.  Счёт пошёл.  Прошла минута. 2087 против 848.  Уже в пользу монархиста Проханова.  Кукловодам Проханов ближе.  Лежу на диване и думаю:


                - Похоже, одних аплодисментов стало мало для формирования правильного мнения у телезрителей. Уже счёт ввели. Чтобы всем стало ясно…


 Так кто же там эти   колёсики любви народной  крутит? Этому -  чуть-чуть, а тому, - как положено. Как на наших демократических выборах…  В первом случае колёсико накрутило больше Жириновскому, во втором - Проханову. Позиция кукловодов понятна. Жириновский лучше Злобина, но хуже Проханова. Но вскоре состоялся поединок Жириновский – Кургенян. Первая минута: 352-1047. Лидирует Кургенян. И побеждает. Счёт в конце поединка:  1493 - 57413. Эво как! Любимец власти, но проиграл. Видимо нам и ему дан сигнал…



      Колёсико крутится. Рука кукловода работает. Крутит.   Интересно смотреть на лица хлопальщиков – клакеров, когда они попадают в кадр.  Вот сидят две девицы. Одеты прилично. Я бы сказал, модно. А глаза – то  пустые, скучно им. Смотрят по сторонам. Но, по команде, как бы очнувшись, одновременно взрываются аплодисментами. Так же одновременно они прекращают хлопать.  Меняется картинка. Теперь за спиной очередного крикуна сидит во втором ряду усталая женщина средних лет рядом с  мужчиной в галстуке. Безучастные лица. Никаких эмоций. Где-то не так давно читал, что платят этой публике по 500 рублей за передачу. Действительно, кто же будет за такие деньги эмоции проявлять.  А телезрителю-то видно – сидят скучающие статисты. Эффект зала пропадает. Так можно и кукол насажать. Видимо и кукловоды об этом подумали. И придумали.


      На одном из самых отстойном, по мнению многих, канале надумали ввести шумы в зале во время ток шоу: - гул неодобрения или смех. В нужные моменты дебатов включают либо то, либо другое. Известный ведущий во время такой «реакции» на полном серьёзе обращается к залу:


                - Тише, тише,  пожалуйста! – успокаивает он, якобы,  возмущённую или хохочущую публику.


  А в зале - то всё те же безучастные лица!..   Кто же там негодует? Зал бы хоть не показывали! Хочется посоветовать шоу-кукловодам -  ввести ещё  и звуки от возмущённого топота ног и свист. Правда, микшировать будет сложнее. Но, ничего, справятся. На это у них ума хватит.


      А я однажды поздним вечером с дивана снова переключал программы. Опять везде ток шоу. Везде прямой эфир. Плевался, но смотрел. Мазохизм, как я уже говорил. Вспомнился  анекдот брежневских времён: - Смотрит интеллигент вечером телевизор – там речь Генсека. Переключает канал – опять та же речь. Интеллигент с надеждой включает следующий канал, а с экрана мужик в штатском пальчиком грозит:

                - Я тебе попереключаю!!!