Кашкаранцы

Евгения Савера
начало:http://www.proza.ru/2017/02/11/956

Все-таки притягивает взгляд село Кашкаранцы. На мысу видны крыши домов, вышка связи, маяк и церковь. Где-то там еще есть сети и лодки – весь рыболовецкий набор. Запоминающееся село, хотя мы туда и не попали конкретно. Когда мы уже были в Варзуге, в Афанасьевском храме, и свечница объясняла вкратце историю находящихся там икон, Кашкаранцы снова оказались на слуху из-за совершенно фантастической истории, случившейся в девятнадцатом веке.

Подробно об этом написал настоятель Успенского прихода Варзуги игумен Митрофан (Баданин) в своей книге «Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря»: 
 «Зимой 1888 года, 5 (18) января, в Крещенский сочельник, около трёх часов ночи жители села Кашкаранцы были разбужены странным и пугающим гулом, надвигавшимся со стороны моря…».

В двух словах можно пересказать вот что – по необъяснимой причине с моря стал ползти лед, образуя огромные небывалые торосы, которые уничтожили рыболовные суда, «поглотили 27 амбаров со съестными припасами и рыболовными снастями, 11 бань и шесть дворов с хлевами. Два ближайших к морю дома вместе со скотными дворами превратились в труху». Лед подполз к церкви.

«Священник обратился к народу, призвав всех собраться в храме и вознести молитвы о спасении Кашкаранцев»

Всем селом «начался слезный молебен».  И вдруг… наступила тишина – лед встал.


На рассвете стали видны масштабы бедствия – лед продвинулся от кромки берега на 150 метров, общий «фронт наступления» был почти километр. Очевидцы сообщали в Архангельских губернских ведомостях – «движения льда в таком громадном количестве и с такими ужасными последствиями не помнит никто из старожилов всего Терского берега».


Благодарность за спасение жители села возносят Тихвинской иконе Божией матери, свято верят в ее неизменное заступничество. http://www.varvar.ru/kola/tihvinskaya/index.html

После событий в Кашкаранцах, икона признана чудотворной.

Вразумительного объяснения стихийному бедствию никто дать не сумел.

Ласковое летнее море, плескавшееся рядом с нами, конечно, очень подвижно и целиком зависит от ветров и погоды. Глядя на его мелкие, подсвеченные солнцем волны у побережья села, трудно было представить, что Кашкаранцы подверглись такому испытанию.

Впрочем, была еще одна загадочная легенда о неизвестном иноке.

В шестнадцатом веке, в снасти рыбаков попал утонувший монах в полном облачении и с клобуком на голове. Тело его не было тронуто тлением. Но, местные монахи, живущие  вблизи на терском берегу, не опознали его. До Соловецкого монастыря было более ста миль и его монахи клобуков не носили.

Одному из рыбаков приснился сон, в котором явился «некий монах и повелел похоронить его, указав при этом место на берегу, где покоится его тело. Неизвестного инока отпели как безымянного».

Далее по народной молве напротив креста Безымянному иноку стала удачно ловиться рыба и, после постройки часовни, выше по горе открылся источник.

В июле 2003 года была воздвигнута новая часовня, вместо разрушенной «в безбожное время».

Все эти рассказы еще пригодятся в наших обсуждениях, но в целом, хотелось заметить, что технический прогресс не отменил обращений в миры духовные, неизведанные. Сейчас первым делом вызовут МЧС, случись что-то экстраординарное. Но, народ действует и по старинке. Жизнь ведь каждую минуту течет рядом, «сквозь», сплошным потоком…С ним надо управляться потому, что он просто есть…

Подробнее:
 http://www.archmuseum.ru/?p=667
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_8672/ 

продолжение:   http://www.proza.ru/2017/02/17/2229