Нелицемерная вера

Павел Цуман
Рассуждения, описанные ниже, основаны на 2-ой главе послания Апостола Иакова. 


Для интереса беру экспозиционную часть этой главы, в одном из новых переводов:
«Братья мои, имейте веру в Иисуса Христа, нашего славного Господа, не оказывая предпочтения одним людям перед другими. Допустим, что на ваше собраниеa придет человек в богатой одежде и с золотым перстнем, и вслед за ним войдет другой, бедный и в грязной одежде. Если вы взглянете на человека в богатой одежде и скажете ему: «Проходи, пожалуйста, садись здесь», а бедному скажете: «Постой там» или же: «Садись здесь, у моих ног», то не проявляете ли вы несправедливость, становясь судьями с дурными мыслями?
Послушайте, любимые мои братья, разве не избрал Бог тех, кто беден в этом мире, чтобы они были богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал всем, кто любит Его? А вы презираете бедного. Разве не богатые угнетают вас и таскают вас по судам? Разве не они оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
Если вы действительно соблюдаете царский закон, как написано: «Люби ближнего твоего, как самого себя»b, то поступаете правильно. Но если вы оказываете предпочтение одним людям перед другими, то грешите, и Закон обличает вас как преступников. Кто соблюдает весь Закон, но согрешит в чем-то одном, тот виновен во всем. Тот, кто сказал: «Не нарушай супружескую верность», сказал и: «Не убивай»d. Если ты не изменяешь в браке, но убиваешь, ты становишься нарушителем Закона.
Говорите и поступайте как те, кому предстоит быть судимыми по Закону, несущему свободу. Для тех, кто не проявляет милости, суд тоже будет без милости. Милость превыше суда!»



"Не взирая на лица", это не значит что нельзя смотреть на людей. Судить о человеке по тому, нравится он мне или нет - крайне опасно. Смотреть на красоту, богатство, социальное положение или проявлять другие какие-либо симпатии и является лицемерием (если говорить об отношениях между людьми в целом).
«И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице…»     (
Св. Евангелие от Матфея 22:16)
Христос не заботился об угождении кому-либо из людей.

«Если придет к вам..» Иаков не осуждает человека за привлекательную одежду, он против угодливого отношенья церкви к этому. В еврейских синагогах были особые VIP места. Простолюдинам приходилось стоять. Привилегированные места обычно занимали фарисеи и их подопечные. Фарисеи ждали вклада, спонсорства от богатых. А с бедного что возьмешь?!
Но бедные люди у Бога всегда были предметом особой заботы: не дожинай до края поля – оставь бедному и пришельцу, не возвращайся за снопом – оставь для сироты и вдовы...

 
«Пересуживаете» – судьи с порочными намерениями. Апостол осуждает подобного рода предвзятые симпатии к людям. Это не является показателем беспристрастной веры, а вернее это уже не вера, а человекоугодие.

Закон царский – высший закон, закон непреложный. Исполняя этот закон, человек достигает царского величия! Он становится безупречным!
 
От друга слышал: «Высшие умы обсуждают идеи, средние - события, низкие - людей…»

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 9. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 10. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.»
(Послание к Римлянам 13:8-10)
Павел приводит 4 заповеди об отношениях и сводит их к одной: если мы по-настоящему любим ближнего, то будем делать все в его интересах (стих 10).               
 «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.» (Послание к Филиппийцам 2:3,4)
Кто ближний? «Хорошо жить братьям вместе, километров за 200»… Тот, кто в автобусе наступил на ногу (пример про Олега Любича «оказывается, сестра, в одно премся))))»), тот, кто сидит с тобой на одной лавочке. И этот непослушный подросток, который часто отвлекается и шумит на собрании. Тебе хочется ему дать подзатыльник, – а  это твой ближний (пример за мальчика, который уходил с собрания со слезами на глазах и гнул маты. Видно, больно ущипнули).



Стих 12,13. Лучше ошибиться в милости, чем в суде.
Мы иногда питаемся быть правильнее Бога, вынося вердикт тому или иному человеку. А Бог - Он милующий. Не вовек негодует.
Недавно ехал с одним совершенно неверующим человеком. На дороге случилась пробка из-за грузовика, который выехал на встречную полосу. Неверующий человек нашел этому оправдание: видно у них в Гродно только широкие улицы и ему непривычно ездить по узким улицам Минска.)

Когда к Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, мы помним, что Он сделал. Другими словами можно сказать: осуди сначала себя, потом ее. И совесть осудила. Разворачивались потихонечку, и гуськом домой. А в конце говорит: «и Я не осуждаю тебя». Я думаю, что она правильно смогла оценить этот поступок.


Стив Маквей пишет: “В 11-й главе Послания к евреям перечислены те люди, которых Бог считает образцами для подражания в обществе верующих. Если бегло просмотреть упомянутые здесь имена, то может сложиться впечатление, что Бог не очень-то разборчив в выборе людей, которых Он готов употребить. Если бы такой список составляли в современной церкви, то, скорее всего, многие из имен, упомянутых в 11-й главе Послания к евреям, в него бы не вошли. Или, решись мы все же перечислить их имена, то, по крайней мере, опустили бы некоторые чудовищные подробности непоследовательного и плотского поведения, которыми временами были отмечены их жизни. Есть и исключения, наподобие Авеля, Еноха, Самуила и некоторых других, в ком нам было бы очень непросто отыскать погрешность. Но есть и другие (и, по существу, их большинство), чей образ жизни часто больше напоминал изобилующий непристойностями фильм, чем биографию библейского персонажа”.

Стих 16. Иаков сравнивает веру без дел со словами без дел милосердия.



Авраам – пример беспристрастия и суда к самому дорогому человеку. Долгожданный Исаак... Я как отец, могу представить чувство, когда на руках ты держишь СВОЕГО малыша! Это не сравнить ни с чем… Исаак был ЕГО сын. Он радовался каждому движению мальчика, раскошеливался на него: устроил пир по случаю отнятия от груди. Похоже, был шашлычок. А потом, я думаю, он брал его с собой (условно говоря) в любую поездку. И вот ситуация: принеси в жертву. Вы думаете, несли Авраама ноги на гору Мориа? А как потом объяснить все  Саре? А ведь картина жертвоприношения любимейшего останется перед глазами навсегда… Но Авраам не оступился! Он не дал заднюю передачу. Он шел в гору, хотя идти было оочень тяжело. И Бог оценил поступок! Хорошо бы и нам, когда придет момент принятия ответственного решения, не поменять правила игры, не схитрить, а поступить так как поступил Авраам.


С Авраамом понятно: он отец всех верующих.  Но как понять то, что Иаков (автор послания, он ведь был за закон) приводит в пример нелицемерной веры ЖЕНЩИНУ, да еще и ЯЗЫЧНИЦУ, плюс ко всему с уточнением ее ПОРОЧНОЙ профессии…
Раав – пример удивительной милости к врагам. Она приняла в свой дом шпионов, т.е. людей, пришедших высмотреть слабые места земли. Она страшно рисковала своей жизнью. Я даже не представляю, что бы сделали с ней иерихонские власти, если бы посланников Иисуса Навина обнаружили в ее доме. Истинно: вера творит чудеса, вера спасает. Нелицемерная вера Раави не осталась бесплодной. Все ее родственники получили право на жизнь, остальные же обитатели Иерихона погибли. Бог вознаграждает нелицемерную веру: Раав вошла в родословную Христа!!! В 11 гл. послания к Евреям фигурирует ее имя! А был удобный случай поднять себе репутацию: написали бы в газете, вручили бы премию. Она проявила веру, хотя это грозило ей смертью. И Бог высоко оценил поступок.