Снайпер

Анатолий Обросков
180 лет назад в Петербурге погиб из-за ранения на дуэли Александр Сергеевич Пушкин. Посетил сегодня дом Пушкина на Мойке. Как пишет «Фиеста», в 12:00 состоялась торжественная церемония возложения цветов к памятнику А. С. Пушкина в Лицейском саду. Присоединиться к церемонии мог любой желающий.
В 13:00 на набережной Мойки в Бироновых конюшнях открылась выставка «Пушкинский литературный пейзаж в работах Ларисы Антоновой» из собрания Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».
В 16:00 в музее состоялся спектакль «Пушкин. Роман с музой».

Почти два века продолжается это постижение Пушкина. И будет продолжаться впредь. В своей книге "Музыка как судьба" величайший композитор нашего времени Георгий Свиридов дает такой ответ: "... часто говорят: "А вот Пушкин понятен всем". Это заблуждение. Если бы Пушкин стал понятен всем, он давно бы перестал существовать, был исчерпан и давно забыт. Глубина Пушкина редко кому доступна, она слишком глубока".

Широко известны несколько гипотез, связанных с гибелью Пушкина. Поэт якобы не погиб, а был тайно увезен во Францию, где "возродился" под именем Александра Дюма. Пушкина убил не Дантес, а замаскированный у места дуэли снайпер. Дантеса спасла не пуговица мундира, а специально изготовленный для него панцирь...

Мотивы преддуэльного поведения Пушкина также тщательно изучены и не раз переосмыслены исследователями. Виновата кокетливая красавица жена, утверждают одни. Нет, она стала жертвой интриги гомосексуалистов Геккерна и Дантеса — таков другой взгляд. Вызывая на дуэль Дантеса, "Пушкин целился в царя" — еще одна версия, основанная на предположении, что Наталья Николаевна была любовницей Николая I, а Дантес исполнял роль ширмы, дымовой завесы. Наконец, наиболее близкая к истине гипотеза — травля поэта великосветской чернью, интересы которой, через масонские ложи, совпадали с интересами политиканов Европы... Есть и версия масонского заговора, которым руководил шеф Третьего отделения Бенкендорф.

Появление этого киллера в России было искусно срежиссировано иностранными разведками. Помимо умения навиться женщинам благодаря смазливой внешности у Дантеса было ещё одно умение – меткого стрелка, снайпера, говоря современным нам языком. Ко времени появления в России за его плечами уже была учеба в знаменитом военном училище "Сен Сир", где всего за год он успел завоевать звание чемпиона в стрельбе. Выстрелить на ходу, не останавливаясь, навскидку и точно попасть в нужное место - Дантесу, человеку, стрелявшему без промаха влёт по голубям, не составляло никакого труда.

Если быть предельно точным, то дуэльный вызов Пушкину сделал даже и не сам Дантес, а Луи Геккерн! Через секретаря французского посольства виконта д’Аршиака он письменно объявил Пушкину, что Дантес от его имени делает ему вызов. То есть, Дантес стрелялся не за себя, а за голландского посла Геккерна! При этом Дантес практически ничем не рисковал, поскольку, как сообщает литературовед Г.Фридман, его тело под мундиром было защищено доспехами – непробиваемой металлической кирасой, специально заказанной в Англии после того, как была отсрочена первая дуэль с Пушкиным, которая должна была состояться ещё осенью 1836 года. Фактически Дантес был защищен бронежилетом, при этом пистолеты были заряжены минимальным количеством пороха, чтобы кинетической энергии пули оказалось недостаточно для пробития кирасы. Секундант Дантеса, виконт д’Аршиак, знал своё дело… а вот Данзас, секундант Пушкина, скорее всего, был не в курсе подобных тонкостей дипломатического убийства.

8 сентября 1826 года в Москве, в Чудовом монастыре, состоялась встреча нового Николая I и А.С. Пушкина.

Немало тайн заключают и дни после смерти поэта. Почему его отпевание в придворной Спаса Нерукотворного Образа церкви, принадлежащей конюшенному ведомству царского двора, состоялось при весьма ограниченном числе допущенных к таинству? Почему гроб, заколоченный в ящик, тайно, под покровом ночи, отправили в сопровождении жандармского офицера в Святогорский монастырь, где еще до рассвета его предали земле? Зачем князь Петр Вяземский и поэт Василий Жуковский положили в гроб лайковые перчатки и в перчатки же одели руки покойного?

И, наконец, еще один, пожалуй, самый жгучий вопрос: а Пушкин ли захоронен у стен Святогорского монастыря? Вопрос не случайный. Вот что отмечал в своей книге "У лукоморья" знаменитый хранитель Пушкинского заповедника Семен Гейченко. В 1953 году проводился капитальный ремонт могилы и памятника над ней. Работы выполняли специалисты Псковской реставрационной мастерской с участием известного археолога П. Шульца. "На второй день работы сняли надземные части памятника, — пишет он. — Открылись створки двух больших плит, лежащих в основании. Когда убрали плиты... обнаружилась камера, квадратная по форме... На дне камеры были обнаружены два человеческих черепа и кости...".

Откуда и почему над склепом с гробом, где должен лежать прах Пушкина, появились эти кости и черепа? Гейченко и другие исследователи никак не комментируют это. Более того, акты вскрытия могилы и экспертизы до сих пор засекречены. Что касается останков в гробу, то Гейченко написал всего одну фразу: "Прах Пушкина сильно истлел". Были обнаружены и волосы. Но чьи? После осмотра хранитель отправил в музейный фонд кусочек гроба и гвоздь. А про волосы "забыл"?

Автор же книги "Медовый месяц императора" Александр Зинухов вообще считает, что обнаружение неизвестных черепов над гробом Пушкина соответствует ритуалу масонов. Кстати, неизвестный череп оказался и над склепом Гоголя в Даниловом монастыре, о чем свидетельствовал писатель Владимир Лидин. В гробу же черепа Гоголя не обнаружено.

Известный исследователь оккультных организаций Воробьевский пишет в одной из своих книг, что головы царской семьи были отсечены от тел.

...

Интересно, что у Таксиля и Батайля Михаил Булгаков почерпнул идею соединения масонства с демонопоклонничеством и пародирования самого масонского обряда, который, впрочем, у автора «Мастера и Маргариты» наполняется также философским содержанием (в сцене "Великого бала у Воланда"). Вместе с тем писатель наверняка был знаком и с научными трудами о масонстве, в частности с фундаментальным двухтомником «Масонство в его прошлом и настоящем», изданном в 1914—1915 гг. под редакцией С.П. Мельгунова (1879/80—1956) и Н.П. Сидорова. Там в статьях секретаря Великой ложи франкмасонов «Астрея» в Москве, Тиры Оттовны Соколовской, «Масонские системы» и «Обрядность вольных каменщиков» освещалась ритуальная практика масонства.
Значимые эпизоды «Мастера и Маргариты», связанные с такими персонажами, как Иван Бездомный, Мастер, Воланд, Коровьев-Фагот и Маргарита, подобно сцене Великого бала у сатаны, являются пародией на масонские обряды.
Булгаковский Мастер, извлечённый Воландом из клиники Стравинского, получает сожжённую рукопись романа о Понтии Пилате, подобно тому, как, по утверждению Батайля, Альберт Пайк будто бы обрёл рукопись масонского устава от самого Люцифера.
Масонская символика присутствует и в образе председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича Берлиоза (один раз в тексте он именуется секретарём МАССОЛИТа, и это, как и председатель, не только бюрократический, но и масонский термин). МАССОЛИТ может быть расшифрован в том числе и как «Масонский союз литераторов». Берлиоз и другие члены союза как бы создают новую, но ложную веру, стремясь на самом деле только к личному преуспеянию и приумножению имущества (стремление масонов к увеличению имущества всех членов союза отмечал, в частности, А.И. Булгаков).
Воланд в «Мастере и Маргарите» выполняет функции масона высшей степени, вроде Великого Командора. Убранство "нехорошей квартиры" перед Великим балом у сатаны напоминает убранство масонской ложи перед обрядом посвящения — бесконечная тёмная зала, освещённая свечами. Священный египетский жук-скарабей на груди Воланда заставляет вспомнить об отмеченной А.И. Булгаковым связи масонского обряда с мистериями Древнего Египта и об указании Т.О. Соколовской на то, что Хирам-Адонирам был учеником египетских мастеров.
Одеяние Воланда — чёрная хламида и шпага на боку — в точности соответствует одеянию и вооружению Великого Командора в обряде посвящения в 30-ю степень «Кадош», или рыцаря белого и чёрного Орла.
Соединение Мастера и Маргариты соответствует содержащемуся в масонском обряде пожеланию ученику «избрать себе подругу, обручиться ей яко невесте, сочетаться чистым и священным браком с премудростью, с небесною девою Софиею». Пародия здесь в том, что олицетворяющая вечную женственность и премудрость Божию Маргарита вынуждена была стать ведьмой, чтобы соединиться с Мастером.
Тут есть связь и с финалом «Фауста» (1808—1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832), где дарование главному герою света совпадает с масонской традицией (Гёте, как известно, был масоном). Однако в соответствии с философской концепцией Булгакова Мастер не получает света.
С Коровьевым-Фаготом связано посвящение в степень «Кадош» — степень рыцаря белого и чёрного Орла. Неслучайно во время визита буфетчика "Театра Варьете" Сокова в "нехорошую квартиру" Гелла впервые называет первого помощника Воланда рыцарем. Детали обстановки, которые видит вошедший, соответствуют пародии на обряд посвящения именно в рыцарскую степень «Кадош».
Театр Варьете — вымышленный эстрадно-цирковой театр. На его сцене Воланд организует сеанс чёрной магии, сопровождающийся потоками «денежного дождя», отрыванием и возвращением головы конферансье, переодеваниями в «салоне парижских мод».
Во время последнего полёта Фагот обретает облик рыцаря чёрного и белого Орла.
Примечательно, что Булгаков употреблял терминологию масонства в своей переписке. В частности, в письме философу и литературоведу П.С. Попову от 19 марта 1932 г. он, имея в виду гибель великого поэта Александра Пушкина (1799—1837), утверждал: «Когда сто лет назад командора нашего русского ордена писателей пристрелили, на теле его нашли тяжелую пистолетную рану. Когда через сто лет будут раздевать одного из потомков перед отправкой в дальний путь, найдут несколько шрамов от финских ножей. И все на спине. Меняется оружие!». Здесь писатель иносказательно говорит о критической заметке драматурга Всеволода Вишневского (1900—1951), сорвавшей постановку «Кабалы святош» в Ленинградском Большом драматическом театре. Себя, как и Пушкина, Булгаков произвел в высшую степень писательского ордена, по аналогии с орденом масонским.

Использована публикация Владимира Петрова в "Липецкой газете"