Ч. 32 Нашли покой на дне океана. Техника

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/02/08/2198

После назначения на должность главкома военно-морских сил гросс-адмирала Денница, гитлеровское командование, начиная с января 1943 года, предприняло меры по сохранению успехов, достигнутых в Атлантике в 1942 году подводными лодками.   

Но и союзники усиливали и постоянно совершенствовали противолодочную оборону. Немцы, чтобы противостоять этому вызову,  отказались от строительства крупных надводных кораблей и продолжали строить только подводные лодки.

Учёные и инженеры Германии напряжённо работали в области совершенствования тактико-технических характеристик подводных лодок. Следует сказать, что они сумели намного обогнать в этом отношении англичан и американцев.

В Советском Союзе такая работа, практически, не велась, поскольку блокада Ленинграда ещё не была прорвана, а Николаев, второй центр судостроительной промышленности, находился на оккупированной территории. 

Первый существенный прорыв совершили немецкие кораблестроители, когда в апреле 1943 года начали устанавливать «шнорхель», устройство, обеспечивавшее работу дизелей на перископной глубине. Несмотря на недостатки первых образцов, это устройство позволило повысить скрытность подводных лодок.

Теперь, без всплытия на поверхность, они могли находиться под водой по несколько суток. Что касается вопросов обитаемости  на подводных лодках, то условия службы на них были тяжелейшими.

Летом 1943 года в немецких конструкторских бюро разработали и приняли проекты дизель-электрических подводных лодок серий ХХI и XXIII. Не вдаваясь в технические подробности, скажу лишь, что эти подводные лодки превосходили по своим характеристикам все подводные лодки США, Англии и Советского Союза.

К счастью, фашисты не успели организовать массовый выпуск подводных лодок этих типов.  Только одна подводная лодка ХХI серии U-2511 успела выйти в свой первый боевой поход в апреле 1945 года под командой опытного командира подв капитан-лейтенанта Адальберта Шнее, но война была уже проиграна.

После войны страны-победительницы, Советский Союз, США и Англия использовали технические решения  в захваченной конструкторской документации и в опытных образцах немецких подводных лодках этих серий при строительстве собственных подводных флотов.

Одна из последних подводных лодок, U-2540, превращена в музей и находится в немецком городе  Бремерхафене. Даже сейчас она производит внушительное впечатление.

Особенно разведки победителей интересовали подводные лодки с парогазовой турбиной, разработанной  выдающимся немецким инженером и учёным Гельмутом Вальтером. Таких подлодок построили всего четыре.

Но не только большие достижения были у немцев в подводном кораблестроении. Совершенствовались они и в создании оружия, радиосвязи, радиолокации и приборов управления подводной стрельбой.

Шесть подводных лодок  подготовили для стрельбы баллистическими ракетами V-2, которые предполагали в апреле 1945 года использовать против США. То, что бесноватый говорил о супер-оружии, имело под собой почву, если учесть, что немецкие учёные были близки к созданию атомной бомбы.

Трудно себе представить, как сложилась бы обстановка на театре военных действий, будь у нацистов запас времени, но, к счастью, его у них не было.

Создание новых подводных лодок было вопросом, пусть ближайшего, но, всё же, будущего. Видя это, Дениц решил заменить будущее качество увеличением количества подводных лодок освоенной конструкции. Он заранее жертвовал подводными лодками и их экипажами, считая, что эти жертвы будут оправданы уничтожением транспортов.

Но, как мы знаем, планы и реальность не совпадают достаточно часто. Штаб Денница решил, что на Севере из 23 подводных лодок достаточно оставить в постоянной готовности шесть для использования против конвоев, идущих в советские порты, и возвращающихся оттуда.

Остальные подводные лодки перевести в Атлантический океан. Но по разным причинам туда перевели только четыре лодки. В январе 1943 года в Атлантике действовали 92 подводные лодки, в то время как последние четыре месяца 1942 года их насчитывалось там 99.

Последняя успешная операция была проведена против конвоя ONS-154, когда подводным лодкам удалось потопить тринадцать транспортов. Потом немцев стали преследовать неудачи.

Дело в том, что противолодочная оборона американцев и англичан совершенствовалась стремительно, а строительство подводных лодок с новыми тактико-техническими характеристиками, шло гораздо медленнее, что неудивительно, учитывая возможности экономики США и Англии.

После того, как подводная лодка U-201 несколько часов преследовала стаю китов, производившую похожий  шум в гидрофонах от кораблей,  немцы стали записывать шумы и обучать своих операторов различать их.

Союзники, чтобы сбить с толку немецких подводников, запускали специальные буи, которые производили подобные шумы. Совершенствовались гидролокаторы на кораблях противолодочной обороны.

Если раньше глубинные бомбы сбрасывались с кормы или с бортов, то теперь надводные корабли вооружали установками «Hedgehog», которая позволяла вести стрельбу глубинными зарядами по курсу корабля. Менялась и тактика действий надводных кораблей.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/11/1906

На фотографии: установка «Hedgehog»