Не забыть...

Магда Кешишева
    Сны - это отзвук грядущих времён,
    Тайного прошлого призрачнай свет.
    Гулкие зовы нездешних планет,
    Замок янтарный на зыбком песке,
    Линия жизни на хрупкой руке,
    Птицы незримой таинственный крик,
    Заново прожитый сказочный миг.
    Сны никогда не приходят к нам зря
    Вдруг откровения тайны даря.
              \Полина Николаева\

  Приснившийся мне сон, настолько растревожил, что, проснувшись среди ночи, я не могла уже уснуть. Лёжа в постели, мысленно вернулась в то далёкое, дорогое, неповторимое время, когда мама была жива, а я - молодая - приезжала к ней с моими маленькими дочками. Как мама была счастлива! Она жила, она дышала внучками, которые обожали добрую, весёлую бабулю.
   И вспомнила я эпизод из далёкого прошлого, когда мои девочки (сегодня - сами  мамы) были дошкольницами и так любили гостить у бабули.

   В то лето мама, заранее зная о нашем приезде, встретила нас кучей подарков, роскошным угощением и планами развлечений.
   Когда мама после обеда поставила перед нами пиалки с клубникой и мороженым, дети удивились, а моя старшая дочка сказала: - "Бабуля, а почему ты и маме дала клубнику!?" Мама, в свою очередь удивившись, ответила: - "Как, почему!? Вы - мамины дочки, мама - моя дочка. Вот я ей тоже дала клубничку." Моя Яночка не успокоилась: - "Бабуля, ты забыла, что мама не любит клубнику?" Мама посмотрела на меня и по мимике поняла, что не надо меня "разоблачать". -"Да, Яночка, мама раньше не любила, но сейчас она покушает ради меня. Да, Наточка?" - "Да, сегодня я тебя не обижу, тем более, что клубника с мороженым."

   Почему у ребёнка возник такой вопрос? Дело в том, что в нашей семье было принято всё - даже одно яблоко или конфетку - делить на всех четверых. Но клубника в те годы стоила очень дорого, покупали обычно не больше 500гр. и мы с мужем, естественно, отказывались от неё.

 ... Вспомнила я и те несколько дней, когда мама, никогда не болевшая, попала в больницу. Её совершенно обессилили боли в области печени, но мама держалась, и лишь изредка произносила слабым голосом: - "Очень больно." Маме сделали операцию, но она после неё прожила всего 12 часов. Это было ночью, в больнице. И врач даже не позволил мне плакать, чтобы не тревожить больных. Он отвёл меня в свой кабинет, где, зажав рот, я проплакала до утра. Только на рассвете я позвонила
домой, сообщила о страшном горе.
   Мне пришлось пережить необходимые, но малоприятные моменты, - поминки,
последующие бесконечные сочувствия, советы - когда не хотелось никого видеть,
слышать.
   И после этого мне долго снилась мама, но всегда больная, бледная, страдающая от боли. А ведь это было её единственное недомогание, закончившееся трагически...

   Мама... Как давно я не произносила это святое слово вслух... Как давно  не
была в родном городе, на дорогой могиле, не ласкала крест, не приносила цветы...
  Да, жизнь вынудила навсегда покинуть  насиженные места, с которыми связано всё самое важное в жизни: детство, школа, незабываемые студенческие, первая любовь, замужество, рождение детей.


  Конечно же, ничего не забыто. Конечно же, живут в памяти те, чьё душевное тепло, любовь и щедрость всегда со мной, но так больно, что разделяют нас многие километры.
   Нет оправдания мне. Справедливо говорит народная мудрость: — "Кто хочет, ищет время. Кто не хочет, ищет причину." В моём случае это не совсем так, но
оправдываться не буду.
   Я - сентиментальный человек, и всё, что касается дорогих мне людей, я бережно и трепетно храню. Фотографии, письма, поздравительные открытки, подарки, театральные программки, принадлежавшие им вещи, высушенные цветы, книги, записи голосов и их любимых песен. Но всё это не просто лежит где - то: я перелистываю
альбомы, перечитываю письма, слушаю музыку, возвращаясь мысленно в невозвратимое прошлое.

   Все эти мысли навеял сон, неожиданный, но такой приятный! Иду я в длинном лёгком розовом платье по кипарисовой аллее. Вокруг - никого. Откуда - то доносятся прелестные звуки музыки. И чем дольше я иду, тем отчётливее музыка. Наконец, вижу впереди блестящие на солнце, высокие, железные резные ворота, а за
ними - роскошный сад.
   Приближаюсь к воротам, и двери сами распахиваются. Нерешительно вхожу, оглядываюсь, а ворота не запираются. Медленно иду по тропе, и предстаёт передо мной невиданная красота: необыкновенные деревья с разноцветными плодами, кусты, усыпанные радужными цветами, фонтаны, скульптуры, беседки, птицы, музыка и люди. Много людей самого разного возраста: грудные детки в колыбельках, дети постарше, молодые люди и девушки, люди среднего возраста... Но больше всех здесь седовласых людей.

   Все веселы, спокойны, гуляют, мирно беседуя. Я хочу спросить, где я, что это за место, но все так заняты, - кто игрой, кто беседой - что не решаюсь я к кому - то подойти. Молча, как зачарованная, продолжаю идти вперёд и вижу: две женщины с изящными зонтами остановились на аллее и улыбаются мне. Что - то дрогнуло внутри, и я ускорила шаг. Подойдя ближе, я узнала маму и бабушку. Они продолжали улыбаться, но оставались стоять на месте.

   Когда я попыталась кинуться к ним,  они вытянули  свободные руки вперёд и отрицательно покачали головами, не переставая, однако, улыбаться. Наконец, я обрела дар речи :
 - Мамочка, бабушка, дорогие мои, как я скучала! Как я счастлива! Но где вы, где я?
 - Мы в Раю. Посмотри, как здесь хорошо! Мы знаем, что ты помнишь нас, потому и захотели показать тебе, где мы живём. Не беспокойся, иди, и будь счастлива.
 - Но мне здесь так нравится! Я хочу остаться здесь, с вами. Не хочу я уходить!
 - Нет, родная, твоё время ещё не пришло. Торопись, пока ворота  открыты.
 - Но я даже не обняла вас, не поцеловала...
 - Иди ... иди ... живи ... живи...

   Долго я рассматривала фотографии мамы и бабушки. Никому не рассказав свой сон, я пошла в церковь, поставила свечи, постояла, вспоминая дорогих мне людей...
   Медленно шла я по улице и думала о тайне наших сновидений, о тех, кого когда - то с болью проводили в неизвестность. Но кто ответит: почему они нам снятся?...