Иисус Христос - юность и молодость

Кабаков-Кабацкий
Молодость Иисуса Христа.

Неожиданная идея пришла мне в голову, когда я просматривал книгу об исламе. Там говорилось о том, что Пророк Мухаммед, периодически уходил в пещеру, неподалеку от дома и там несколько дней медитировал...
И я, вспомнив известный апокриф, называемый «Индийским евангелием», подумал вдруг, - для того, чтобы обдумывать будущее учение и духовно связываться с божественной сущностью, Иисусу из Назарета, совсем не надо было уходить за пределы Галилеи или Иудеи.
Здесь, в Израиле, в пустынных горах, как и на Индийском Востоке издавна культивировалась традиция медитации и умной молитвы. Достаточно сказать об ессеях, которые жили далеко от человеческих поселений, в пустыне, в пещерах, и которые во многом предвосхитили идеи будущего христианского монашества и заложили многие монастырские традиции.
Мне подумалось, что вполне может быть, что Иисус Назарянин, задолго до своего крещения Иоанном Предтечей на Иордане, мог заниматься само сосредоточением и обдумыванием своего будущего религиозного подвига, Нового Завета, где-нибудь в пустынном месте, в тех же пещерах, которых так много в гористых полу пустынях Галилеи и Иудеи.
Кстати сказать, в Евангелии от ессеев, наряду с известными эпизодами из канонических Евангелий, Иисус Назарянин предстает как «терапевт», который лечит не только душу, но и тело. Там же утверждается, что Иоанн Креститель был ессеем…
А ничего об этом времени из жизни Иисуса из Назарета мы не знаем, потому , что сам Иисус, после этого монашеского подвига, не придавал особого значения своему затворничеству, а может быть и не любил об этом вспоминать. Ведь его Новый Завет, неразрывно связан с идеей спасения всего человечества, а не спасения личного, отдельных «героев» или избранных отшельников. Поэтому, Он мог, порвав с ессеями, уйти в мир, как это сделал Иоанн Предтеча и начал проповедовать любовь, равенство и братство среди людей.
Он и учеников себе выбрал среди простых людей: рыбаков, земледельцев и даже мытарей, разочаровавшись в путях индивидуального спасения и видя, что от подвига единиц, спасающихся аскезой, мало что меняется в этом мире. Можно предположить, что Он стал проповедовать Новый Завет, именно поэтому, и с учётом своего личного опыта монашества в пустынях, неподалеку от Мертвого моря.
В Евангелиях приведён рассказ о Его затворничестве в пустыне, после крещения Иоанном Предтечей, в Иордане. И согласитесь, что этот сорокадневный пост, без большого опыта подобных медитаций, просто немыслим.
И вместе с тем, такое уединение и аскеза, помогли Иисусу из Назарета, сосредоточиться и обдумать свой земной путь после крещения и признания, как Мессии. И упоминание в Евангелиях об искушения Христа дьяволом отражают внутренние борения с предстоящими трудностями и опасностями...
Становится очевидным, что практика духовной и физической аскезы, была уже знакома для Иисуса Христа, ко времени начала его служения, в возрасте тридцати лет...
А где он мог приобрести этот бесценный опыт? Только в коммуне анахоретов - затворников или в церковном, храмовом затворе?
Однако, тогдашние фарисеи, жившие в основном в Иерусалиме, совсем не имели подобного строгого устава, тем паче храмовые прислужники. Значит, Иисус из Назарета, ставший Христом, подвизался на духовном поприще, где – то вдали от больших городов...
С другой стороны, трудно представить себе Иисуса из Назарета, рядовым плотником, каковым был его отец Иосиф, и наверное его братья. Ведь, Иисус Назарянин, с детских лет был аскетом и мыслителем. Недаром в Евангелия включён сюжет, когда мальчик Иисус, оставив родителей, пришёл в храм и в течении нескольких дней, обсуждая насущные проблемы веры и жизни, беседовал с храмовыми старцами.
К тому же, трудно предположить, что живя в Назарете от рождения до начала своей проповеди, фигура Иисуса не привлекла бы внимания Его современников.
А в случае раннего ухода из семьи и жизни в общине ессеев, всегда селившихся вдалеке от городов, и строго сохранявших тайны своего учения и общежития, такое исчезновение из памяти современников, вполне объяснимо.
Поэтому, может быть, не только в канонических Евангелиях Матфея, Марка, Луки и Иоанна отсутствуют какие-либо упоминания о годах отроческих и юношеских, но и в апокрифах, ничего нет об этом периоде Его жизни, а есть дополняющие описания его детских годов, которые, впоследствии , по разным причинам, не вошли в Канон...
Интересно, что будущие апостолы, - и братья Заведеевы, и Пётр с Андреем, - восприняли Иисуса как загадочного незнакомца, или человека надолго и таинственно исчезавшего из круга бытия обычных людей. И Его харизма, действовала неотразимо и потому, будущие Апостолы сразу пошли за ним, после короткого разговора.
Это, тоже косвенно доказывает, что молодость Иисуса Назарянина, проходила вне поселений, окружающих море Галилейское. Ведь и Кана Галилейская, и Капернаум и другие городки, о которых говорится в Евангелиях, были расположены совсем неподалеку от Назарета.
А в силу того, что в сельской местности, люди по крайней мере знают друг друга в своей округе, хотя бы понаслышке, особенно сверстников, складывается впечатление, что в Евангельских рассказах, Иисус из Назарета, предстаёт перед ними как незнакомый человек...
... Есть и другое предположение, касающееся близких Иисуса. Недаром, Он говорил, что: «Нет пророка в своём отечестве». Косвенно, этот афоризм, возможно, отражает не только закономерности психологии соплеменников в масштабах сельских общин, но и отношения в семье.
Скрытый смысл подобных высказываний, подтверждают Евангелия, в нескольких эпизодах. Например в Евангелии от Марка когда Мать Мария с братьями пришли, чтобы увести Назарянина из собрания почитателей, Евангелист, показывает нам это очень выразительно:
«И пришли Матерь и братья Его и стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
И отвечал им: - Кто матерь Моя и братья Мои?
И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: - Вот матерь Моя и братья Мои;
Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь...»
... Значит обществом последователей, Он дорожил больше, чем своими родными. А этот факт, тоже косвенно, подтверждает его долгое отсутствие в родном доме и даже состояние непонимания с родными, а точнее нежелание родных, признать за Иисусом божественные дарования.
А для своих последователей из Галилеи, Он, вообще, по сути был чудесным незнакомцем и таинственным пришельцем, хотя может быть, они видели Его и знали ещё в детстве.
Но представший перед ними Иисус, был совершенно не похож на всех тех, кого они знали, в том числе и в качестве учителей и разного рода проповедников...
Тут, становятся понятными, многие загадки и разногласия, присутствующие в Евангелиях и связанные с именем и личностью Иисуса Христа и его родными, в период Его жизни между двенадцатью и тридцатью годами.
Если принимать во внимание эту новую теорию объясняющую почему в жизнеописаниях Иисуса из Назарета «отсутствует» столь долгий отрезок из Его жизни, тогда становится понятно почему именно после крещения, Иоанном Крестителем, тоже отшельником и аскетом, и тоже, скорее всего ессеем, Он становится лидером небольшой общины учеников и начинает проповедовать не только в Галилее, но в Иудее и за Иорданом, и даже в самом Иерусалиме. Иоанн, сразу распознал в нём человека необычного и религиозного, а потому преклонившегося, перед этим неизвестным аскетом, «плотником, сыном плотника».
Ведь «харизма» духовного вождя, воздействует на любую человеческую личность...
Именно крещение Иоанном Крестителем на Иордане и признание Иисуса долгожданным Мессией, стало началом истории Нового Завета, началом христианской проповеди любви, не только к Богу, но и к «своему ближнему», как жертве этого мира, «лежащего во зле».
Ессеи, в своих общинах отрицали рабство и считали его одним из наибольших общественных грехов. Так и Иисус Христос, проповедовал свободу и равенство всех людей перед Создателем и призывал всех своих сторонников «быть как братья».
Ещё и поэтому, так негодовали на Него фарисеи-лицемеры, упрекая, что он проводить время и трапезничает вместе с простыми, неучёными людьми и даже с мытарями. Сами-то фарисеи давно примирились с властью денег и богатства в человеческом обществе и потому, в рабстве не видели никакого греха.
...Его проповеди, направленные на спасение большинства, если не всех верующих, не только среди евреев, но и во всём мире, могли сразу привлечь внимание и любовь простых людей, среди которых он жил, по выходу из ессейской общины и где начал проповедовать, уже выстраданные и многократно обдуманные идеи братства, равенства, духовной свободы и справедливости.
Из этой же среды трудящихся бедняков, вышли люди, которых Он избрал на служение и на провозвестие Нового Завета, сложившегося как Его учение, за долгие годы отшельничества.
Возможно, что после ухода из общины ессеев, Иисус Назарянин, какое-то время жил в одиночестве и ходил по стране, вольно или невольно изучая жизнь бедных людей, по рождению, таких же, как Он.
Сегодня, к сожалению, многие забывают, что Иисус Христос родился среди простых людей, и недаром, его называют «плотником, сыном плотника». А то, что он знал много о жизни и особенностях повседневного труда этих людей, окружавших его во времена служения, показывают его притчи о рыбаках, пастухах, виноградарях, фарисеях и мытарях. Его нелюбовь и непризнание богатства, как дороги к счастью, показывают многие евангельские эпизоды, высказывания и притчи...
К тому же, общины ессеев, живя вдалеке от цивилизации, создавали первые коммуны, обобществившие не только личное имущество, но и свой труд, и категорически выступали против рабства, которое тогда было обыденным, привычным явлением.
Все члены такой общины, по послушанию работали в общем хозяйстве, сами себе добывали пропитание, трудясь на полях и огородах и вполне возможно, что и молодой Иисус, в пору послушничества прошёл все эти работы, и прежде всего работу плотницкую, знакомую Ему, ещё по жизни в Назарете...
Тут, мне кажется, надо подробнее остановится на знакомстве с общинами эссеев, существовавших в Израиле в течении более двух столетий, и в определённом смысле предварявших возникшее после ухода Иисуса Христа из земной жизни, христианство.
Первые общины ессеев, возникли задолго до рождения Иисуса Христа, и были образованы людьми уставшими жить в городах, с их бесконечной суетой, торговлей, обманом и всеми «прелестями» греховной цивилизации.
Эти люди, уйдя из традиционного общества, забывшего Бога, объединяясь, выработали, на основах иудейского Закона, свои собственные правила духовного развития и общежития.
Об ессеях, или «терапевтах», то есть излечивающих души, в своих сочинениях рассказываю древнейшие историки, такие как Филон и Флавий...
Во главе ессеев, стоял духовный руководитель, торжественно названный Праведным Учителем и избираемый общиной. Видимо им же был разработан и составлен устав ессеев, который, мог послужить основой совместной жизни и в первохристианских коммунах.
Уже значительно позже, во времена Константина Великого, и признания христианства, устав ессейских общин мог сделаться основанием для уставов христианских монашеских общин, как в пустынях Египетских, так и в Антиохии, в Палестине и других местах.
Вполне возможно, что Иисус был лично знаком с очередным духовным руководителем ессеев, Праведным Учителем, а может быть, был одним из самых глубоких его учеников и последователей.
Во всяком случае, по историческим датам, связанным с существованием , например Кумранской общины, от которой сохранилась целая библиотека, и тексты которой были найдены местными пастухами, уже в двадцатом веке, можно предполагать определённую близость учения Иисуса Христа к их установлениям.
Тексты и Устав ессеев из Кумрана, были расшифрованы и изданы современными учёными-историками и богословами, что значительно обогатило наше представление о тех давних, полузабытых временах, и что позволяет делать такие предположения, основываясь на древних документах...
... Главной отличительной чертой Кумранской общины, от тогдашнего общественного быта израильтян, была общность имущества и труда, отрицание рабства, развитие духовности, покаяние в человеческих грехах и следование древнему Закону.
В этом случае, как я уже говорил, уставы для христианских монастырей Святого Василия, его предшественников и последователей, вполне похожи на устав Кумранитов.
Для уяснения этого сходства, достаточно прочесть и тот и другой Уставы, и сравнить их...
Духовные основания учения ессев-кумранитов, зиждутся на теории борьбы Добра и Зла в жизни человеческой души и самого человеческого общества. Добро было руководимо духом Правды, тогда как Злом предводительствовал дух Кривды.
Дух Правды, распространял вокруг себя свет знания и веры, а «делающие зло», пребывали во тьме животной жизни. Недаром, себя, ессеи-кумраниты называли Сынами Света, тогда как противостоящие им силы в тогдашнем обществе и мире назывались сынами Тьмы. Вот характеристика Сынов Тьмы, живущих в «мире», из Устава Кумранской общины, которую, многие учёные богословы и историки, сегодня, напрямую связывают с организацией ессеев:

«... 9. А духу Кривды (принадлежат): стяжательство, бездействие в служении праведности, нечестие, ложь, гордость и надменность, обман и лукавство, жестокость
10. и сварливость, нетерпеливость и много глупости, и дерзкое рвение к отвратительным делам в духе разврата, и мерзкие пути в служении нечистому,
11. бранная речь, слепота глаз, глухота уха, жестоковыйность, косность сердца, (приводящие) к хождению всеми путями Тьмы, и злая хитрость.
12. И наказание всем, поступающим так, множеством ударов от руки всех ангелов страдания, на вечную гибель в яром гневе Бога мщений, на вечный трепет и постоянный стыд,
13. с позорной гибелью в огне преисподней. И все их сроки по их поколениям — в печали, горести и горьком зле, в мрачных напастях до
14. истребления их без остатка и без спасения для них...»

…А вот характеристика человека праведного и следующего Торе и Уставу общины:

«... 1. заблудшим духом рассудок и вразумить ропщущих учением, и отвечать смиренно высокомерным и с сокрушенным духом людям
2. произвола протягивающим палец, произносящим оскорбление и стяжающим имущество. Ибо что касается меня, то суд мне у Бога, и в Его руке совершенство моего пути вместе с прямотой моего сердца.
3. И Его справедливостью сотрется мой грех, ибо из источника Своего знания раскрыл мне свет, и в чудеса Его вперился мой глаз и сияние моего сердца — в тай[ну]
4. совершающегося, и вечносущее — опора моей деснице. На твердой скале путь моих шагов ни от чего не поколеблется, ибо истина Бога — вот
5. скала для шагов моих, и сила Его — подпора моей десницы. И из источника Его справедливости мой суд. Свет в моем сердце от Его чудесных тайн. В сущее вечно
6. вперился мой глаз. Мудрость, которая скрыта от человека, знание и хитрый вымысел, (сокрытый) от сынов человеческих, источник справедливости и кладезь
7. мощи вместе с обителью славы, (сокрытые) от круга плотского — их даровал Бог в вечное владение тем, кого избрал Он. И дал им наследовать жребий
8. святых, и с сынами неба связал их круг для общего совета (как) основу святого здания для вечного процветания (букв. - насаждения) во всякий
9. совершающий срок. А я принадлежу к нечестивцам, и кругу лукавой плоти присущи мои преступления, моя вина, мой грех, вместе с испорченностью моего сердца,
10. круги гнили и ходящих во мраке. Ибо (не) человеку принадлежит его путь и человек не (сам) направит свои шаги, но у Бога правосудие, и от Его руки —
11. совершенство пути. И Его знанием все совершается, и все сущее Он утверждает своей мыслью, и без Него (оно) не сделается. И я, если
12. пошатнусь, милость Божия — мое спасение навек: И если я запнусь о плотский грех, суд мне в справедливости Божией, что стоит вечно.
13. И если попустит мою беду, то и из преисподней спасет мою душу и направит на дорогу мои стопы, приблизит меня в Своем милосердии, и Его милостью придет
14. мне правосудие. Справедливостью Своей истины судит Он меня и Своим многим благом искупит мои грехи, и Своей праведностью очистит меня от нечистоты
15. людской и прегрешений сынов человеческих, чтобы славить Богу Его справедливость и Всевышнему Его великолепие. Благословен Ты, Боже мой, раскрывающий для знания
16. сердце Твоего раба. Направь к праведности все его дела; утверди сына Твоей рабыни (или: сына Твоей истины) так, как Ты соблаговолил для избранников человеческих, чтобы предстоять
17. пред Твоим лицом вечно, ибо без Тебя не совершенен путь и без воли Твоей не сделается ничего. Ты научил
18. всякому знанию, и все сбывшееся было по Твоей воле. Нет другого, помимо Тебя, чтобы возразить на Твой совет и чтоб уразуметь
19. весь Твой священный замысел и всмотреться в глубину Твоих тайн и понять все Твои чудеса вместе с силой
20. Твоей мощи. И кто может вместить Твою славу? И что же он, сын человеческий, в Твоих дивных делах?!
21. И рожденный женщиной чем сочтется (или: что возразит) перед лицом Твоим? Ведь он — от пыли его замес и пища червей — его обиталище. И он — пустой сосуд,
22. отщипнутая глина, и к праху его устремление (или: возвращение). И что ответит глина и созданное рукой? И какой совет поймет?»

... Ещё одна интересная деталь, могущая характеризовать если не членство Иоанна Предтечи в Кумранской общине, то определённое руководство в жизни их уставом следовавшим Закону и пророкам.
У кумранитов, в уставе есть такая фраза:
«14. как написано: “В пустыне проложите дорогу (Йахве), выровняйте в степи торный путь нашему Богу”.
А слова Иоанна Крестителя, из Евангелий, о недалёком пришествия Мессии, почти одни и те же, что и у кумранитов в Уставе... «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне; «исправьте путь Господу», как сказал пророк Исаия...»

Иисус Христос, в своих проповедях, открыто говорил и настаивал на том, что большинство людей вокруг и даже фарисеи, которые якобы охраняют Правду и сохраняют подлинную веру, увязли в алчности и честолюбии, и только делают вид что следуют путями Бога. Но, что все они жертвы незнания подлинного учения и грешники, которым нужен Учитель. Он говорил: «Я пришёл в мир, не ради праведников, но спасать грешников. Врач нужен больному, а не здоровому...»
А ессеи, гордились своим избранничеством и называли людей, живущих вне общины Сынами Тьмы, и достойными преследований и гибели. Отчасти, подобную нетерпимость по отношению простых людей, демонстрировали и фарисеи...
Проповеди Иисуса Христа, отошедшего от элитаризма и интеллектуального «аристократизма» ессеев, направлены прямо против фарисеев и первосвященников, которые взваливая на плечи верующих, «ноши неудобоносимые», сами старались всячески сократить для себя требования Торы.
А естественно, такая критика внутренней лжи и лицемерия «законников», вызывали в них гнев на Иисуса из Назарета и жажду мщения.
Ревность и подозрение фарисеев, тщательно охраняющих свою привилегию быть учителями и наставниками народа израильского, послужили главной причиной страстей и страданий Иисуса Христа, которого признали простые люди, но испугались и возненавидели богатеи-правители и их «идеологическая» обслуга, во главе с «книжниками и фарисеями» из Синедрионом...
... Если сделать допущения, основанные на таком объяснении ранних годов возрастания и жизни Иисуса из Назарета, тогда можно во многом объяснить некоторые противоречия и неувязки встречающиеся в Писании и Евангелиях. Но об этом в других статьях...


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion

Конец января 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.