Старость — это не только биологическая, но и социальная категория.
Человек, как социальное существо, в старости весьма зависим от внешних условий жизни, от уровня благожелательного отношения к нему со стороны окружающих и общества.
На заре цивилизации, в период варварства во многих племенах и примитивных обществах домировала геронтофобия – пренебрежительное и даже враждебное отношение к старости. У многих древних народов существовали жестокие обычаи умерщвления старых и немощных людей.
Старый, дряхлый человек, которому трудно передвигаться вместе со своими сородичами, отягченный болезнями, являлся тяжелым бременем для общины, жизнь которой зависела от случайной добычи, от быстрых переходов и перекочевок со стадом или от ловкости и силы каждого индивида.
Чтобы избавить себя от тяжелой обузы и самих стариков от излишних и долгих страданий, их убивали или уводили в уединенное место и оставляли на произвол судьбы.
У древних славян обычай отправления дряхлых и больных на «тот свет» носил ритуальный характер и определялся мировоззренческими факторами.
В частности, зимой вывозили стариков на санях и, привязав к лубку, спускали на нем в глубокий овраг. Отсюда происходит название обычая – «сажать на лубок», а также выражения типа «пора на лубок», употреблявшиеся в отношении очень дряхлых и тяжело больных людей.
Иногда сажали на тот же лубок, везли куда-либо за огороды и добивали довбней, орудием для обработки льна.
Кроме того, уводили в дремучий лес и там оставляли под деревом, опускали в пустую яму в амбаре или гумне, сажали на печь в пустой хате, топили в реке или озере.
Жестокие обычаи наших предков, мотивы убийства стариков были также связаны с религиозными воззрениями и верой в загробную жизнь.
Убивая своего отца или мать, древний человек был в полной уверенности, что его предки немедленно переходят в царство блаженных.
Постепенно общество достигло того уровня развития, при котором жизненный опыт старшего поколения стал иметь особую ценность. Старики, старейшины приобретают реальное влияние и во многих мировых цивилизациях становятся правящей элитой общества.
Варварская герентофобия, существовавшая многие века постепенно сменяется на герентофилию – особое почитание стариков и уважение старости.
Житейская мудрость стала цениться выше загробного покровительства предков. Опыт и мудрость старшего поколения становились основой благополучия общества.
Ритуал отправления на «тот свет» стариков сменяется культом умудренной старости.
Позднее устанавливается в основном гуманное отношение к старикам.
Эволюция отношения к пожилым людям отражала развитие культурной, социальной и моральной составляющей жизнедеятельности народов
На Руси появилась пословица «отца на лубе спустил, сам того же заслужил».
Проблема социальной защиты пожилых людей в традиционном обществе решалась, как правило, в рамках семьи, сельской общины и цеховых организаций.
Положение пожилых людей в средневековом обществе полностью зависело от социально-статусной принадлежности.
Если аристократы и духовенство брали заботу о своих престарелых родственниках на себя, купца, удалившегося на покой, мог приютить монастырь, старый крестьянин мог рассчитывать на своих детей, которые не всегда были доброжилательны к лишним ртам.
У многих народов, например, на Кавказе, традиционно сложилось уважительное отношение к старикам, их считают главными в семье, роду, они пользуются моральной и материальной поддержкой.
Например, в Абхазии нормой жизни являются готовность придти на помощь в критических жизненных ситуациях и взаимовыручка со стороны родных, соседей, друзей и знакомых.
В частности, большое значение для возникновения феномена группового долгожительства среди абхазов имеет бытующая среди них атмосфера почитания старших, что резко контрастирует с западным, подчёркнуто индивидуалистическим подходом к старикам.
Представители пожилого поколения пользуются в абхазском обществе подчеркнутым уважением и бытовой заботой.
В больших семьях они главенствуют на семейных советах, выступают в качестве основного представителя семьи на свадьбах, похоронах, религиозных церемониях, входят в советы старейшин сёл.
В Абхазии обращают на себя внимание масштабы моральной и материальной поддержки, взаимовыручки долгожителям со стороны родных, близких и соседей.
Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики долгожителей, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долгожительства.
Поэтому у жителей Кавказа почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе старика по мере увеличения его возраста.
Такое же почтительное отношение к пожилым людям в течение многих веков сохраняется во многих восточных странах.
Конфуцианская традиция почитания старших является одной из причин роста числа долгожителей в Китае.
Например, в городке Чжунсян, который занимает в Китае третье место по числу долгожителей, только двое престарелых живут отдельно от своих детей. Остальные все окружены вниманием своих многочисленных детей, внуков, правнуков и т.д.
В уезде Бама, о котором мы уже писали, наличие долгожителя в семье считается счастьем, поскольку он приносит благодать для всех членов семьи.
Старики всегда сидят на почетном месте во главе стола. Каждый член семейного сообщества считает своей обязанностью помогать пожилым людям в повседневной жизни.
В Японии почитание стариков является частью культурной традиции и социальной политики государства.
Традиционно жители Окинавы считают 60-ти летний возраст началом счастливой старости. Среди жителей острова распространена такая притча, отражающая их жизненную философию: «В 70 лет ты все еще ребенок, в 80 лет - молодой мужчина или женщина. И если в 90 лет кто-то с Неба пожалует к тебе с приглашением, скажи ему: «Просто уходи и возвращайся, когда мне будет 100».
У окинавцев есть древняя традиция торжественно отмечать переход к новой жизни, которая по их поверью начинается на 97 году жизни.
Окинава живет по восточному календарю с 12-летним циклом, поэтому после 96 лет начинается очередной цикл, который считается определенной вехой в жизни.
У жителей острова есть традиционный торжественный обряд «Кадзимая», когда вся округа приходит чествовать долгожителя, которому исполнилось 97 лет.
Во время обряда наряженного в парчу именинника или именинницу в машине с открытым верхом возят по всей местной округе, затем виновника торжества сажают на специальный мини-трон.
По очереди к нему подходят люди, чтобы принять из рук долгожителя вертушку-флюгер кадзимая, символизирующую возвращение в детство и обещающую долгую жизнь.
При этом участники церемонии исполняют окинавскую молитву о долголетии.
«Я взываю к предкам, которые уже ушли:
Защитите меня всей силой вашего добросердечия.
Я взываю к целительной силе Великого Духа:
Дай Твоим детям жить на этой земле
В полном здравии и в полной любви...
Помоги мне помнить, что я создан
По Твоему подобию,
Что я целен,
Что я совершенен».
Древние традиции чествования долгожителей в Японии дополняются современными традициями. В частности, в настоящее время каждый японец, перешагнувший вековой рубеж, получает письмо-поздравление от премьер-министра страны и памятный серебряный кубок.
Одним из важных факторов долголетия окинавцы считают свою философию жизни, выработанную за долгие столетия. Их философские взгляды помогают жителям острова сформировать правильное отношение к жизни, которое они называют рациональная отрешенность.
Жители Окинавы научились оставлять прошлое в прошлом и наслаждаться простыми радостями каждого дня. Они научились быть приятными в общении и окружают себя молодыми людьми до глубокой старости.
Представители старшего поколения жителей Окинавы, не задумываясь назовут мотив или цель, ради которых они каждое утро встают, что бы достойно, с пользой и радостно прожить еще один бесценный день своей жизни.
Жить по-окинавски – это значит радоваться каждому прожитому дню. Это полноценное и самодостаточное существование, в основе которого лежат местные обычаи, традиции и древнее учение Дзен.
Их долгая, наполненная смыслом жизнь, дает им чувство ответственности и ощущение собственной нужности даже в столетнем возрасте. Как говорят японцы - найдите свой икигай, то есть то, что придает смысл вашей жизни.
Большинство жителей Окинавы привыкли до глубокой старости работать физически и помогать друг другу. Так зародился местный принцип юимару, что можно перевести как «добросердечное и дружеское совместное усилие».
Атмосфера взаимопомощи добавляет долгожителям спокойствия духа, уверенности и оптимизма, так необходимых для того, чтобы радоваться жизни в преклонном возрасте.
Древняя окинавская традиция моаи обеспечивает крепкие социальные связи, источники финансовой и эмоциональной поддержки в трудные времена.
Сознание того, что есть люди, готовые всегда прийти к тебе на помощь, действует очень успокаивающе.
Важным благоприятным социальным фактором долголетия является прочная семья. По данным демографического департамента ООН, во всех странах мира холостые, вдовцы и разведенные живут меньше, чем женатые.
В хорошей семье супруги поддерживают друг друга. Забота о детях и внуках для стариков может стать смыслом существования.
Авторитетная неправительственная организация «HelpAge International» 1 октября 2013 г., в Международный день пожилых людей, опубликовала первый глобальный индекс по старению «Global AgeWatch Index-2013», посвященный положению пенсионеров в 91 стране мира.
Авторы исследования выбрали четыре ключевых критерия, по которым оценивалось положение пожилых людей в различных государствах:
• материальная обеспеченность;
• состояние здоровья и качество медицинских услуг;
• занятость и образование;
• качество жизни в целом.
На основании указанных критериев лучшей страной для проживания пожилых людей стала Швеция. В тройку государств, оказывающих существенную материальную и социальную поддержку пожилым людям, вошли Норвегия и Германия.
В десятке лидеров были представлены Нидерланды, Канада, Швейцария, Новая Зеландия, США, Исландия и Япония.
Россия оказалась на 78-й позиции. По данным составителей индекса, хуже, чем в России, пенсионерам приходится в Афганистане, Черногории, Пакистане, Нигерии, а также палестинских территориальных образованиях.