ОТЕЦ. Рассказ второй. ПАЯЦ

Надежда Никифорова
 
Я была ещё совсем девчонкой, когда папа написал эту картину-автопортрет.Она меня потрясла.Неужели отец так себя ощущает в этом мире?
 Сцена жизни, уходящая вглубь бесконечности, за кулисами собрались актёры, художники.Он на подмостках всю жизнь играл какие-то роли. Он устал. Он опустошен, выжат, как лимон. На лице вымученная улыбка.Лоб напряжен от боли. Изуродованная рука тянется к вечности. Конец жизни... Я стояла рядом с картиной и мысленно писала строчки, возможно, нелепого стихотворения. До сих пор его помню:
    "Смейся, паяц!Протягивай руки к бездне!
     Жги свои годы и мысли всерьёз!
     Зевс-громовержец в тебя уже метит -
     А ты - хохочи, до упаду, до слёз!"
 Но почему, почему такая безысходность? Для меня это загадка...В то время он ещё был полон сил! Он садился на велосипед и ехал за 15 километров на дачу, и там совсем даже не отдыхал, а занимался постройкой щитового домика, виноградом, поливкой огорода. Ездил за грибами, а грибником он был заядлым! Много читал, много рисовал, много слушал классической музыки...
 У папы была огромная фонотека. Виниловые пластинки, поставленные вертикально, занимали две полки, если не больше.Бетховен, Моцарт, Верди, великолепные голоса оперных звезд, выдающиеся дирижёры...
 Оперы "Риголетто", "Паяцы" часто звучали у нас в доме. Герои этих опер -шуты. За внешним весельем никто не  видит бушующих чувств главных героев, их отчаянья под улыбающейся маской! Отец часто писал, находясь под впечатлением от музыки. То, что в этой картине отголоски любимых опер - несомненно.
 Папа никогда ни на что не жаловался. То, что у него болит голова или зубы (он очень боялся зубных врачей!) я понимала, когда заглянув в его комнату-мастерскую, видела его лежащим с грелкой под щекой. Я спрашивала,не принести ли ему чего-нибудь, делала ему чай, и оставляла его в покое.Папин чай был особенным! Вкуснее чая, чем из его эмалированной пол-литровой кружки,я никогда не пила!
 Мама тогда работала днями , зачастую дома были только мы вдвоём. Если зазвучала музыка, то это был знак, что к папе можно зайти. Мы говорили с ним обо всем. Практически, все общие знания о мире я почерпнула из этих разговоров.Помню, как он строил для меня одноразовую модель солнечной системы из подручных средств. Часто разговор заканчивался тем, что он вдруг замолкал.Почти не глядя на корешки книг,просто протянув руку в только ему известном направлении, быстро находил нужную,и я  самостоятельно углублялась в дальнейшие поиски информации. Книг дома было море!Энциклопедии, полные собрания сочинений,специальная литература,огромные альбомы ,посвященные художникам от средних веков до современности.Они все были необходимые, все читаемые не по одному разу.Чтобы книга просто стояла на полке - такого не было.В этом огромном море книг у него был заведен свой порядок: я всегда знала, что вот этот шкаф - для классической литературы, здесь я найду фантастику, здесь- фэнтези, на этих четырёх полках - детективы,а на этих - исторические романы.Большая Советская Энциклопедия стояла на самом удобном месте. Пользовалась ею вся семья и довольно часто:во всяком случае лично мне для своих рефератов не приходилось идти в библиотеку, всё было под рукой.
 На покупку книг,пластинок, на самообразование,  папа никогда не скупился. Увидев во мне тягу к подбору мелодий на детском аккордеончике он, не задумываясь, купил для меня пианино, чем, в общем-то, и определил в дальнейшем род моей деятельности.
 Папа пытался приобщить меня к своему увлечению астрономией, но я не прониклась его энтузиазмом. Он с лёгкостью находил и показывал мне на звездном небе разные созвездия, попутно рассказывая, почему именно эти названия они получили. "Легенды и мифы древней Греции" Н.Куна, благодаря отцу, я читала вместо сказок.
 Не только меня он поражал своими знаниями в области, как он говорил, "астрофизики". На пятидесятилетие его друзья-художники сделали ему шикарный подарок: любительский телескоп. Конечно, мы жили в городе, и ночное небо нас редко радовало ясностью и глубиной, однако, летом телескоп собирался прямо на балконе, и папа с удовольствием проводил вечера, разглядывая знакомые ему небесные тела.

Продолжение...http://www.proza.ru/2017/02/10/1647 и http://www.proza.ru/2017/02/10/1842

(картина "Старый паяц" Никифоров Юрий Иванович. фото Никифорова Е.Ю.)