http://www.ulc.ru/
ЗАКОН СИНУСОИДЫ
ГЛАВА 1 ВПТО
ЧАСТЬ 10 ФИНАНСИРОВАНИЕ
Если сказать мягко, в вопросах финансирования я был не особенно силён.
На прежней работе я с этим не сталкивался.
А заниматься выбиванием денег для объединения и другими подобными вопросами, приходилось постоянно.
По всем этим проблемам приходилось параллельно налаживать отношения с финансовой службой вышестоящей организации.
Дельные совета давали многие. В том числе и Поляков.
Так, например, им было высказано пожелание, чтобы мы нашли форму отчёта, устраивающую Управление АСУ, финансовое Управление и главную бухгалтерию.
Это было важно, так как до сих пор единых унифицированных документов и взаимоотношений "РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКИ" и ВПТО АСУ не было. А словесные объяснения и разрозненные документы, как говориться - "К делу не пришьёшь".
14-го мая, после обеда, видел нашего главбуха НИХТИ, из Дзержинки - Сороковикова. Попросил у него совета.
Он сказал, что со своим главбухом нужно найти общий язык, поддерживать, советоваться по финансовым делам, а ругать следует только наедине, и решать некоторые вопросы тоже.
Поскольку финансовая деятельность довольно сложная штука, то не надо доводить дело до второй подписи - это почти всегда - нарушение закона.
- "А вообще в необходимых случаях приезжай, дам советы, какие нужно".
ВПТО АСУ должно было контролировать финансирование выполненных работ всеми областными организациями. Они отчитывались перед нами. Мы, проверив фактически выполненные работы и их объёмы, визировали АКТЫ, по которым БАНК перечислял им деньги.
Кроме того, мы в Управлении АСУ отчитывались за работы ВПТО АСУ, которые назывались - "работы, выполненные собственными силами".
С этими АКТАМИ хлопот было не мало.
Для примера продемонстрирую, как проходило "выбивания денег" для ВПТО АСУ в первый раз после моего назначения и. о. директора.
2 июня я был назначен исполняющим директора ВПТО АСУ. Немножко волновался, начиная проводить свою первую планерку - в новом качестве.
02. 06. 75 г.
Начал проводить планёрку.
Отдел Ананьева не имеется (не присутствует). Его представляет - Борисочкин. Он должен был отчитаться по трем объектам. Но оказывается - ни один не готов.
Много текущих вопросов, притом мелких.
Вдруг меня вызывает секретарь - звонит Анисимов. - "Бросить всё и планёрку тоже. Взять начальника планового отдела и выбивать деньги. Банк завернул платёжное поручение - всё на нуле. Зарплаты не будет минимум до 4-го!!! (вот так начало...)".
Бросили всё. Взяли Бурцева и приехали в Столешников, где был бывший директор Тригубенко, правда, он был корректен. Приказ был уже принесён (точнее два - один о назначении, другой об освобождении).
Мы занялись составлением процентовки работ по старому тематическому плану -- наскребли 114 тыс. (предпроектное обследование предприятия – 44 т., ТЗ – 45 т. и сеть ИВЦ – 24 т.). Подготовили акты, я подписал, и поехали подписывать у Анисимова.
Анисимов подписал оба варианта (но это, вероятно, сделана уступка новому директору).
Он позвонил в кадры, узнал, что Приказ о назначении есть. Дал для примера образец акта передачи и наставлял: - "Вас сделали и.о. - но в ваших руках сделать это назначение - постоянным. Нам не нужно будет искать - покажите себя".
Приведу еще пример.
11. 06. 75 г.
Приехал представитель из Рязани - привёз акт. Вечером от них был ещё один. Я сказал: - "Пусть Лайкам соберёт акты и присылает все сразу, а мы их здесь обработаем".
16. 06.75 г.
Звонили из ЦПТБ - ругались - нет денег на оплату.
Бурцев поехал в РСХТ проводить мероприятия по зачёту денег под договора ЦКТБ. Звонит оттуда - нужно приезжать мне.
Вместе с Булановым поехали - в РСХТ. Пошли к Громыкину (начальник финансового управления). Он сказал: "Нужно платить". Вызвал сотрудника Иконникова. А тот свое - "Нужно платить, но по актам".
Пошли утверждать акт у Полякова - а он у Босенко. Дождались - и утвердили...
С актом были опять у Иконникова - получили добро на выписку платёжного поручения, а счёт был уже отпечатан главным бухгалтером и мной подписан.
Далее - с плановиком Раисой Фёдоровной и актами пошли в РСХТ - к заместителю Громыкина (финансовое Управление) и стали для субподрядчиков выбивать 214 т. р.
Тот сказал - "Акты на акты пока не подписывать", но затем подсчитал сумму, что надо всего - 214 тыс. - "Деньги есть, но госбюджетные. Сходите к главбуху Медведеву".
Пошли. Он нас хорошо принял, но спросил про договора: - "Ваша Светлана Алексеевна ничего объяснить не смогла. Я позвонил Бурцеву, он прислал другую и, наконец, нашли ошибку. Наш человек день искал, а Вы где были???"...
Пришлось оправдываться, и сказать, что один лишний договор... "Ну, вернёте".
В это время к главбуху подошёл зам Громыкина, и я понял, что деньги у них ещё есть, так как он сказал - "Я вообще думал, что нужно 300 тыс. р., но только госбюджетные. Дадим, дадим. Готовьте счёт, а вечером мы сделаем поручение в банк".
Ну, 214 тыс. в кармане, теперь ЦПТБ заплатим и Рязани (я ещё не знал, что недосчитались 60 тыс.). Сумма в актах была уменьшена, так как мы не указали в счёте аванс Рязанцам.
Кто ошибся? Плановики?
Оказалось, что нет ещё акта на 43 тыс.?? И не учли около 20 тыс. по Рязани. А виноват опять Бурцев, да и наши финансисты куда смотрели?
Решили перевести деньги ЦПТБ и аванс и по актам, а в Рязани потом выяснить, и перевести только по актам.
И подобных ошибок упущений было навалом.
Например, посмотрел договор, завизированный Бурцевым с ВНИПИ АСУ по Московскому ОСХТ. Ну, и фрукты! Калькуляции нет. Премия - это ещё дополнительно 20% от 74 тысяч зарплаты (по Постановлению - это в виде исключения 20%, а должно быть меньше). Бурцев - не разобрался, или и не разбирался вовсе?
Трудно было отвоёвывать в ГОСКОМТРУДЕ статус и положение нашей организации...
С плановиком стал подготавливать бумаги для Госкомтруда. В 12-ом часу справку понесли Масленниковой (заместитель начальника труда и зарплаты в РСХТ).
Она нас встретила, посмотрела, и сказала - "Не то, готовьте справку по видам работ, в % соотношении по особо важным работам".
Сели готовить. Потом пошли к Лисиенкову (начальник Управления труда и зарплаты РСХТ). Он сказал, что тематический план (последний, который готовил Бурцев) никуда не годиться, и не убедителен - из него не видно, что же конкретно делают.
Несколько лучше первый - ничего не поймёшь и запутанный. И, вообще, он посоветовал - до Полякова чаще советоваться с ним, показывать планы в Управлениях. - " А то Тригубенко «всё знал» - вот и попал"...
Пришёл Анисимов, и договорились в 2 00 ехать в Госкомтруд.
В это время в Будапеште остыл мой комплексный обед. Пришлось пообедать в РСХТ.
В 14 15 на моей машине поехали в Госкомтруд. Приехали на 15 минут раньше назначенного времени к главному специалисту Филлеру.
Пришлось подождать.
В 15-00 стали беседовать. К нам ещё присоединился представитель Союзной СХТ (из отдела труда и зарплаты).
Основные вопросы - письмо заместителя министра финансов СССР Рябового об оплате и статусе нашей организации.
Им не нравится название - "Всероссийское". Слишком общее, да ещё - "объединение". Кого и как объединяет, да к тому же, такого прецедента не было по проектным организациям. А оплата в соответствии с постановлением 972 должна устанавливаться вышестоящей организацией, создающей организацию, т.е. СОЮЗСЕЛЬХОЗТЕХНИКОЙ.
Филлер вещал: - "Меня не устраивает изменение, но устраивает процедура определения категории и сложности"...
Лисиенков и Анисимов готовы изменить название и тогда вопрос будет исчерпан.
От главного специалиста пошли к начальнику отдела - старшему инспектору (толстый, самодовольный, вежливый). Он нас предупредил, чтобы мы искусственно не завышали объёмы, а то в лёгкой промышленности - полетели люди, и лишились партбилетов.
Он повторил то же самое - "название" и "объединение".
Лисиенков предположил, что, если согласимся на изменения, то на время отсидимся.
Начальник отдела сказал: - "Учтите, будем считать, что разговора не было, и мы не пошлём сразу ревизию, но готовьтесь. А объём 1,9 млн. на 200 человек - это нереально. Полагается всего 3,0 тыс. на 1 работающего (всего должно быть 500-600, а у вас - 1,9 млн.).
Контрагенты - у вас 1 млн., - это много. Значит, и контрагентам и вам идут объёмы. Вам 30%, а им всё. Да, в новом Постановлении СМ на субподряд 30% не будет, а сейчас пользуйтесь".
Женщина - старший инспектор говорит, 3,0 тыс. - это выработка уже с учётом субподряда! Да!
Попрощались.
Возвращаясь из ГОСКОМТРУДА, дорогой Анисимов говорит - "Для объёмов нужно все ВЦ сделать филиалами, с самостоятельным балансом, а от них 30% будет нам, да и для ВЦ категория будет устанавливаться на основе головной".
А я подумал, что название в этом случае будет соответствовать. Нужно это продумать, хотя и масса забот...
Приехал - плановику и Бурцеву рассказал только об оплате, об остальном - воздержался. Тем более, что Анисимов высказал сомнение, что Поляков легко согласится на это. А объединять должны были Слободского и Центр НОТ.
Меня удивляло то, что многие проблемы, решением которых приходилось заниматься, должны были быть решены ещё в начале создания ВПТО, а они почему - то выплывали только сейчас, спустя полтора года.
За выполнение плана в июне месяце, нам полагалась премия. Я стал её выбивать и это мне удалось. И нам дали разрешение на получение премии. Я радовался - ведь всегда приятно получать премию, тем более это произошло в первый (и, к сожалению, единственный) раз. Интересно, но я не помню,- получил ли я лично премию, но заглянув в партбилет, понял, что - получил.
В связи с премией вспоминается следующее. Мы ещё не распределяли премию, когда к нам на Столешников прибыл начальник нашего единственного филиала из Краснодара - Коваль. Он уже знал о премии и о новом начальнике - вот и примчался за тем, чтобы я подписал Приказ, в котором - установил ему сумму, а остальным он устанавливает сам.
В это время на Столешниковом были главный бухгалтер, Бурцев и я.
Коваль принёс для знакомства бутылку коньяка, которую мы все потребили.
Когда стали определять сумму премии Ковалю, он попросил увеличить её. Мы пошутили - "Премию нужно обмыть"... Коваль принял шутку, как - указание, сбегал, и принес ещё две бутылки коньяка, благо магазин был рядом, через двор. Мы ему увеличили сумму премии на величину стоимости купленного коньяка.
Вот таким образом, в самом начале моей работы в ВПТО, я поучаствовал в "коллективной" выпивке. Но это было - первый и последний раз.
Познакомившись с Ковалем, в дальнейшем у нас завязались дружеские отношения. Когда Ираида с Олежкой поехали в отпуск в Джубгу по путевкам, по моей просьбе, именно Коваль встречал их в Ново-Михайловском и отвозил в пансионат.
Вопросы финансирования я постигал методом проб и ошибок. Но ошибки иногда всё же случались.
В самом начале моей деятельности мне постоянно приходилось заниматься выбиванием денег, в том числе и для "своей" организации. И, хотя денежные объемы для ВПТО стояли в плане, выбивать их приходилось с огромным трудом.
Наконец, - деньги выбили. А, когда произвели все платежи, у нас появилась разница между планом и фактическим затратам. То есть - образовалась прибыль. А "прибыли" в нашей бюджетной организации не должно быть...
Это было упущение плановика Антиповой и главного бухгалтера, которые обязаны были меня, неопытного, предупредить, что - получать деньги больше фактических затрат - нельзя, - это прибыль, а прибыль нужно возвращать в госбюджет.
Меня Поляков потом ругал: "Мы вам деньги перечислили с госбюджета, а вы их обратно в бюджет, лучше бы мы их использовали на другие нужды!".