Враги таланта. Кто есть кто? Издательства. - 2

Неподкупный Журналист
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО – http://www.proza.ru/2017/02/09/258


Враги таланта. Кто есть кто? Издательства. Редакторы.


В-третьих, ваша рукопись может подвергнуться чрезвычайно убогим правкам «сверхграмотного» редактора, и чем талантливее пр-ние, тем немыслимей окажется редактирование т.н. «нового» редактора, апологета современных западных веяний. Эти господа начисто отрицают достижения русской классики, но при этом очень любят причислять себя к приверженцам великой русской литературы, что на деле фактом не является, поскольку ими напрочь отвергаются нравственные устои и творческие приёмы, благодаря коим русская литература и стала общепризнанно великой.


Некоторое время назад приятель получил по электронной почте известие от издательства «Перо», я ознакомился с оным по его настоянию. Это издательство, на мой взгляд, как раз относится к перечню «сверхграмотеев», чьи наимудейшие советы могут в корне загубить нераскрывшийся талант неопытного литератора.
Но не стану навязывать вам свою точку зрения. Прочтите советы издательства и комментарии к ним. Выводы за вами!

Итак…


«Ошибки, которые мешают вам прославится
10 ошибок начинающих авторов,
или как писать не следует

Никто из начинающих авторов не застрахован от неудач. Однако литературные промахи бывают разными. Если отсутствие вдохновения сегодня может быть компенсировано приливом творческих сил на следующий день, то существует несколько фатальных ошибок, которые никогда не позволят даже блистательному по задумке произведению стать хитом. Многие из ошибок можно исправить в процессе переписывания или редактирования, для устранения других недочетов потребуется опыт, который накапливается с написанием каждого нового произведения. Издательство «Перо» хочет предостеречь уважаемых авторов от сокрушительных неудач.

1. Некомпетентность
Если кто-то полагает, что сможет написать исторический очерк, не будучи историком, или научно-фантастический роман, не обладая соответствующим образованием, то глубоко заблуждается. Незнание темы — самая распространенная ошибка творческих людей. Ни прекрасное владение языком, ни грамотно выстроенные диалоги не компенсируют пробелы в описываемой сфере. Для того, чтобы написать интересный и правдоподобный роман или рассказ, недостаточно иметь поверхностное представление о вопросе — необходимо проштудировать специальную профессиональную литературу, иначе произведение обречено на провал».


Очень некорректный совет. Действительно, нельзя сотворить хороший исторический или научно-фантастический роман без определённых знаний. НО... В литературе существуют разные жанры. Я сам сторонник авторов с энциклопедическими знаниями, и всегда утверждал, что истинному творцу следует творить исключительно со знанием материала. НО… Когда-то эти знания придут? А роман сейчас хочется создать. Мудрецы всю жизнь копят знания,  прикажете им творить в преклонном возрасте? А не лучше ли начать созидать романы пораньше, используя не свои знания, а накопленные человечеством? Слава богу, библиотеки радуют обилием всевозможных книг – хранилищами разнообразных знаний. Год, два, три – в библиотеке, и роман исторический готов.


Тем, кто неусидчив, можно предложить реализовать себя в иных жанрах, не все требуют массы знаний. Лично я не считаю сей путь истинным в литературе, но данная тропа не зарастает и существует независимо от мнений. Например, можно взяться за написание  любовных романов, боевиков,детективов или фэнтэзи. Необязательно должно получиться «бульварное чтиво». Для сотворения добротного романа в этих жанрах достаточно минимума знаний, которые можно почерпнуть по ТВ, СМИ или в подобной литературе. Здесь главное не академическое знание материала, а искренность и достоверность, вызывающие смех или слёзы, динамичный сюжет и привлекательные герои. Не буду останавливаться на всех нюансах работы в различных жанрах, речь идёт о том, чтобы честно заявить о разных подходах к творчеству - средству достижения успеха.


Например, знаменитый автор авантюрных романов А. Дюма весьма поверхностно знал даже историю родины, что не помешало роману «Три мушкетёра» и другим прославить автора на века. В 12 лет я восхищался его романами, а в 25, перечитывая, хохотал безудержно над некомпетентностью великого романиста. Но многие ли обращают внимание на исторические ляпы?! Только те, кто глубоко знает историю. Много таких? Увы… Но я не считаю автора глупцом. Кабы он творения историческими романами именовал, вот тогда бы можно было предъявить исторические ляпы. А так… авантюрное чтиво, ну что вы от него хотите? Оно и рассчитано на невзыскательную публику. Многим читателям важна не историческая правда, а интригующий сюжет. В наше время, кстати, полным-полно любовных романов, детективов и боевиков с «исторической» окраской, где действительной истории в сущности кот наплакал. И что? Невзыскательная публика не возражает.


Повторяю, не агитирую за эту литературу! Лично я не желаю творить подобное, но такие книги существуют, они востребованы, так почему же надо закрывать на это глаза? Небезызвестный автор героических романов-фэнтэзи по примеру Дюма наплевал на историю, но романы Ю. Никитина читаемы многими.


Помнится, захожу к приятелю, тот зачитывается очередным творением Никитина.
– Ну как? Неужто нравится? Ты же историк, к тому же фэнтэзи не любишь! – удивился я.

Тот усмехнулся.

– Понимаешь, такая закавыка… Умом понимаю, что полная чушь, а остановиться не могу. Читать интересно. Это как жвачка – не насыщает, но жевать приятно...


Что тут возразишь? Таково, пожалуй, большинство русских читателей. К отечественным классикам относимся с почтением, бережно вытираем от пыли корешки собраний сочинений, только перечитываем редко, чаще покупаем лёгкое и пустое, но занимательное чтиво.

 
Так что пишите, дорогие литераторы, если угодно, детективы и боевики, любовные романы и фэнтэзи! Всякая литература потребна, поскольку люди разные.


«2. Неправдоподобная экзотика
 Многим авторам кажется привлекательным перенести место действия в другую страну, а то и в иную эпоху. Выдуманная обстановка и красивые имена лопнут как мыльный пузырь, если вы не имеете представления об укладе жизни конкретного народа в тот или иной временной отрезок. Поэтому писать стоит только о том, что видели или о чем знаете лично, или о том, что детально изучили до мельчайших подробностей!»


Тоже считаю, что следует использовать прежде всего личные знания и наблюдения. НО… Как говорилось выше, при наличии известного таланта и большого воображения, можно пофантазировать на любую тему, в том числе никогда прежде невиданную обстановку отобразить. Например, действие вашего романа в Гвинее-Бисау, хотя сами не бывали, описание взяли из энциклопедической литературы. И что? Многие читатели там бывали и в состоянии опровергнуть автора? И вовсе не обязательно, что получится непременно плохо. Вон, Стивенсон, сотворил знаменитый пиратский роман, незыблемая книга в сокровищнице мировой литературы. Немощь не стала помехой автору, а игра в солдатики помогла создать шедевр. Худо выйдет или хорошо, зависит только от ваших способностей. Однако, следует помнить, что знания облегчают созидание; зрячему проще сотворить прекрасную статую обнажённой девы, нежели слепому от рождения.


«3. Штампы
 Если автору удалось избежать ошибок, описанных в пунктах 1 и 2, то велика вероятность, что его погубят неологизмы, кочующие из книги в книгу. Эта ошибка свойственна как беллетристам, так и журналистам, пишущим для СМИ или интернета. Если тучи — то свинцовые, если море — то лазурное. Читателям надоело читать одно и то же, штампы — настоящий бич многих писателей, и если автор не потрудится над избавлением от набивших оскомину фраз, то статью или рассказ никто не дочитает».


Шаткая тема! Многих известных авторов обвиняли в часто используемых словах – штампах. Но всегда ли следует их остерегаться? и что считать штампами, - слова, которые принижают художественные достоинства? Давайте разберёмся. Штампы штампам рознь. Выше приведён пример с тучами и морем. По-моему разумению, если автору так уж хочется назвать тучи свинцовыми, так пусть называет, ничего страшного не произойдёт, если разок проскользнёт в тексте. Другое дело – частое использование. Одиночные свинцовые тучи не отвратят меня от чтения интересного исторического романа. А лазурное море и вовсе не штамп. Если море лазурное, то зачем называть иначе? Хочется – пишите. К тому же море разные цвета имеет, и в другой главе может стать иным.


В юности как-то секретарь писательской организации замучился растолковывать, что рифма "любовь - кровь" "задёргана нещадно", трудно приставить более заштампованной рифмы. Я кивал в ответ, но не соглашался... Нет, я принимал его точку зрения, но никак не мог понять, почему мне нельзя хотя бы раз использовать эту рифму? Тем более, что на мой взгляд оная как нельзя кстати подходила к тем виршам.


- Ну и что? Другие же писали и пишут "любовь - кровь"... даже маститые поэты. Почему мне нельзя? Я хочу, чтобы и у меня была такая рифма. Всего одна! Почему нельзя? Тем более, что она здесь необходима, потому что...


Секретарь запарился, пот стекал тремя струями, но я оставался непреклонен.


Тогда известный писатель разъярился:
- Или заменяешь эту дурацкую рифму или... пшёл вон из сборника!


Нельзя так разговаривать с автором. Я не из каприза использовал избитую рифму, а действительно считал оную на своём месте в данном контексте. Мою подборку стихов удалили из поэтического сборника, я перестал бывать в СП. Но не жалею об этом! Считал и продолжаю считать, - надо уметь защищать свою точку зрения и не менять оную в угоду чужому желанию, если, конечно, я литератор, а не проститутка.
 

В детективах, любовных историях или боевиках штампы зачастую имеют свою нишу, без коих иногда повествование не мыслимо. Например, фраза «Я вас люблю!» сколько тысяч или миллионов раз встречается? Однако не вызывает оскомину. А вот штампы вроде таких, как: «Да ладно!», «С этого места подробней», «Это был…» и подобные – бесят однозначно.


Немало вреда неопытным литераторам приносят и неблагозвучия, их великое множество: «ведь мы», «они же ребята», «как и», «со слов свидетелей» и т.д., и т.п. Вот от чего следует избавляться в первую голову! Грамотный автор должен уметь чистить текст от «ведьм», «ослов свидетелей», «жеребят» и прочих «каков». Чем меньше штампов содержит ваше творение, тем выше шансы на создание шедевра.


«4. Нерешительность
 Бесконечный поиск спонсоров и боязнь издаваться за свой счет обрекли на безвестность многих талантливых авторов. Если вы уверены, что ваше произведение будет интересно читателю, издавайтесь! Пусть это будет относительно небольшой тираж, но он станет весомым шагом вперед — к успеху».


С этим советом прихожу в согласие. Издавайтесь! Но ищите типографию с низкими ценами, иначе прогорите. Несведущим поясняю: в наше время каждый в рамках закона без чиновничьих проволочек может издать книгу тиражом не выше 1000 экземпляров. Издавайте, и пусть читатели по достоинству оценят ваш художественный дар.


«5. Незнание рынка
 Речь даже не столько  о том, что сегодня пользуется на литературном рынке наибольшим спросом. Речь о незнании ценовой политики. Конкретный пример: многие начинающие авторы так и не заканчивают свое произведение, потому что… думают, что его издание обойдется в астрономическую сумму.
А ведь узнать заранее, сколько стоит печать книги, можно, даже не отходя от компьютера».


И тут не стану возражать. Повторюсь: усаживайтесь за ПК, ищите типографию низких цен. Издавайтесь, и пусть вас читают.


ПРОДОЛЖЕНИЕ - http://www.proza.ru/2017/02/11/449